В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЭХО МОСКВЫ Назад
ЭХО МОСКВЫ
Гости: Мирон Тацюн
Ведущие: Ольга Бычкова
Передача: Интервью

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Мирон Тацюн президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров РФ.
Эфир ведет Ольга Бычкова.

О. БЫЧКОВА "Эхо Москвы" представляет сегодня президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, Мирона Тацюна. Добрый день, Мирон Васильевич.
М. ТАЦЮН Здравствуйте.
О. БЫЧКОВА И мы будем говорить о том, что происходит в лесной отрасли в России, как она пытается перестраиваться, и какие там есть проблемы. Но вначале я вот о чем хотела вас спросить: чьей собственностью является лес в России, кому он принадлежит?
М. ТАЦЮН Я думаю, что не является секретом для всех граждан России информация о том, что Российская Федерация является самой крупной лесной державой, на территории нашей страны расположено примерно 25% мировых запасов древесины. А по наиболее ценной, хвойной древесине, 33%. У нас есть такой закон, называется "Лесной кодекс", в соответствии с которым леса являются федеральной собственностью. И я должен отметить, что этот закон прошел даже Конституционный суд. Два субъекта Российской Федерации ставили вопрос о том, чтобы признать закон не конституционным в той части, которая касается собственности не только федеральной, они предлагали признать в совместном ведении. Закон был признан конституционным. Таким образом, мы можем утверждать, что леса это федеральная собственность.
О. БЫЧКОВА То есть, всем, что происходит в лесу, всеми этими ресурсами распоряжается государство на самом деле. Или это не совсем так?
М. ТАЦЮН Если говорить точно по закону, то управляет лесами правительство Российской Федерации, либо орган, им уполномоченный. На сегодняшний день, если продолжить ответ на ваш вопрос, лесной комплекс, к которому надо относить не только, собственно, леса, но и предприятия, которые работают в лесной промышленности Российской Федерации. Это вместе хозяйство, лес и промышленная структура называется лесным комплексом России. Он является подведомственным нескольким федеральным министерствам. Что касается управления лесами, этот вопрос находится в компетенции Министерства природных ресурсов Российской Федерации, что касается лесопромышленной части, вопрос находится в ведении Министерства промышленности, науки и технологии Российской Федерации.
О. БЫЧКОВА Ну, сколько вообще субъектов существует на этом лесном рынке?
М. ТАЦЮН По разным оценкам на этом лесном рынке работает примерно 30 тысяч предприятий. Среди этого огромного количество примерно 3 тысячи это средние и крупные предприятия. Остальные предприятия это мелкие, небольшие, значительная часть этих предприятий сегодня появляется, завтра исчезает, поэтому оценки такие, скажем, экспертные.
О. БЫЧКОВА То есть, получается, что лес, на самом деле, принадлежит каждому из нас в России, любой лес?
М. ТАЦЮН Абсолютно точно. Лес, поскольку он является федеральной собственностью, он принадлежит России, принадлежит ее гражданам.
О. БЫЧКОВА Может ли быть так, что когда-то какие-то части этого будут приватизированы?
М. ТАЦЮН Я думаю, что в перспективе у нас появятся обязательно и частные леса, то есть, какие-то участки могут быть приняты на уровне законодательном решения о том, что они могут быть проданы. Но пока это леса федеральная собственность.
О. БЫЧКОВА Больше или меньше становится лесов в России? Очень распространено мнение, что российский лес вырубается нещадно, продается вместо того, чтобы беречь его и, скажем, пользоваться какими-то другими ресурсами, в том числе, и не российского происхождения, как это делают многие страны.
М. ТАЦЮН Вы знаете, я думаю, что следует назвать некоторые цифры для того, чтобы объективно ответить на поставленный вами вопрос. Если назвать цифру расчетной лесосеки, то есть, это, для простоты, объем рубки, который мы можем заготавливать всегда, это то, что произрастает на территории страны. По главному и промежуточному пользованию лесом расчетная лесосека составляет примерно 700 миллионов кубометров. В самый максимальный объем заготовки, который был в советское время, - как известно, из 100% заготавливаемой в советское время древесины примерно 90-80% заготавливалось на территории Российской Федерации, - так вот, самый большой объем, который был заготовлен, он составлял примерно 360 миллионов кубометров, то есть, примерно половину от того объема, который ежегодно можно заготавливать на территории Российской Федерации.
О. БЫЧКОВА То есть, можно еще больше?
