Для меня близка тема обсуждения, как для человека, который пятнадцать лет проработал в Средмаше, непосредственно в оборонно-промышленном комплексе.
Первое, что хочется сказать: конструкторские разработки, которыми занимался Средмаш, когда я там работал в начале 1990-х годов, примерно на 5-10 лет опережали все мировые аналоги. Только сейчас французы, японцы, канадцы, американцы начали близко подходить к прежним "средмашевским" разработкам. Они были настолько серьезны, что пока я не слышал и не читал ни в каких научных статьях о чем-либо подобном. То есть это - как потенциал - до сих пор есть.
Второе: у нас достаточно большое преимущество в так или иначе сохранившейся ресурсной базе научных исследований, в том числе в оборонной промышленности. Да, она частично - и в первую очередь, морально - устарела. Но, тем не менее, она есть и ее можно восстановить. Особенно на тех предприятиях, где произошла концентрация средств, - имеются в виду, в первую очередь, авиационные и ракетные предприятия. Последние пять лет их ресурсная база обновляется.
Самый тяжелый момент - это кадры.
Собственно, у нас есть три поколения кадров в ОПК. Кадры советских времен, которые на момент перестройки, на момент распада СССР, занимали главные посты и держались на своих местах. И до сих пор, между прочим, много где удерживаются. Их называют и "красными" директорами, и как угодно, но, тем не менее, это - некая старая элита.
Есть среднее поколение, люди, которые пришли в ОПК в 1990-х годах, но сейчас или ушли, или собираются уходить в различные рыночные структуры.
Наконец, третье поколение - молодые люди, которые начали работать в оборонном комплексе примерно с 2000 года.
Задачи комплекса может решить только государство. Это такая отрасль, где "чужие" не ходят. Но проблема-то в том, что нет национальной стратегии решения задач оборонного комплекса. Соответственно, нет у нас фактически и военной доктрины. Министр говорит: "на полтора года будем призывать, потом на один"... Но это не доктрина.
И у нас до сих пор нет концепции национальной безопасности. Наиболее интересные идеи в этой области были высказаны, пожалуй, в Послании президента аж в 1996 году!
Имея государственную, национальную стратегию, понимая, что должно быть "на выходе", мы могли бы проводить информационную стратегию. Пиар-разработки - это мы делать научились, слава богу. Если бы было понятно, для чего все это делается, то уж с помощью информационных технологий мы вполне смогли бы обеспечить выполнение поставленных задач и кадрами, и ресурсами, и финансами.
Максим ДИАНОВ
Генеральный директор
Института региональных проблем
http://www.fondedin.ru/
Док. 498328 Перв. публик.: 29.03.06 Последн. ред.: 29.09.08 Число обращений: 146
Дианов Максим Анатольевич
|