В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
БУЛАЕВ Николай Иванович: `Мне было предопределено стать учителем` Назад
БУЛАЕВ Николай Иванович: `Мне было предопределено стать учителем`
В Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, избранной в декабре 2003 года, Комитет по образованию и науке возглавил кандидат педагогических наук Николай Булаев - член Центрального политсовета Всероссийской партии "Единая Россия". В первом интервью, которое новый председатель Комитета дал "Вестнику образования", мы специально не акцентировали внимание на его текущей работе, планах, перспективах и пр. Об этом речь пойдет в ближайших номерах. А сегодня мы решили просто представить Николая Булаева нашим читателям. Полагаем, для постоянной аудитории журнала такой поворот парламентской темы представляет особый интерес. Ведь от своих предшественников на посту профильного комитета Госдумы Николай Иванович отличается прежде всего тем, что долгое время работал в системе образования.

- Николай Иванович, почему именно вы возглавили Комитет по образованию и науке? Ведь в Госдуме 1999-2003 года вы работали заместителем председателя другого комитета - по информационной политике.
- Во-первых, моя работа в Комитете по информационной политике имела прямое отношение к системе образования. В прошлой Думе я был инициатором шестнадцати законопроектов, ставших федеральными законами, многие из которых касались проблем образования. Я всегда был в числе депутатов, добивавшихся повышения зар-платы работникам образования. Например, мы не допустили отмены 25-процентной надбавки для учителей в 2001 году, сохранили льготы по коммунальным платежам для учителей сельских школ. Во-вторых, проблемы системы образования мне близки, поскольку я проработал в ней тридцать лет и до сих пор ощущаю себя школьным учителем. Наверное, это ощущение невозможно вытравить, чем бы я ни занимался. Не бывает так, чтобы человек был учителем, а потом вдруг перестал. Я всегда шучу, что мне было предопределено стать учителем - ведь я родился первого сентября.

- Как вы стали депутатом Госдумы?
- В 1999 году я прошел в Госдуму по списку блока "Отечество - Вся Россия". Работая ректором Института развития образования в Рязани, я возглавлял региональную организацию "Отечество". На выборах 1999 года наше региональное отделение очень неплохо себя проявило и избирательный блок в Рязанской области набрал больше голосов, чем во многих других субъектах Федерации. А в прошлом году я избирался в Госдуму в Рязанской области, по 149-му одномандатному округу. Мне удалось набрать более 30 процентов голосов, в то время как ближайший конкурент получил в два раза меньше. Кстати, депутату, который уже работал в Думе, избираться по одномандатному округу крайне сложно - мало давать обещания; нужно доказывать, что за прошедшие четыре тебе удалось многое сделать.

- Вы испытали на себе действие "грязных технологий" в ходе избирательной кампании?
- Избирательная кампания была очень сложной, некоторые мои соперники зачастую нарушали закон. Поэтому по окончании кампании мною были инициированы несколько уголовных дел, в том числе связанные с вымогательством и шантажом. Я считаю, что криминал должен быть выявлен, поэтому все эти дела будут доведены до конца.

- Расскажите пожалуйста, про то, как вы начинали работать учителем в сельской школе.
- Окончив Рязанский педагогический институт по специальности "учитель физики", я пришел работать в школу села Казачья Слобода Шацкого района Рязанской области. В этом селе я родился, учился в этой школе. Там работал исключительно профессиональный коллектив. Меня очень хорошо приняли, потом проводили в армию, а когда я оттуда вернулся, - женили. Кстати, в институте я учился в одной группе с моей будущей женой. Мои дети - сын и дочь - также окончили Рязанский педагогический институт. В родной школе мне работалось особенно интересно - ведь директор и завуч не так давно были моими учителями. И когда я вернулся к ним молодым специалистом, они продолжали меня обучать и воспитывать. Учителя сельской школы - это люди особого склада, интеллигенты в самом широком понимании этого слова. Они не просто исполняли свои административные обязанности, а помогали молодым учителям состояться как профессионалам. Я хорошо помню, как завуч Лидия Андреевна Медведева пришла на один из первых моих уроков математики в пятом классе. Этот урок в силу разных причин я провел довольно слабо и ожидал, что Лидия Андреевна сделает мне замечание. Но она просто сказала, что на следующий день снова придет ко мне в класс. Тем самым она заставила меня размышлять о том, как сделать урок лучше. А ведь могла бы раскритиковать и тем самым отбить у меня всякую охоту работать.