М. ТАЦЮН На сегодняшний день мы заготавливаем, вот с началом реформ объемы заготовки резко упали, в 3-4 раза, и например, по прошлому году, по данным Госкомстата мы заготовили примерно 100 миллионов кубометров древесины.
О. БЫЧКОВА Сейчас вы объясните, что стоит за этими цифрами, через минуту.
-
О. БЫЧКОВА Уже есть вопросы к гостю на нашем эфирном пейджере. Кирилл просит объяснить, что это за предприятия, о которых вы сказали, которые сегодня появляются, а завтра исчезают, и что они успевают за это время сделать с лесами?
М. ТАЦЮН Это, скажем так, в основном малые предприятия, которые имеют право по действующему законодательству прийти в лесхоз, купить лес на корню, его заготовить, и продать. Естественно, поскольку не очень эффективным с точки зрения экономического результата является работа непосредственно по заготовке и продаже круглого леса, более эффективной является переработка древесины, то есть, продажа продукции глубокой переработки. Но многие из этих небольших предприятий работают недолго и прекращают свое существование.
О. БЫЧКОВА То есть, они сразу рассчитаны, чтобы проработать недолго, собрать денег, и исчезнуть?
М. ТАЦЮН Ну, тут ответить так на общий вопрос достаточно сложно, потому что огромное количество мелких предприятий занимается торговлей лесом. Мы-то считаем как раз, что с точки зрения интересов лесопромышленного комплекса и лесного комплекса в целом, это не очень эффективное мероприятие, если случайные люди появляются в лесу, потому что они думают, что все это просто. И, сталкиваясь с большими трудностями, они в результате не могут организовать и свой бизнес, и наносят, соответственно, ущерб в целом Российской Федерации. Почему? Потому что, этот небольшой объем, попадая на рынок в круглом виде, он его, естественно, разрушает, потому что появляется неквалифицированный экспортер, на рынке складывается ситуация иллюзорная, большого количества поставляемого леса. На самом деле, его нет такого количества и это, естественно, отрицательно сказывается на работе и крупных экспортеров, в том числе.
О. БЫЧКОВА Все, о чем вы говорите, это так или иначе связано с управлением всем этим комплексом. Насколько эффективно или не эффективно оно сейчас осуществляется? И насколько вмешивается государство в эту работу?
М. ТАЦЮН Мы с вами уже говорили, что два федеральных министерства отвечают за работу лесного комплекса в Российской Федерации. До недавнего времени по управлению лесами была специальная служба, называлась федеральная служба лесного хозяйства, Рослесхоз. Мы считаем, что управление лесами и вопрос контроля за соблюдением лесного законодательства это абсолютно не совместимые в одном ведомстве задачи. То есть, мы считаем, та организация, которая занимается управлением лесами, ведет в лесу хозяйственную работу по рубкам ухода, по другим видам санитарных рубок, отводит лес на корню крупным заготовительным предприятиям, она не может сама себя контролировать. Это проблема номер один. Проблема номер два, это государственное регулирование в промышленном секторе. На сегодняшний день назову только одну цифру. Экспортом из Российской Федерации занимается, по данным за прошлый год, примерно 13 тысяч юридических и физических лиц. Таких проблем, которыми нужно заниматься в рамках государства, их огромное количество. И мы считаем, что должен быть орган, который бы занимался в стране как управлением лесами, так и вопросами государственного регулирования в промышленном секторе. При том, вопрос контроля за соблюдением действующего законодательства должен быть совершенно в другом органе федеральной власти, чтобы не было совмещения функций. Таким образом, можно сделать вывод о том, что та структура, которая есть сегодня, по нашему мнению, не является оптимальной.
О. БЫЧКОВА Это предложение, которое вы собираетесь внести правительству?
М. ТАЦЮН Скажем так, это одно из многих предложений по повышению эффективности использования лесного комплекса, которые мы подготовили, направили их в правительство вот в прошлую субботу, и 22-го февраля этого года будем рассматривать все эти предложения с участием Ильи Иосифовича Клебанова, вице-премьера российского правительства, с участием 10-ти примерно федеральных министерств и ведомств, 20-ти губернаторов крупных субъектов Российской Федерации, и примерно 100 крупных лесопромышленных предприятий в городе Сыктывкаре республики Коми.
О. БЫЧКОВА Когда правительство последний раз обсуждало эти проблемы вот на самом высоком уровне?
М. ТАЦЮН На самом высоком уровне этот вопрос рассматривался примерно 5 лет назад.
