В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Совет Федерации: регионам следует заранее принимать меры, чтобы избежать тяжелых последствий в связи с повышением тарифов Назад
Совет Федерации: регионам следует заранее принимать меры, чтобы избежать тяжелых последствий в связи с повышением тарифов

Тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве и естественных монополиях на текущий год стали предметом рассмотрения в рамках "Правительственного часа" на состоявшемся 26 января 2005 года заседании Совета Федерации. С информацией о положении дел в этой сфере экономики перед палатой выступили руководители Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Аверченко и Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Они рассказали о складывающемся по субъектам РФ положении и проанализировали развитие ситуации на рынке. Руководители профильных ведомств ознакомили палату с выявленными наиболее характерными нарушениями установленной тарифной политики и своим видением путей решения накопившихся проблем.

Как сообщили корреспонденту Regions.Ru в пресс-службе Совета Федерации, в продолжавшейся на протяжении почти двух часов дискуссии члены верхней палаты Федерального Собрания высказывались за необходимость централизованного установления стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг.
Парламентарии предлагали перенести на более поздний период срок рекомендованного ранее перехода к полному возмещению гражданамиэкономически обоснованной стоимости жилья. По мнению федеральных законодателей,это позволило бы снизить болезненные последствия такого шага для населения. Члены Совета Федерации высказывались за необходимость изучения совместно с регионами способности граждан полностью оплачивать жилье и коммунальные услуги.

Открывая обсуждение, Председатель СФ Сергей Миронов, в частности, сказал: "Принято решение об увеличении с 1 марта пенсий на 240 рублей. В то же время с 28 февраля практически во всех регионах России повысятся тарифы и, судя по оценкам, эта прибавка моментально будет "съедена" возросшими тарифами. Выигрыш от повышения пенсии нулевой". Он поинтересовался, какие меры принимает Федеральная служба по тарифам для того, чтобы удержать ситуацию под контролем и добиться того, чтобы люди действительно почувствовали прибавку к пенсии.

На это глава ведомства ответил, что для оценки ситуации на уровне правительства создана рабочая группа, которая уже приступает к проверкам положения дел на местах. С.Новиков признал, что существует угроза того, что стоимость услуг может быть увеличена на 40, 60 или 70 процентов в случае, если темпы роста стоимости жилищно-коммунальных услуг окажутся неоправданными. "И этот вопрос, - по его словам, - подлежит скорейшему урегулированию как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и субъектов РФ". Требуется, сказал он, поставить перед всеми органами местного самоуправления, которые в основной своей массе самостоятельно устанавливают расценки непосредственно для граждан, прямой вопрос, что они предпринимают для урегулирования ситуации?

Со своей стороны, С.Миронов заявил, что Федеральное Собрание готово в кратчайшие сроки принимать необходимые законодательные меры. Если же эти усилия возможны в рамках полномочий самого Правительства, продолжал он, Совет Федерации готов максимально его поддержать. "Готовьте предложения сейчас, иначе будетпоздно", - подчеркнул Председатель СФ.

В свою очередь член бюджетного комитета верхней палаты российского Парламента Владимир Германенко заметил, что утвержденные региональными энергокомиссиями тарифы на электроэнергию для населения колеблются от 32 копеек в Иркутской области до 155 копеек в Республике Алтай, 153 копеек в Москве и до 228 копеек на Камчатке. "Это, конечно, вопиющая несправедливость, так как энергетический потенциал, созданный там, где сейчас низкие тарифы, создавались прежде усилиями всего общества, всех территорий огромной страны". Он обратил внимание участников дискуссии на лавинообразность сложившегося процесса тарифообразования: федеральные органы управления дают право на повышение предельных уровней на электроэнергию, тепло, газ, на железнодорожные перевозки, и это, добавил он, влечет за собой необходимость увеличения стоимости услуг в регионах и муниципалитетах. Поэтому, подчеркнул он, перекладывание вины на муниципальные и региональные власти - неправильный подход.

