В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мастерская Елены Черниковой Назад
Мастерская Елены Черниковой
Кроме семи книг художественной прозы Е. В. Черникова написала два учебника: "Основы творческой деятельности журналиста" (2005) и "Литературная работа журналиста" (2007). Здесь мы публикуем фрагменты новой учебной книги Елены Вячеславовны Черниковой - "Журналистское мастерство". Адресаты её - студенты российских вузов, намеревающиеся с пользой для общества и для себя работать в современной русскоязычной журналистике. Более подробно с материалами этой книги можно знакомиться в журнале "Журналист" в ежемесячной рубрике Е. Черниковой "Мастерская КМЖ", выходящей с июля 2008 г.

I.

     Это рубрика-пособие для юных и талантливых, которые хотят в журналистику сильнее, чем на танцпол. Для тех, кто пьёт залпом новые знания, а не пиво. Для тех, кто собирается в двадцать первом веке описывать подлинную Россию, а не какой-нибудь гоблинланд. Им будет нелегко, но мы поможем.

             Если блогер хочет в СМИ, или
         Как разбудить спящую красавицу?

                     Зачем?

    На свете достаточно прекрасных занятий, менее опасных для жизни и душевного здоровья, чем журналистика, но мало таких же притягательных. Однако сейчас в моде регулярные похороны журналистики - вкупе с литературой, кино, театром, - будто в облаке витает золотой образец, но мы все отступили от него прямо в пропасть. Образцы-то есть, и над образованными людьми они, как положено, витают, но почему так много панихид именно по современной журналистике и, что забавно, зачастую - в прессе, анализирующей медиапространство?
     На мой взгляд, журналистика бессмертна. Добывать и распространять сведения о происходящем с людьми всегда кто-нибудь из людей как-нибудь непременно будет. Хоронят её, похоже, от испуга, что почти всем наличным землянам объективно уже даны технические средства рано или поздно познакомиться друг с другом без посредников. Высокие технологии будто сдёрнули с легитимной журналистики флёр сакральности. В тотальном наступлении - блогеры и оцифровка всего на свете, включая индивидуальное познание мира. Поясню.
     Читала я интервью московского учёного-мозговеда, работающего над избавлением будущих поколений от мук медленного и не всегда-де объективного познания - с помощью цифровой колыбельки-кокона, куда будет закачиваться всё, что накопилось у нас тут за тысячелетия, а также новости. Прямо в мозг младенцу. И не в туманное будущее выйдет на поиски счастья выпускник такой колыбельки, а в сознательное, понимаешь, творчество. Страшно, конечно, однако узнала-то я про грядущий кокон познания из качественной газеты. Именно журналистика донесла до меня сведения о том, как романтично хотят упростить моим внукам получение жизненной информации. Экстремальный сей пример своеобразно доказывает нам, что бессмертие журналистики будет обеспечено любой ценой. Как угодно, но вкачать в человека информацию! Спасибо, что предупредили. Не знаю, как сложится судьба зацифрованных младенцев, но что изобретение этого учёного, случись автору пробиться к власти, преобразит первым делом именно журналистику, - несомненно. Пофантазируйте.
    Полагаю, последнее удовольствие, с которым расстанется человечество, если ему вдруг предложат осознанный выбор, это обычная журналистика. Без профессии, смыслом которой является своевременное обеспечение людей достоверной информацией, на основании которой они могут принимать адекватные поведенческие решения, - без неё мы, люди, не проживём. Нам жизненно важно знать от людей, какая завтра погода - во всех смыслах слова. Интернет для этого слишком, простите за тавтологию, виртуален. Способы текстопорождения и доставки информационных грузов будут меняться, как и сейчас, вплоть до, возможно, полной демассификации СМИ, хоть до телепатической журналистики, если найдутся законные носители, но профессия - останется.
    О гибели журналистики толкуют ещё и потому, что из четвёртой власти она в мировом масштабе медленно превращается в первую. Отдельного журналиста можно уволить, но избавиться от власти опубликованного слова никак невозможно. Ни в одном обществе нельзя провести, так сказать, выборы журналистов. Всех выбирают: президентов, депутатов, судей, а журналисты, негодники, будто самоназначенные. Самовольные диктаторы, которых не сбросишь никакой цензурой, тем более что в нашем веке цензура уже неэффективна: мировая паутина решила вопрос навсегда. И даже если где-нибудь выключат всё электричество, хитроумцы найдутся: на воде, на воздухе напишут и передадут. Так уж мы избаловались с ХV века, когда изобретатель печатного станка с разборными литерами Гутенберг, желая всем добра (распространить побольше Библий), подарил человечеству тираж.
    Его-величество-тираж и журналистика - близнецы. Тираж перевёл стрелки: от элитарной информации для избранных - к одинаковой для всех. Назад хода нет. Печатный станок обессмертил принцип демократичной информации, изласкал массы вниманием, а в цифре тираж стал потенциально неограниченным.
    Журналистика бессмертна. Однако срок земной жизни частного человека, журналиста, ограничен, и надо успеть сказать главное, и уцелеть до срока, и не потерять лица, сохранить мундир в чистоте. Молодёжь сейчас активно поступает на факультеты по всей России, дети ходят в клубы юных журналистов, а кто не ходит и не поступает, тот всё равно занимается подобием журналистики, то есть блогерствует, - все что-то сообщают друг другу. Подростки порой даже не догадываются, что массовому Интернету в нашей стране чуть больше десяти лет. Они думают, так было всегда.
    Переход из уютного блога в легитимную журналистику - отдельная психологическая тема. Юный блогер с пелёнок привыкает нести что попало и, придя в официальную редакцию, смущается рамок, теряется перед концепцией. Как направить творческую мысль юного свободолюбца на соблюдение внутрицеховых приличий? Чем мотивировать определённые строгости в принципе, если кругом разудалая свобода, включая все преведы грамматике?