- Почему же вы проработали в своей родной школе всего год с небольшим?
- Потому что моя жена - тоже учитель физики, и в Казачьей Слободе, где всего одна школа, для нее не нашлось работы. Мы переехали в село Гавриловское Спасского района, где оба нашли работу по специальности. В Гавриловской школе я стал заместителем директора, преподавал еще и начальную военную подготовку, поскольку после службы в армии получил звание лейтенанта. В те годы по всей стране только начинали организовывать занятия по НВП: мы построили тир, создали оружейную комнату, участвовали в различных соревнованиях. Про нас даже фильм сняли. Очень скоро районное начальство решило, что у меня есть организационные способности, и председатель райисполкома предложил мне возглавить отдел культуры. Для двадцатитрехлетнего сельского учителя это было весьма необычное предложение. Я согласился и четыре года занимался организацией культурной деятельности в районе. По-моему, получалось неплохо. Мы создали один из лучших народных театров в стране - выступали в Кремлевском дворце съездов, нас показывали по первому каналу, ездили на гастроли по Советскому Союзу и за рубеж. В Спасском районе была лучшая в области агитбригада, лучший вокально-инструментальный ансамбль. В наш район приезжал министр культуры СССР и его заместители.

- Но очень скоро вы все же вернулись на работу в систему образования.
- Да, я стал директором Спасского педагогического училища, проработав на этой должности двенадцать лет. Это самый светлый период в моей жизни - удалось воплотить много новаторских идей, которые и сейчас не потеряли актуальность. Например, в начале 80-х годов вместе с ректором Рязан-ского пединститута мы обратились в Министерство образования РСФСР к Маргарите Ро- мановне Леонтьевой, которая тогда возглавляла Департамент общего среднего образования, с предложением принимать выпускников Спасского педучилища сразу на третий курс пединститута. Эту идею поддержал министр образования, и нам разрешили провести эксперимент. Выпускники училища стали поступать на третий курс, и никаких проблем у них не возникало. Ведь они были очень хорошо подготовлены и зачастую знали методику лучше, чем иные педагоги с высшим образованием. Мы провели еще один эксперимент, который с 2005 года планируется проводить в масштабах всей страны, - по профильному обучению. В середине 80-х годов при Спасском педучилище был открыт лицейский класс, в котором осуществлялось профильное обучение. Мы набрали выпускников основной школы и предложили им получить общее среднее образование с одной из специализаций - физико-математической, химико-биологической, гуманитарной, филологической, спортивной и др. Всего в классе было 25 человек, на занятиях в рамках того или иного профиля их делили на группы по 3-5 человек. Сто процентов выпускников этого класса поступали в вузы Рязани и Москвы - они были настолько хорошо подготовлены, что им не требовалось никаких льгот. Кстати, обучение в лицейском классе при Спасском педучилище ведется и по сей день.

- Как осуществлялся отбор в этот класс?
- Разумеется, на конкурсной основе. Примечательно, что мы отбирали не только детей, но и учителей. В основном в этом классе преподавали сотрудники нашего училища, но были и школьные учителя.

- Какие еще новшества вы внедрили в училище?
- Уже в начале 80-х годов мы активно внедряли в учебный процесс информационные технологии. Как известно, студент педучилища дает много пробных уроков, на которых его работу оценивают методисты и другие студенты. Получается, что на таком уроке в маленькой классной комнате одновременно находятся 15-20 детей, столько же студентов, да еще и методисты. Ученикам начальных классов выдержать это очень трудно. Чтобы упростить процесс, мы создали систему видеонаблюдения - провели километровой кабель от базовой школы до училища, поставили в школе камеры, в училище - телевизоры. Уроки можно было смотреть и анализировать в ходе прямой трансляции.

