В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зинаида Драгункина: Итоги эксперимента по ЕГЭ подведены на парламентских слушаниях, организованных профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации Назад
Зинаида Драгункина: Итоги эксперимента по ЕГЭ подведены на парламентских слушаниях, организованных профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации
Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии провели в здании Российской академии образования парламентские слушания на тему: "О едином государственном экзамене".

В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители органов власти субъектов Федерации, а также различных групп образовательного сообщества из 49 регионов России.

Открывая слушания, председатель Комитета по образованию и науке Николай Булаев заметил, что общественное обсуждение по такой теме проводится не в первый раз. Три года назад проблема обсуждалась на парламентских слушаниях в Госдуме. "Эксперимент по единому государственному экзамену идет достаточно давно, - сказал Н.Булаев. - В ближайшие два года мы выйдем на финишную прямую, и надо будет принять решение по ЕГЭ, определить, что это такое для страны вообще и для школы в частности. Решение не очевидное и не бескомпромиссное". Сообщив, что к внесению в Госдуму готовится законопроект о ЕГЭ (поправки в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), Н.Булаев предложил подробно обсудить его еще до начала официального рассмотрения палатами Федерального Собрания.

Руководитель службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, напомнив, что эксперимент по ЕГЭ стартовал в 2001 году в пяти регионах, сообщил, что в этом году в нем приняли участие уже 80 субъектов Федерации. Каждый год растет число вузов и техникумов, участвующих в системе единого государственного экзамена. Всего через ЕГЭ в 2005 году прошли 853 тысячи студентов. Со ссылкой на данные интерактивного опроса В.Болотов сообщил, что 51% школьников считает ЕГЭ "вполне приемлемой" формой итоговой аттестации.

К настоящему времени экзаменационные вопросы (тесты) разработаны по всем предметам, по которым проводятся вступительные испытания в вузы, сообщил В.Болотов. В ближайшем будущем планируется ввести единый экзамен по информатике.

Сопоставление школьных оценок и результатов ЕГЭ, по словам руководителя Рособрнадзора, свидетельствует о том, что в 36% случаев школа завышает оценку, в 13% - занижает. Сдавая ЕГЭ, очень немногие выпускники набирают 100 баллов из ста возможных. По данным В.Болотова, общее количество выпускников, набравших хотя бы на одном экзамене более 95 баллов - 630 человек на всю Россию.

В ходе реализации эксперимента пришлось столкнуться с фальшивыми свидетельствами о сдаче экзамена. В связи с этим, сообщил В.Болотов, "есть предложение изъять бумажные свидетельства и вести только электронную федеральную базу". Поскольку ЕГЭ позволяет повысить мобильность образования для выпускников школ, в том числе сельских, в ближайшее время актуальными будут проблемы общежитий и образовательных кредитов.

Еще одна проблема, по словам В.Болотова, связана с тем, что "все больше управленцев начинают допускать возможность использования результатов единого экзамена для оценки школы и переаттестации учителей". Рособрнадзор считает, что "напрямую" использовать результаты ЕГЭ при аттестации школ и учителей нельзя, но "учитывать и анализировать" их необходимо.

Член Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Зинаида Драгункина констатировала, что за последние годы государственный экзамен широко распространился на территории Российской Федерации. За пять лет более чем в 15 раз увеличилось количество субъектов РФ, принявших участие в эксперименте. В 30 раз возросло число выпускников, сдавших экзамены по форме ЕГЭ. Накоплен определенный опыт по разработке и апробации соответствующих технологий.

Если цели эксперимента - повышение объективности оценки образования, его качества и доступности - изначально не вызывали отторжения, то с механизмом реализации поставленных задач оказалось сложнее. Полярность суждений - от полного неприятия до полного признания ЕГЭ - сохраняется и по сей день. Не подвергая сомнению необходимость введения единого госэкзамена, З.Драгункина обозначила ряд проблем, которые усложнили и без того непростую ситуацию с реализацией эксперимента.