Что делать?
            
    "Что я написал?" - озадаченно спрашивает себя начинающий журналист. Может, это шедевр? Завтра проснусь знаменитым? Вот проснусь я завтра и... Не отпирайтесь: каждая публикация, а первая особенно, вызывает озноб чудесного предвкушения. Волнение, испытанное всеми без исключения литераторами, однажды увидевшими свою фамилию тиражированной, незабываемо.     Назавтра мы приходим, переполненные эмоциями, в редакцию, свершившую волшебное превращение домашнего гения в признанного мэтра, а там - ну, как бы это помягче... ничего нового не происходит. Мир не перевернулся. Коллеги сосредоточенно молотят по клавишам, беседуя по телефонам, - всё, как вчера. Ужас. Может, самый добрый оторвётся на миг от своего монитора и, буркнув привет, скажет, что прочитал, понравилось. И тишина.
    Оставшись наедине со своим горьким счастьем, молодой журналист чуть не плача вглядывается в свежую полосу, в любимую фамилию на ней и думает, что все окружающие - сущие болваны, раз не понимают, как прекрасен его материал, какая правда жизни в нём заключена и каких титанических усилий стоило так складно изложить её. "Наверное, завидуют..."
    Конечно, бывает, что и целовать будут, и хвалить до небес, но крайне редко, и рассчитывать на это не стоит. Лучше заблаговременно усвоить, что вы идёте на конвейер, где не принято радоваться каждой удачно подкрученной гайке. Именно так: на конвейер. Вступив на территорию этого завода, вы стали просто одним из авторов мирового информационного потока, и прыгать антилопой никто по этому поводу не обязан.
    Примерно в таких выражениях и картинах мне приходится отговаривать начинающих журналистов от нашей профессии при первой встрече на первом курсе. Да-да, отговаривать именно тех, кто полны сил и бегают с горящими глазами.
     И в рубрике "Мастерская" я начинаю с приглашения вам выйти вон и податься в менеджеры любого звена. Пока не поздно. Пока вас не погубил этот вполне разрешённый наркотик, с иглы которого соскочить уже не удастся, даже если вас будут лечить лучшие специалисты. Не вылечат.
    У доктора филологических наук Л. Г. Свитич есть очень интересное учебное пособие "Профессия: журналист". Вполне достаточно бегло полистать страницы, относящиеся к профессиограмме журнализма, чтобы даже бешеное честолюбие призадумалось. Оцените, например, самый крупный параграф - "Интегральные качества личности, имеющие существенное значение для успеха в работе". Привожу в сильнейшем сокращении.
    Творческие способности: литературные, журналистские, владение языком и стилем, образной, знаковой и аудиовизуальной системой выразительных средств общения с аудиторией, творческая интуиция, повышенная впечатлительность, впечатляемость, острота восприятия, оригинальность, небанальность, способность к перевоплощению, эмпатия, умение "надеть" на себя роль другого человека, понять его мотивы, систему ценностей, потребности и интересы, журналистский "нюх" на информацию, способность наиболее адекватным образом выражать и предъявлять аудитории информацию, учитывая особенности её восприятия и т. п.     Профессиональные ориентации и качества: сильно выраженная творческая профессиональная мотивация, понимание сущности журналистской профессии, её функций и целей, знание аудитории, её особенностей, владение знаниями, методами, навыками и умениями, позволяющими наилучшим образом выполнять профессиональные обязанности.
    Гражданские качества и социальная ответственность: высокое чувство социальной, гражданской ответственности перед обществом, стремление при помощи информации содействовать его оптимальному развитию, объективность, принципиальность.     
    Гуманность, моральные качества: чувство справедливости, доброта, доброжелательность, чуткость и отзывчивость, способность к сочувствию, честность и порядочность, неподкупность...
    Это далеко не вся цитата, и продолжение непременно воспоследует в другой раз, но уже из этого набора ясно, что не всем следует браться, а берутся все. Блогер - он, как писатель: всё про себя да про себя, даже если про других. А журналисту про себя - последнее дело. Ему про других надо рассказывать, и не себе, а им же, другим. Продуваемый лютыми ветрами мостик... Какая неблагодарная участь, правда? Может, лучше в блогерах пересидеть? Шепнул - и в кусты. Можно под псевдонимом, а можно взять крутое имя, да хоть Чарли Чаплин, и никто не схватит за руку. Ну, конечно, не схватит до поры - пока не нарушишь Конституцию каким-либудь совсем уж оголтелым образом.
