В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Машенджинов: `Общая оценка петербургских СМИ - три с минусом` Назад
Виктор Машенджинов: `Общая оценка петербургских СМИ - три с минусом`
Виктор Викторович Машенджинов достаточно яркая и интересная фигура в современном медиабизнесе. В какой-то период его деятельность была тесно связана с телерадиожурналистикой - так, с 1991 по 1996 год господин Машенджинов работал генеральным директором радиостанции "Европа Плюс - Санкт-Петербург" и председателем совета директоров ЗАО "Европа Плюс Студия", а с 2000 по 2006 год руководил ЗАО "Телекомпания "Шестой канал" (СТС-Петербург). На данный момент Виктор Машенджинов предан рекламному бизнесу: с декабря 2006 года он назначен генеральным директором "Первой Медиакомпании".
Однако в его сердце всегда остается место журналистике, ведь с 2004 года Виктор Машенджинов является вице-президентом Лиги журналистов Санкт-Петербурга, а с 2007 года возглавляет комиссию по внешним связям Петербургского Союза журналистов.
Корреспондент Lenizdat.ru расспросил Виктора Машенджинова о деятельности новой комиссии, узнал его мнение о деятельности Союза журналистов, о современной журналистике в целом и российских СМИ в частности.
Lenizdat.ru: Виктор Викторович, что сегодня представляет собой Петербургский Союз журналистов?
В.Машенджинов: Союз журналистов - профессиональное творческое объединение, его основная задача - обмениваться мнениями, защищать членов союза. Это открытая организация, в нее может вступить любой действующий или уже не действующий (улыбается) журналист. В большинстве западных стран такие объединения берут на себя функции профсоюзов, борющихся против работодателя и защищающих права работника. Мы пока далеки от этого, так как в наш союз входят и руководители СМИ, и рядовые журналисты.
Lenizdat.ru: Расскажите о каких-нибудь результатах его работы.
В.Машенджинов: Союз журналистов делает много хорошего. Если рассматривать мероприятия, то это, в первую очередь, конкурс "Золотое перо", одним из инициаторов которого я когда-то являлся. Он вызывает много споров, критики, но это мероприятие, которое невозможно не заметить. Конкурс является одним из главных журналистских событий, которое уже несколько лет организуется под эгидой петербургского союза. Есть и неформальные мероприятия для журналистов, такие как "День попугая". Или ежегодный журналистский капустник в канун старого Нового года. Важно, чтобы об этих событиях знали не только члены союза, но и окружающий мир. Ведь в нашей сегодняшней жизни не так важно что-то сделать, как грамотно об этом рассказать! Функции новой комиссии, которую я возглавляю, как раз в этом и заключаются.
Lenizdat.ru: Расскажите поподробнее о созданной в этом году комиссии по внешним связям.
В.Машенджинов: Союз журналистов набирает обороты и становится более весомой журналистской организацией, нежели раньше. Растет его престиж.
Мы решили структурировать его работу, поэтому и создали комиссию по внешним связям. Я очень рад этому обстоятельству. Мы ставим перед собой достаточно широкие задачи. Меньше всего мне хотелось бы, чтобы наша работа сводилась к отчетам о проведении международных переговоров. Наша главная цель - развивать взаимодействие Союза журналистов с внешним миром, другими организациями в Санкт-Петербурге, Москве, за рубежом с целью донести информацию о нашей деятельности, найти точки соприкосновения.
Lenizdat.ru: Кто будет входить в комиссию?
В.Машенджинов: Она пока еще находится в стадии формирования. Честно говоря, я еще не набрал членов комиссии и не распределил работу. Я сейчас думаю над этим и открыт для любых предложений.
Lenizdat.ru: Какова будет основная ее деятельность?
В.Машенджинов: Все идет от целесообразности. Мне бы ни в коем случае не хотелось превращать эту работу в так называемый профессиональный туризм. Мы живем в виртуальном мире, поэтому сегодня информирование играет огромную роль, важно, чтобы тебя знали, считались с твоей позицией. Мы ставим перед собой задачу - более осмысленно и оперативно информировать журналистский мир о том, чем живет союз, чем он занимается.
Lenizdat.ru: С какими странами в первую очередь планируете взаимодействовать?
В.Машенджинов: Это будет точно не Южная Африка, не Юго-Восточная Азия, не Южная Америка... Скорее всего Прибалтика, Скандинавия и станы СНГ. То есть в первую очередь это будет ближнее зарубежье, так как у нас много общих экономических, политических, социальных проблем. Мы с Андреем Константиновым встречались, и разговаривали на эту тему с генеральным консулом Литвы, который очень заинтересовался. Он сказал: "Несмотря на то что у нас много общего, мы очень мало знаем друг о друге".
Lenizdat.ru: Какие еще шаги предпринимает Петербургский Союз журналистов для выхода на новый уровень развития?