О. БЫЧКОВА Ну, это давно было, значит.
М. ТАЦЮН Достаточно давно, поэтому я считаю, что то обстоятельство, что правительство включило вопрос в план работы, и на заседании правительства он будет рассмотрен 7-го марта это положительное явление, и мы его с удовлетворением отмечаем. Надеемся, что решение по основным вопросам в этот раз будут приняты.
О. БЫЧКОВА Несколько вопросов на пейджер от наших слушателей. Елена спрашивает, что делается для охраны ценных пород дерева в Приморском крае, где, как она пишет, безобразничают китайцы? И Виктор также говорит, что китайцы бесхозяйственно захватывают леса в Приморье, а в Карелии российские леса эксплуатируют финны.
М. ТАЦЮН Если говорить о Карелии, то финны, конечно, не эксплуатируют российские леса, работают там наши предприятия, то есть, юридические лица, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации. Другое дело, что очень значительный объем древесины, заготавливаемый в Карелии, отправляется на переработку в Финляндию. Происходит это по многим причинам, главной из которых является отсутствие мощностей по переработки древесины на территории Российской Федерации. То есть, к сожалению, мощности по глубокой переработке, химической и химико-механической переработке древесины в Российской Федерации не создано в достаточном объеме, в достаточном количестве.
О. БЫЧКОВА То есть, мы поставляем сырье практически, которое финны перерабатывают вместо того, чтобы брать собственное?
М. ТАЦЮН Ну, вы знаете, я, может быть, назову одну цифру, так называемый объем поставки круглого леса. Вот если взять весь объем поставки древесины на экспорт, он составляет из Российской Федерации по прошлому году на сумму 4,3 миллиарда долларов. В этом объеме есть круглый лес. В прошлом году объем круглого леса и сырьевых товаров, к которым относятся еще пиломатериалы, составлял 38%. К сожалению, за последние 3 года мы увеличили объем в экспорте сырьевых товаров, то есть, удельный вес сырьевых товаров возрос от 29% до 38%. Это, конечно, крайне негативная тенденция и с этой тенденцией что-то нужно делать. По объему экспорта, 4,3 миллиарда это, конечно, цифра, которая не соответствует потенциалу России. Мы с вами говорили о том, что потенциал Российской Федерации по лесу, если взять расчетную лесосеку, 700 миллионов кубометров, помножить на среднюю стоимость одного обезличенного кубометра, причем не очень высокую, у нас получается потенциал примерно 100 миллиардов долларов в год. Это то, что Российская Федерация могла бы, и должна получать от этого сектора экономики. К сожалению, она этого не получает.
О. БЫЧКОВА То есть, проблема та же самая нужны обрабатывающие предприятия? Их нужно строить или есть старые, которые нужно просто приводить в нормальное состояние?
М. ТАЦЮН Я думаю, что для того, чтобы увеличить объем производства и экспорта лесобумажной продукции, предположим, в два раза, нужны не очень значительные инвестиции, и нужно задействовать полностью мощности, имеющиеся в стране. Задействовать имеющиеся мощности, их может быть, в каких-то случаях модернизировать.
О. БЫЧКОВА Но они работают не в полную силу?
М. ТАЦЮН Сегодня у нас загрузка мощностей по переработке древесины по целлюлозно-бумажной промышленности примерно 60%, по лесопильной и деревообрабатывающей промышленности 55-65%.
О. БЫЧКОВА При этом растет экспорт сырья?
М. ТАЦЮН При этом растет экспорт круглого леса, который увеличился за три года на 10%. А еще одну цифру, которую я бы хотел назвать, допустим, республика Карелия упоминалась и упоминалась Финляндия, это страна и наша республика Карелия сопоставимы по объему сырьевых ресурсов, примерно одинаковый имеют запас. Так вот, за 2001-й год вся Российская Федерация экспортировала на 4,3 миллиарда долларов, а финскими компаниями, в том числе, правда, и за счет переработки российского леса, экспортировано лесобумажной продукции на 11 миллиардов долларов. А если взять такую страну как Канада, она экспортировала лесобумажной продукции в прошлом году на 26 миллиардов долларов, то есть, потенциал 100 миллиардов долларов, о котором я говорил, это не мифическая цифра. Да, это тяжелая цифра с точки зрения ее реализации, потому что нужно заготавливать древесину не в одном регионе, допустим, Московском, или в каком-то центральном, а по территории всей страны, а это проблемы. Это дороги, это масса техники, создание новых мощностей, предприятия, это инвестиции, в конце концов, но это потенциал, который может, и должен быть использован.