     Итак, что делать, если в журналистику тянет неодолимо, а рамки жмут, но самолюбие играет, и графоманский зуд покоя не даёт, как его ни ублажай полумерами блогерства, - как быть?
    Идти. Но: чтобы совершить гениальную ошибку, надо знать правила. Основным творческим (и коммерческим) правилом современной журналистики является строжайшая ориентация на определённую целевую аудиторию. Это правило в рыночных условиях не терпит исключений, и та редакция, которая не соблюдает его, обречена.
    Жёсткая привязка СМИ к целевым аудиториям зародилась в нашей стране в 1991 году, когда, во-первых, была запрещена цензура, а во-вторых, разрешена частная собственность. Учреждать СМИ смогли все желающие, в отличие от советских времён, когда право на это имело только государство. И начался в 90-х издательский бум, в год-полтора своротивший революцию во всех выразительных средствах журналистики. Появилась конкуренция. В отношениях с аудиториями революция продолжается, углубляется, порой гримасничая, но деваться некуда, разве что всем аудиториям всё это надоест и они перейдут на личный, выборочный приём информации из всех мировых источников. Особо продвинутые медиапотребители уже так и живут: не доверяют никому, сами ищут информационные продукты, находят и свысока поглядывают на массового потребителя ток-шоу, сериалов, игрушек тайм-киллер и тому подобного. Однако продвинутых в любой сфере всегда мало - 5-6 %. Остальные поделены, расчерчены, сегментированы, даже если не подозревают об этом. (Продвинутые тоже просчитаны...)
     Целевая аудитория как принцип тоже бессмертна, поскольку на Земле нет ни одного вполне одинокого человека, даже если он отшельник. Каждый индивид вольно или невольно ощущает себя членом какой-нибудь группы, даже если не признаётся в этом самому себе. Путешественник Фёдор Конюхов, в полном одиночестве огибающий планету по самым мёрзлым или мокрым закоулкам, всегда чувствует свою группу: великие путешественники всех времён и народов. Он это сам сказал мне в интервью на радио.
    Если вы пока пользуетесь только трамваем, то на время поездки вы - потенциальный член целевой аудитории "пассажиры трамвая". И для вас можно придумать искромётное СМИ, удовлетворяющее ваши информационные потребности. А! вы говорите, что для трамвая у вас есть дорожный детектив-pocketbook, отчего в поездке не возникает никаких иных информационных потребностей? Не беспокойтесь: возникнут, когда за дело примется журналист, владеющий способами и методами обращения к целевой аудитории. Откуда же такой журналист возьмётся? Хм, он ещё в школе прочитает материалы "Журналиста" и создаст для трамвайного пассажира неотвратимое СМИ, мощно орудуя принципами работы с целевыми аудиториями. Собственно, в успешных медиа только так всё и происходит, а юные читатели "Мастерской" узнают здесь их секреты.
    Кто же она по сути, по крови, по душе, эта спящая красавица целевая аудитория, за которой все бегают, будто принцы на выданье?
    Домашнее задание. Послушайте день-другой какое-нибудь новое для вас радио и напишите, для какой целевой аудитории, по вашему мнению, оно работает. А именно: где живут целевые адресаты, сколько у них денег и откуда, какое образование, семейное положение, вероисповедание, политические пристрастия, привычки, одежда, пуговицы, транспорт, домашние животные, пейзаж за окном, любимые сказки, нелюбимые сказки, фильмы, всё прочее и, конечно, возраст. Последнее - как можно уже. Не с 15 до 50, а, например, с 15 до 17 лет или с 35 до 40, или как-то ещё. Попробуйте описать обычный день целевого адресата: во сколько встаёт, что делает в течение суток, о чём мечтает и так далее. Каждый вывод постарайтесь подтвердить ссылкой на определённый материал из выбранного вами СМИ.
    Продолжение следует. Пишите в "Журналист", и в редакцию сетевого СМИ VIPERSON.RU, обсудим.

Когда надумаете написать автору, то вот сюда: litera-elena@yandex.ru

http://nasledie.ru/

Док. 498232
Перв. публик.: 29.09.08
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 444

  • Черникова Елена Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``