В.Машенджинов: Мы не стоим на месте. В рамках данной комиссии будут создаваться образовательные программы по обучению наших специалистов, есть возможность зарубежных стажировок и обменов. Это сложная тема, все упирается, как правило, в финансирование и языковой барьер. Не так много наших журналистов сегодня владеет иностранным языком на должном уровне. Видите ли, не так сложно договориться с иностранным СМИ о стажировке нашего журналиста, сложнее найти такого журналиста, который отлично знает иностранный язык и способен работать и стажироваться за рубежом.
Lenizdat.ru: Каковы главные проблемы современных российских СМИ?
В.Машенджинов: В первую очередь, конечно, недостаток профессиональных журналистских кадров. Во-вторых, централизация всех основных СМИ в одном регионе, а именно в Москве. Обратите внимание на американские издания, такие как New York Times, Los Angeles Times, Boston Globe, или существует много европейских примеров крупных газет, сосредоточенных в разных городах. У нас таких примеров, к сожалению, нет. Все крупные национальные газеты базируются в столице. Это замкнутый круг. Он не разомкнется, пока у нас не будет достаточно квалифицированных журналистов, способных создавать СМИ с национальным брендом в различных регионах России.
Есть также проблема с засильем глянцевой журналистики и с большим количеством так называемой "джинсы". Их разница в том, что "джинса" - заказная, проплаченная журналистика, тогда как глянец - неангажированные, неполитические материалы, легковесные и позитивные по настрою, но не по выводам.
Lenizdat.ru: Вы, как один из основателей бренда СТС - "Первое развлекательное телевидение", не чувствуете опасность злоупотребления этой самой развлекательностью на современном телевидении? Не опасен ли инфотейнмент для зрителя в таких количествах?
В.Машенджинов: Я согласен, что телезрителя действительно перекормили глянцем и развлечениями. Дело в том, что когда СТС провозгласил себя "первым развлекательным", такая потребность на самом деле существовала. Журналистика была чересчур политизирована, каналы показывали много стрессов и ужасов. Идея была создать такую фабрику грез, уносящую аудиторию в новые приятные ощущения. Сейчас все кинулись в эту нишу, и она переполнена. Я все-таки думаю, что скоро наступит пресыщение всем этим инфотейнментом. Маятник должен качнуться в другую сторону, и российское телевидение станет более приближено к реальности.
Lenizdat.ru: Чему русские журналисты могут поучиться у зарубежных коллег?
В.Машенджинов: Учиться можно всему: и способности объективной подачи информации, и перепроверке фактов, и большей приземленности сюжетов. Например, относительно наших новостных выпусков западные журналисты говорили следующее: "Ребята, вы делаете чересчур кропотливую работу. Каждый новостной сюжет у вас - малое драматическое произведение, построенное по всем известным канонам, хорошо причесанное, с блестящей операторской и монтажерской работой. Зрителю всего этого не нужно. Зритель с большим удовольствием посмотрит сюжет с колес, с дрожащей камерой, а не с прилизанной картинкой. Необязательно делать из новостей гламурные открытки". Поэтому, что касается телевизионной журналистики, я думаю, ее будущее за оперативностью, достоверностью и правдивым отображением. Пора уходить от глянца в информации.
Lenizdat.ru: Бытует мнение, что российская журналистика, в частности новостная, чересчур персонифицирована и необъективна в своих оценках, тогда как на Западе новости подают зрителям исключительно в виде фактов с минимальным количеством оценок. Согласны вы с этим?
В.Машенджинов: В какой-то степени да. Я согласен с тем, что журналистика не должна быть чересчур персонифицирована. В то же время за объективной информацией должна вырисовываться яркая личность, только тогда это будет интересно зрителю.
Lenizdat.ru: Как вы оцениваете перспективы развития журналистики в сети Интернет?
В.Машенджинов: Думаю, что у интернет-СМИ большое будущее. Я давно почти не читаю бумажных газет, больше смотрю интернет-порталы, это спасает от большого количества макулатуры. Но надо помнить, что интернет - всего лишь средство доставки. СМИ все равно должны оставаться брендами, ведь для того чтобы я выбрал тот или иной интернет-ресурс, я должен ему доверять. Думаю, что в будущем интернет-СМИ будут представлять собой некий гибрид газеты, телевидения и радио.
Lenizdat.ru: Есть ли для вас образец СМИ, и каковы, на ваш взгляд, основные недостатки современной журналистики?
В.Машенджинов: Идеальных СМИ не бывает ни у нас, ни за рубежом. Все сильны в своей сфере. Если касаться телевидения, то я могу отметить замечательный канал BBC с потрясающими документальными фильмами. Что касается недостатков, то меня расстраивают две основных тенденции - материал либо легковесный и ни о чем, либо несерьезная проблема раздувается до вселенских масштабов. Создаются искусственные сенсации.
Lenizdat.ru: Тогда каким вы видите хорошего журналиста?
В.Машенджинов: Мне кажется, что журналистика все больше становится личностной. Хотелось бы, чтобы на вопрос, назовите десять самых известных журналистов в Санкт-Петербурге, я, не задумываясь, перечислил целых двадцать. Хороший журналист, как правило, специализируется по какой-то определенной теме, и действительно хорошо в ней разбирается. Сложнее, когда ты пишешь все обо всем. То есть основная трудность не столько получить информацию, сколько грамотно в ней разобраться.
