В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Константин Косачев: Формула взаимодействия Назад
Константин Косачев: Формула взаимодействия

Комиссия Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, так быстро созданная, вызывает неподдельный общественный интерес. Я бы пожелал ей стать Министерством иностранных дел Общественной палаты. И в то же время - избежать соблазна стать Министерством иностранных дел гражданского общества России.

Поясню свою мысль. В первой части - сам институт Общественной палаты вызывает сейчас много вопросов в окружающем мире. Примерно полгода назад тема Общественной палаты обсуждалась ПАСЕ в контексте мониторинга России. Там в итоговом докладе сама идея Общественной палаты была признана вредной и несоответствующей идеалам гражданского общества. Представление о том, что Общественная палата - это некий дублер парламента, других структур, которые призваны выражать интересы гражданского общества, за рубежом достаточно распространено и, более того, очевидно кем-то осознанно поддерживается и укрепляется. Создать истинный образ Общественной палаты через развитие контактов, конструктивную деятельность, через нахождение своей ниши в российской общественной жизни - эта задача и всей палаты, и международной Комиссии. Отдаю должное тем, кто придумывал название для Комиссии. Два компонента - международное сотрудничество и общественная дипломатия - действительно два важных элемента ее деятельности.

Пожелание общественной дипломатии не стать Министерством иностранных дел гражданского общества означает лишь то, что Комиссия, конечно же, не должна быть инструментом некоего уплотнения существующих точек зрения и консолидации какой-то позиции. На мой взгляд, Общественная палата - это инструмент, который призван впитывать в себя, а затем выражать, транслировать на другие этажи российского общества все разнообразие существующих в нашем обществе точек зрения. Искренне желаю, чтобы в работе Комиссии нашлось место и тем, кто будет отстаивать принципы свободы прессы и права публикации любых карикатур, равно как и тем, кто с такой же убежденностью начнет отстаивать право конфессий на уважение, недопустимость унижения религий. Хотелось, чтобы в работе Комиссии нашлось место и тем, кто станет отставать принцип выборов в любом обществе, и тем, кто подвергает сомнению этот принцип в случаях, когда необъятная демократия приводит к власти те организации, которые сейчас у всех на слуху. Я имею в виду Ближний Восток и, в частности, Палестину.

Понятно, что президент России, который по Конституции отвечает за политику страны, находится под воздействием, иногда под прямым давлением, трех основных групп интересов. Первая группа - это так называемые государственники, профессионалы, те, кому поручено по роду своей деятельности заниматься внешней политикой. Вторая группа - это бизнес, имеющий свои специфические интересы в окружающем мире. Третья - безусловно, гражданское общество в лице политологов, ученых, журналистов, политиков. Мне представляется, что до сих пор третья группа интересов была достаточно разрозненна и многие позиции, действительно умные и отвечающие национальным интересам России, оставались невостребованными в силу объективных или субъективных обстоятельств. И если Общественная палата и Комиссия смогут консолидировать эти настроения, но, подчеркну, не загоняя их в заранее заданные рамки, это будет безусловным вкладом в становление гражданского общества в нашей стране.

Федеральное Собрание, я в данном случае говорю о Государственной Думе, естественно, приветствует создание Комиссии. В нашем портфеле достаточно много законов, которые могли бы представлять интерес для обсуждения в рамках Комиссии. Упомяну такую тему, как сокращение взносов в бюджет Совета Европы - это проблема, которая затрагивает гражданское общество и должна обсуждаться на самом широком уровне. Отмена смертной казни в Российской Федерации - это, конечно, внутренняя тема, но имеющая международное измерение. Упомяну такие, вызывавшие в нашем обществе интерес, ратификации, как решение приграничного вопроса с Китаем либо предстоящее решение приграничного вопроса с Украиной. Все эти темы будоражат общественное мнение, и позиция Общественной палаты будет, безусловно, услышана и востребована Федеральным Собранием.

На мой взгляд, формула нашего взаимодействия заключается в том, что Общественная палата, и в данном случае Комиссия, является институтом выражения интересов гражданского общества. Федеральное собрание - это институт выражения политической воли общества. Представляется, что в этих двух компонентах мы будем друг другу интересны и полезны.



Константин КОСАЧЕВ

Председатель Комитета Государственной Думы

по международным делам



http://www.fondedin.ru/


Док. 498259
Перв. публик.: 29.03.06
Последн. ред.: 29.09.08
Число обращений: 139

  • Косачев Константин Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``