"Разработка ЕГЭ, - констатировала она, - началась без необходимого концептуального обеспечения, все усилия были сосредоточены на создании контрольно-измерительных материалов (КИМ), не было должной связи с другими аспектами модернизации, разработкой образовательных стандартов". Не были, по ее словам, обоснованы предложения по составу обязательных экзаменов и экзаменов по выбору. Проведение эксперимента осуществлялось без соответствующего законодательного обеспечения. Отсутствовал точный расчет необходимых финансовых затрат, не были определены объемы и источники финансирования ЕГЭ. На реализацию мероприятий концепции модернизации российского образования, в том числе эксперимента по ЕГЭ, целевые средства в бюджете не предусматривались. "Финансирование эксперимента из федерального бюджета началось с опозданием, что заметно осложнило его проведение, - сказала З.Драгункина. - По мнению ряда субъектов Федерации, нехватка средств по-прежнему сохраняется. Затраты из федерального бюджета на проведение ЕГЭ в 2001-2004 годах составили 1,8 млрд. рублей. В федеральном бюджете на 2006 год средства на обеспечение эксперимента по ЕГЭ запланированы, но в недостаточном объеме. Это может привести к снижению заинтересованности субъектов Федерации в участии в нем". По мнению члена профильного Комитета Совета Федерации, необходимо определить правовой статус региональных центров оценки качества образования, установить порядок и нормативы финансирования работ по проведению ЕГЭ на всех уровнях. Точный финансовый расчет позволит вести аргументированный диалог с оппонентами, утверждающими, что ЕГЭ - чрезмерно дорогостоящий и трудоемкий проект.

Обеспечить успешную реализацию объединенных в ЕГЭ функций государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний можно только в случае создания двухуровневой системы оценки, по которой оценивался бы базовый уровень, основанный на стандарте школьного образования, и уровень, позволяющий оценить способность выпускника осваивать более сложные программы. По мнению З.Драгункиной, целесообразно оставить вузам право проводить дополнительные вступительные испытания, когда это необходимо. Обосновывая такое предложение, они привела пример несоответствия высоких баллов ЕГЭ реальному уровню знания. Так, из 10 абитуриентов 2004 года, предъявивших свидетельства по ЕГЭ по математике при поступлении в Московский государственный горный университет, только двое подтвердили свои результаты на вступительных испытаниях.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Чернышов заявил, что ЕГЭ, в той форме, в которой он проводится, не побуждает, а, наоборот, сковывает инициативу и создает границы для развития интеллектуальных способностей. "Если раньше репетиторы "подтягивали" ученика по разным предметам, то теперь "натаскивают" на сдачу тестов. Зубрежка отрывочных знаний все больше входит в плоть и кровь образовательного процесса, а коррупция из вузов спускается на школьный уровень", - считает он.

Председатель Союза ректоров России, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий обратил внимание участников слушаний на то, что тесты едины, а стартовые возможности учеников разные. Говоря об аттестации школ, он предложил создать систему постоянного мониторинга успеваемости учеников, национальную базу данных. Тесты и "контрольные замеры", по словам В.Садовничего, следует производить не только в выпускном классе, а постоянно. Это позволит исключить случайность в оценке знаний. Результаты единого государственного экзамена, по его мнению, не могут и не должны быть единственным критерием при поступлении в вуз. Целесообразно совместить разные способы приема в вузы: ЕГЭ, олимпиады и творческие конкурсы. Наряду с этим вузы должны иметь возможность проводить письменные экзамены и устные собеседования, чтобы наиболее объективно выявить способности абитуриентов. Виктор Садовничий призвал к крайней осторожности при ведении ЕГЭ. "Ни один талантливый человек не должен быть потерян", - подчеркнул он.

Пресс-служба Государственной Думы РФ

http://www.parlcom.ru/index.php?p=MC83&id=7141

01.12.2005


Док. 497792
Перв. публик.: 01.12.05
Последн. ред.: 27.09.08
Число обращений: 39

  • Драгункина Зинаида Федоровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``