Еще одна проблема заключается в том, что в мире существует кризис идей, кризис слов. Для примера можно взять кинематограф - с финансовой и технической стороны снять сегодня можно все, что угодно, но при этом не хватает хороших сценариев. То же самое и в журналистике - многие владеют техническим мастерством, но мало кому есть что сказать.
Lenizdat.ru: Как вы оцениваете в общем обстановку с петербургскими СМИ?
В.Машенджинов: На три с минусом. Я думаю, ситуация не должна ухудшаться, скорее должно произойти улучшение. Мне бы очень хотелось верить, что в Питере появится не только телеканал национального масштаба, но и газета, и журнал, который будет читать вся страна. Прессе есть куда расти по всем направлениям. Слава богу, начал развиваться сегмент местной журналистики, фокусирующейся на проблемах конкретного района - такой, как газета "Мой район". Основной потенциал я вижу в сильных личностях, которых сегодня очень не хватает в журналистике, но они все-таки есть.
Lenizdat.ru: Сейчас в прессе широко освещается конфликт, касающийся постройки "Охта-центра". Многие высказываются против строительства небоскреба для компании "Газпром", справедливо полагая, что это значительно ухудшит архитектурный облик города. Какова ваша позиция на этот счет?
В.Машенджинов: Моя позиция не сильно агрессивная ни в ту, ни в другую сторону. Если бы эти деньги были вложены не в вертикаль, а в горизонталь, это принесло большую пользу для города. То есть эти деньги можно было бы потратить на реконструкцию большой архитектурной площади, и такой вариант Петербургу был бы интереснее, а Газпрому почетнее. Кроме того, с помощью такого финансирования можно было бы построить целый район. Нигде ведь не написано, что деловой центр должен быть именно небоскребом.
Lenizdat.ru: Давайте коснемся животрепещущей сегодня темы, а именно версии о влиянии США на мировые СМИ. Как вы считаете, последние негативные публикации о России в зарубежной прессе как-то связаны с американской внешней политикой?
В.Машенджинов: Ни в какие заговоры зарубежных СМИ против России я не верю.
Влияние США на то, что пишут конкретные журналисты, в Европе сильно преувеличено. Мне кажется, здесь существует острая проблема с российским пиаром. Если хочешь, чтобы писали хорошо, надо стараться быть услышанным. Безусловно, на многих зарубежных журналистов давят стереотипы о нашей стране, и для того чтобы их разрушить, нужно вести целенаправленную работу с информированием! Мы живем в мире виртуальной информации, где имидж играет большую роль, и России необходимо работать над своим имиджем. Одна из проблем заключается в том, что позиция России очень непонятна мировому сообществу. Если я буду говорить, что все журналисты Петербурга сговорились, чтобы опорочить мое имя, у меня вскоре будет очень плохая репутация. Нужно прикладывать большие усилия для изменения имиджа нашей страны, опираясь на современные PR-технологии.
Lenizdat.ru: То есть вы считаете, что все дело в российских комплексах?
В.Машенджинов: Совершенно верно. России пора избавляться от комплексов. Я не верю в то, что можно вызвать журналиста и указать ему, что нужно писать, про кого и как. И в России тоже сложно себе представить сегодня какие-то манипуляции злобного издателя или редактора мнениями журналистов, а на Западе и подавно. Другое дело, что, как я уже говорил, многие находятся под властью стереотипов по поводу России, и их надо разрушать.
Lenizdat.ru: Но ведь Россия сейчас усиленно работает над имиджем. Взять, к примеру, развешанные по всему городу слоганы "Россия - страна возможностей", или проведенный в прошлом году саммит "Большой восьмерки". Олимпиада-2014 в Сочи, опять же. Да и телеканалы о России на английском языке, такие как Russia Today, например, вовсю стараются позитивно представить нашу страну на внешнеполитической арене, разве нет?
В.Машенджинов: Да, я согласен, какая-то работа в этой сфере ведется. Но, во-первых, она не всегда ведется в правильном направлении, во-вторых, ее недостаточно. Имидж - это не только то, что ты думаешь, делаешь, но и то, как ты об этом рассказываешь. Я не верю, что Russia Today кардинально изменит представление о нашей стране в мире. Доносить свою позицию нужно до каждого конкретного источника. Необходимо формировать позитивный имидж нашей страны. В любой сфере сегодня необходимы PR-услуги. Главная задача PR для меня - подача информационных поводов. Если у банка проблемы, об этом напишут все. Гораздо сложнее найти позитивные информационные поводы для того, чтобы рассказать об успешном банке. Так что необходимо искать положительные информационные поводы и правильно рассказывать миру о России. К сожалению, сегодня мало кто умеет это делать в нашей стране, хотя ей это очень необходимо.

http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1052652-0.html

Док. 497317
Перв. публик.: 06.08.07
Последн. ред.: 26.09.08
Число обращений: 94

  • Машенджинов Виктор Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``