О. БЫЧКОВА Если продолжать тему Финляндии и Карелии, вот у меня недавно была возможность просто сравнить леса те и другие, я ехала на поезде, буквально месяц назад. Из России в Финляндию. Необыкновенной красоты лес в Финляндии, сказочной красоты елки, все просто совершенно неправдоподобно выглядит. Попадаешь в Россию, елки те же самые, но выглядит все в результате совершенно иначе. Лес как бы тот же, но какой-то неупорядоченный, такие покосившиеся елки, какие-то палки лишние, еще что-то. Это видели, наверное, многие, не только я. Объясните мне, как это происходит.
М. ТАЦЮН Это происходит по причине того, что, к сожалению, заготовка древесины предполагает не только сплошные так называемые вырубки, то есть, когда лес дорастет до уровня спелости, это если говорить о хвойных породах примерно 100 лет, заходит лесозаготовитель, и заготавливает, остаются только голые пни. Заготовка древесины предполагает и так называемые санитарные рубки, рубки промежуточного пользования, и ряд других видов рубок, я не хотел бы употреблять специальные термины, чтоб не усложнять восприятие информации. То есть, это означает, что до того, как лес будет заготовлен полностью после достижения спелого возраста, в лес нужно заходить примерно в 10-20 лет один раз.
О. БЫЧКОВА То есть, делать уборку там периодически.
М. ТАЦЮН Проводить санитарные вырубки. Косые, кривые, гнилые, и так далее, деревья. И это позволяет, кроме того, что мы увеличиваем съем с одного гектара древесины, потому что это древесина может быть использована для переработки, что и делают наши коллеги в Финляндии. Это также позволяет другим деревьям, которые остаются, более эффективно набирать объем, массу древесины, то есть, это повышает продуктивность лесов.
О. БЫЧКОВА То есть, у нас это не делается ничего?
М. ТАЦЮН К сожалению, у нас это делается в очень небольших объемах, и это одна из проблем, решением которых должен заниматься федеральный орган исполнительной власти вместе с вертикалью, которая есть в каждом субъекте Российской Федерации.
О. БЫЧКОВА Вот Дима из Петербурга считает, что проблема в собственности. Если бы, насколько я могу понять высказывание Димы на пейджер, если бы собственность была не государственная, а конкретно чья-то, то относились бы к этому внимательнее.
М. ТАЦЮН Вы знаете, я принципиально не готов спорить с Димой по поводу того, что эффективнее работает. Принципиально согласен, что эффективнее работает частная собственность, но я думаю, что пока нам надо разобраться с частной собственностью на промышленные предприятия, а постепенно очередь дойдет и до приватизации каких-то лесных угодий. Пока леса это федеральная собственность, это закреплено законом, и видимо, надо из этого исходить.
О. БЫЧКОВА Вадим спрашивает, каких конкретно решений вы хотите добиться от правительства 7-го марта?
М. ТАЦЮН Мы хотим добиться решений, которые напрямую связаны с работой лесного комплекса в целом. Прежде всего, мы считаем, что необходимо резко изменить отношение к целлюлозно-бумажной промышленности, которая позволит переработать древесину, заготавливаемую в лесу. Для этого необходимо разработать федеральную программу развития целлюлозно-бумажных предприятий отрасли в целом. И мы считаем, что именно эти предприятия могут быть тем локомотивом, который подтянет все остальные, в первую очередь, заготовительные предприятия. Требует решения проблема наведения порядка в экспорте лесобумажной продукции, естественно, имеется в виду методами тарифного и не тарифного регулирования. Нам задают часто вопросы, и мы неоднократно высказывали позицию, мы выступаем против какого-то монопольного положения в этом секторе. Мы считаем, что есть в рамках курса на проведение рыночных преобразований методы, которые позволяют навести элементарный порядок в экспорте. Требует решения ряд проблем, связанных с железнодорожными перевозками, с ростом заработной платы, и много, много вопросов, которые, к сожалению, сами не решаются.
О. БЫЧКОВА Я благодарю нашего гостя. И спасибо слушателям, которые задавали вопросы.
М. ТАЦЮН Спасибо.

http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/17574/

Док. 497722
Перв. публик.: 11.02.02
Последн. ред.: 27.09.08
Число обращений: 270

  • Тацюн Мирон Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``