В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виталий Воробьев: Дух Шанхая. Назад
Виталий Воробьев: Дух Шанхая.


16-18 февраля в Москве прошла международная конференция "Шанхайская организация сотрудничества: к новому качеству отношений". Ее организаторами выступили Комиссия по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты РФ, Фонд "Единство во имя России", секретариат Шанхайской организации сотрудничества, Институт стратегических и региональных исследований при президенте Республики Узбекистан, а также Центр политических исследований при Госсовете КНР.

В работе конференции приняли участие ведущие эксперты, политологи и дипломаты из России, Китая, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Ирана, Монголии, Индии и Пакистана. Состоялся широкий обмен мнениями по вопросам политического и экономического развития стран-членов Шанхайской организации. Конференция признала необходимость проведения подобного обмена мнениями на постоянной основе. Следующую встречу экспертов решено провести в ближайшем будущем в Пекине.



В немалой степени развитие Шанхайской организации сотрудничества поможет общемировому процессу установления нового - более справедливого и более современного - международного порядка. ШОС возникла не случайно, и это не эпизодическое объединение. Можно связать нынешний день с 1996 годом, когда были подписаны первые соглашения между пятью государствами о мерах доверия вдоль границы с Китаем, но я бы посмотрел еще дальше - в 1992 год. Именно тогда была собрана единая делегация представителей Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России для переговоров с Китаем по пограничным вопросам.



После соглашений 1996 и 1997 годов начался устойчивый процесс сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания. Возник тот феномен, который теперь называется духом Шанхая.

Именно в нем, как мне кажется, состоит основной потенциал этой организации, где все равны и уважаемы, где к мнению каждого участника прислушиваются и учитывают его не формально, а для достижения общего согласия. Главным в принятии любого решения ШОС является то, что мы сейчас называем институтом консенсуса. Хочу подчеркнуть: консенсуса, а не компромисса. Компромисс более зыбкое, а консенсус более прочное и целостное понятие, хотя, может быть, оно для понимания сложнее, чем компромисс. Образно говоря, компромисс - нечто связанное с давлением извне, а консенсус - когда к согласию приходят по внутреннему убеждению.

Атмосфера консенсуса пронизывает деятельность всей организации - начиная от встреч глав государств и заканчивая встречами экспертов. Почему нужно беречь, сохранять и укреплять институт консенсуса? Потому что объективно между странами существуют различия, а вот субъективно вовсе не обязательно этим различиям перерастать в антагонизмы.

ШОС - очень молодая организация, но уже вызывает интерес, сопряженный с признанием того, что становится действующим элементом современной международной политики - самобытным и самостоятельным элементом. Эта констатация может быть приятна для ШОС, но в то же время она ко многому обязывает. Российская сторона исходит из того, что у организации двуединая задача. С одной стороны - противодействие коллективными усилиями новым вызовам и угрозам. С другой стороны - развитие стран-участниц с тем, чтобы, в конечном счете, повысить качество жизни всех их граждан. Вместе с тем организации нужно находить правильный баланс между этими двумя основными составляющими, правильно расставлять акценты.

Нет смысла ожидать, чтобы организация начала брать на себя решение всех возможных проблем в регионе. Нужно находить такие составляющие, которые служили бы общим интересам. Сейчас у ШОС есть большая армия наблюдателей, которые представляют значительную часть человечества, это тоже новый элемент. И здесь должны сочетаться, с одной стороны, активность ШОС, с другой - опыт, знания, и мудрость наблюдателей.

Во всяком случае, ШОС - это элемент, соединяющий ряд цивилизаций, это объединение, которое показывает яркие возможности плодотворного соединения целого ряда культур. ШОС не изолирована в мире, по существу к ней могут в той или иной форме присоединяться любые государства и международные объединения. Но это не значит, что организация - этакий проходной двор. Здесь очень важно находить правильное сочетание задач консолидации с задачами открытости и международного общения. И в этом плане хорошо бы обобщить наработки уважаемых представителей научной общественности.

ШОС расположена географически так, что она как бы соединяет два мощных полюса, существующих сейчас на Земле - это Евро-Атлантическое сообщество, которое давно и активно функционирует, и складывающее сообщество Азиатско-Тихоокеанского региона. В соединении этих полюсов кроются как огромные потенциальные возможности, так и многие риски для Шанхайской организации сотрудничества. И, видимо, здесь тоже нужно все взвесить и найти все правильные механизмы, все соединяющие два полюса аспекты, поскольку ШОС не может быть инструментом антагонизма - это несовременно и неконструктивно.

ШОС еще рано, наверное, уподоблять каким-то существующим международным организациям вроде НАТО или Европейского Союза, хотя подобное соображение для участников организации может быть и приятным. Это растущий организм, которому будут вредны как завышенные ожидания, так и слишком большой скепсис. Для того чтобы этот международный организм успешно развивался и двигался дальше, - а все предпосылки к этому есть, нужно постоянно находить различные балансы динамичного порядка, нужно с каждым шагом открывать новое поле взаимодействия и решительно делать следующий шаг.

Есть большая необходимость в том, чтобы ШОС лучше была позиционирована, как теперь говорят, чтобы был создан запоминающийся образ этой организации. И на это обратили внимание ещё в прошлом году главы государств. Надеюсь, что эксперты подскажут, как это лучше сделать технологически и содержательно. Недаром в Декларации, которая была принята в Астане в июле прошлого года, одной из больших задач обозначено создание пропагандистской службы ШОС. Она, в числе прочих институтов, помогала бы создавать системы и механизмы совместного реагирования стран ШОС на чрезвычайные события, которые ставят под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе.

Хочется, чтобы внутри ШОС не намечалось разделительных линий. Это касается как отношений между странами ШОС, так и их отношений со странами, не входящими в регион. Поэтому мне кажется достаточно спорной концепция выстраивания каких-то приоритетных отношений. Все равны - вот принципиальный подход, безотносительно территории, количества населения и экономического потенциала. Все страны ШОС равны с политико-правовой точки зрения, и я хотел бы ещё раз это подчеркнуть. Признание равенства всех участников - один из инструментов, который труден в эксплуатации, но наиболее результативен.

В то же время необходимо развивать связи не только внутри Шанхайской организации сотрудничества, но и связи ШОС с организациями Азиатско-Тихоокеанского региона. Подобная инициатива уже прозвучала в прошлом году в Ташкенте. Специфическая система взаимоотношений между ШОС и этими организациями может представлять такую кластерную сеть, в которой все элементы между собой связаны, что позволит оперативно и эффективно реагировать на любые вызовы. Сейчас этот процесс ШОС развивает: активно налаживаются связи с АСЕАН, с ЕврАзЭС, прочнее становятся связи с СНГ и ОДКБ.

В общем, ШОС действительно переходит от младенческого возраста к более взрослому. И когда говорят, что организации пока не хватает механизмов сотрудничества, то здесь можно ответить так: это проблема роста организации и расширения тех задач, которые она перед собой ставит.



ВОРОБЬЕВ Виталий Яковлевич,

специальный представитель Президента Российской Федерации

по делам Шанхайской организации сотрудничества.





http://www.fondedin.ru/


Док. 498320
Перв. публик.: 29.03.06
Последн. ред.: 29.09.08
Число обращений: 136

  • Воробьев Виталий Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``