- В советские годы руководить учреждением образования было проще, чем теперь. Ведь проблема финансирования не стояла так остро.
- Я бы не сказал, что все было так уж гладко. Например, нам не давали денег на капитальное строительство - приходилось строить за счет средств, выделяемых на капитальный ремонт. Однажды за несколько месяцев мы построили таким образом большой кирпичный спортзал. Начали строить в мае, а в сентябре он уже стоял под крышей. Меня за это строительство чуть не сняли с работы. В сентябре нагрянула комиссия из Москвы и, не разобравшись, обвинила меня в том, что спортзал не запущен к началу учебного года. Я пытался оправдаться, что, дескать, спортзал построен хозяйственным способом и будет готов зимой, что в городе аналогичное сооружение будут строить несколько лет. Но меня не хотели слушать. Вдобавок я оказался виноват и в том, что "классные комнаты превращены в складские помещения" - туда только что завезли новую мебель, которую планировали собрать после того, как все студенты вернутся "с картошки". В общем, через неделю меня вызвали на ковер в Министерство (в те годы директоров педучилищ назначали в Москве). Увольнения удалось избежать, ограничились строгим выговором. Правда, вся эта история кончилась на редкость благополучно. Через неделю ко мне приехала другая комиссия, которая проводила проверки в течение двенадцати дней. После чего училище признали победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании и наградили переходящим Красным знаменем. Мне тогда было 33 года, появилось предложение присвоить звание заслуженного учителя. Но областное начальство решило, что для этого я слишком молод. Это звание я получил лишь через шесть лет и некоторое время был самым молодым заслуженным учителем в России.

- Как вы стали ректором Рязанского института развития образования?
- С 1990 года я работал заместителем председателя облисполкома, где курировал образование, здравоохранение, культуру, - говоря современным языком, был вице-губернатором по социальной сфере. А в 1994 году, когда вновь избранный губернатор пришел со своей командой, я перешел на работу в Рязанский институт развития образования (РИРО), который был создан на базе Института усовершенствования учителей. Проработал там шесть лет, был награжден орденом Почета, что довольно редко для руководителя образовательного учреждения. В этом институте также удалось внедрить много новшеств. Например, в середине 90-х годов, когда перебои с финансированием системы образования стали обычным явлением, у районных управлений образования не хватало денег, чтобы направлять педагогов на учебу в Рязань. И мы стали возить преподавателей РИРО в районы - они работали с учителями на местах. Кстати, за время моей работы в институте учителя из Рязанской области дважды побеждали на Всероссийском конкурсе "Учитель года" - мы целенаправленно готовили педагогов к участию в этом конкурсе. Институту было крайне трудно существовать на бюджетные деньги, и приходилось привлекать внебюджетные средства. Например, мы открыли гостиницу, доходы от которой шли на доплаты работникам РИРО. При институте начали работать подготовительные курсы для абитуриентов, на которых их обучали преподаватели педагогического университета. Говорят, что благодаря этим курсам в Рязани сильно сократились масштабы частного репетиторства. Недавно я был в институте - курсы по-прежнему работают.

- Пригодится ли вам опыт педагогической и организационной работы для руководства Комитетом по образованию и науке?
- Несомненно. Большинство депутатов, работающих в нашем комитете, знают непонаслышке, что такое система образования. Для того чтобы создавать эффективные законы, очень важно понимать процессы, которые происходят сегодня в средней и высшей школе. Некоторые принципы работы системы образования должны оставаться незыблемыми на протяжении долгих лет, а кое-что, напротив, нужно менять, руководствуясь известным принципом "не навреди!". Члены нашего комитета хорошо понимают, что необходимо сделать сегодня для эффективной работы учебных заведений.



http://www.vestnik.edu.ru/bulaev.html

Док. 497997
Перв. публик.: 28.09.04
Последн. ред.: 28.09.08
Число обращений: 207

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``