Со своей стороны, заместитель председателя бюджетного комитета СФ Вячеслав Новиков заметил: "Понятно, как в принципе решать проблему, связанную с повышением тарифов на жилищно-коммунальныеуслуги - это адресная субсидия со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако на самом деле проблема лежит несколько в иной сфере. Дело в том, что все это делается одновременно. Еще пенсионеры, извините за выражение, не очухались от транспортной проблемы. А когда это произойдет, возникнет проблема телефонная и прочие, люди получат счета за жилищно-коммунальные услуги и тарифы, выросшие на 30 процентов, и тут же счета на оплату тепла и электроэнергии. Создается впечатление, что происходит сознательное испытание народа на прочность непонятно с какими целями".
Существует простейшее решение проблемы, продолжал он. "Давайте представим себе, что мы разнесли все накопившиеся вопросы. Думаю, к маю проблема с монетизацией льгот в целом по стране будет решена и успокоение наступит. После этого в принципе летом можно было бы решать проблему повышения тарифов на тепло и электроэнергию. И после этого, к осени, можно было бы подступиться к вопросу увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги". Он обратился к руководителям федеральных ведомств с просьбой высказать свои соображения по поводу того, как разнести планируемые шаги по времени.

В свою очередь первый заместитель председателя Комиссии СФ по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации Виталий Вишняков заметил, что тарифы уже приближаются к мировым, а заработки населения отстают на порядок, два - в разы. Он задался вопросом, насколько своевременно с позиции сохранения социальной стабильности в государстве возможноподнимать цены, тарифы в отдельных регионах сразу на 40 процентов, при том что федеральным Правительством было рекомендовано 9,5 процента.
В.Вишняков поставил перед руководителями федеральных агентств вопрос, насколько допустима в федеративном государстве разница тарифов (в 2-2,5 раза для отдельных субъектов Федерации) относительно среднероссийских; как возможно, что в некоторых субъектах РФ, граничащих друг с другом, разница в этих тарифах достигает 3, 3 с половиной и 4 раз? Например, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе по сравнению с Республикой Бурятия - в 3,5 раза, а в сравнении с Агинским Бурятским автономным округом - в 4 раза. Допустимо ли такое, по его словам, с позиции федеративного государства, не наносит ли это удара по самим устоям федеративного государства?

Отвечая на эти вопросы, глава тарифного агентства, в частности, сказал, что установление тарифов на уровне минимального для всех субъектов РФ невозможно технологически. Чудес, по его словам, в стране не бывает.

Свой вопрос руководителю Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству В.Аверченко член бюджетного комитета СФ Татьяна Попова сформулировала следующим образом.
Целый ряд факторов, заявила она, привел к тому, что существенно увеличились платежи населения за услуги ЖКХ. И речь не только о выросших тарифах, в стране ликвидируется система перекрестного субсидирования и осуществляется переход на 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ. Изменяется и порядок предоставления субсидий. Целая серия изменений стала следствием начавшегося процесса монетизации. Например, единовременные денежные выплаты стали включать в доход получателясубсидии и рассматривать как основание для получения субсидий. Кроме того, продолжала она, раньше льгота существовала для семьи, а сейчас она будет распространяться только на одного конкретного человека. В связи с этим она поинтересовалась, существуют ли расчеты, сколько может составить максимальный рост уровня оплатыуслуг ЖКХ населением, и что является доминирующим фактором этого роста? "Может,их действительно разнести по времени? Но тогда нужно понимать, каково влияние каждого из этих факторов на рост платежей", - заключила Т.Попова.

В своем выступлении член Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Николай Рыжков остановился на проблеме законодательного регулирования тарифов. Для того, по его словам, и существует Правительство, чтобы принимать в зависимости от ситуации оперативные меры. Касаясь проблем функционирования угольной отрасли, Н.Рыжков указална опыт Китая, где с общей либерализацией цен, государство оставило за собой контроль за ценами на уголь. "Если вы видите, что угольщики начинают "баловаться",почему вы не выходите с предложением, чтобы взять это в руки государства?"

Итог обсуждения подвел Председатель СФ С.Миронов. Он еще раз обратил внимание участников дискуссии на то, что в связи с возможным повышением тарифов, особенно необоснованным, в регионах заранее следует принимать меры, чтобы избежать тяжелых последствий. "Если хотите, по рукам надо бить тем, кто будет допускать необоснованное повышение. И у государства должны быть более сильные руки, чтобы это делать".

27.01.2005
http://www.regions.ru/news/1729750/

Док. 497239
Перв. публик.: 27.01.05
Последн. ред.: 26.09.08
Число обращений: 203

  • Рыжков Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``