В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андраник Мигранян. Возможны варианты. Назад
Андраник Мигранян. Возможны варианты.
Выборы в Московскую городскую Думу, состоявшиеся в декабре 2005 года, рассматривались многими политиками и экспертами как фактический старт нового избирательного цикла, апогеем которого станут выборы в Государственную Думу в 2007-м и президента в 2008-м году. Мы представляем материалы "круглого стола", посвященного анализу московских выборов в общероссийском контексте.



Недавно я вернулся из Киева и могу сказать, что более жалкого и ничтожного зрелища, чем происходящее на Майдане спустя год после революции, я даже представить не мог. Какие-то люди из Западной Украины, привезенные на автобусах, которым раздавали какие-то атрибуты "оранжевой революции"... А киевляне за пределами Майдана просто не знали, что там вообще происходит. Столь бесславного конца не имела даже наша революция 1991 года.



Оранжевую революцию сделали возможной два фактора. Во-первых, соотношение сторонников власти и оппозиции в Верховной Раде составляло примерно 40 на 60. Во-вторых, Украина очень серьезно расколота на Запад, Восток и Юг. В России ничего подобного нет, потому я вообще не рассматриваю возможность повторения у нас оранжевой революции. Более того, вспомните 1996 год, когда Ельцин, по некоторым данным, вообще проиграл Зюганову первый тур. Но даже в таких условиях коммунисты, имея огромные мобилизационные возможности, не рискнули вывести людей на улицы. А ожидать чего-либо подобного после думских или президентских выборов 2007-2008 годов вообще не приходится.

Остановлюсь на другом, на мой взгляд, более интересном вопросе. Выборы в Московскую городскую Думу действительно кажутся мне очень важными и знаменательными. На них опробована вся новая избирательная система, и по итогам этих выборов можно делать далеко идущие выводы о перспективах партийно-политического строительства в стране. В том числе о будущей линии властей по отношению к самой партии власти.

Сегодня у "Единой России" конституционное большинство в парламенте. В следующей Государственной Думе власть хотела бы иметь как минимум простое большинство. Но как этого добиться, если партия власти пользуется поддержкой не более 50 процентов электората? А при пропорциональной системе фактический потолок такой партии - всего лишь 25-30 процентов. И я не вижу никаких ресурсов, чтобы увеличить этот процент на выборах в Государственную Думу. По крайней мере, в текущих условиях.

Поэтому то, что будет делать власть с партией власти, во многом будет зависеть от изучения опыта выборов в Московскую городскую Думу. Это необычайно интересный полигон, поскольку именно московские власти имеют отлаженный, как нигде более, и многократно использованный механизм проведения таких выборов. Возобладает ли идея выделения из "Единой России" двух крыльев, правого и левого? Президентская администрация, возможно, попытается даже полностью разделить эту партию надвое, чтобы задвинуть на периферию политической жизни правых и левых. Это станет неизбежным, поскольку если в Москве не удастся сделать то, что в идеале хотелось бы иметь в масштабах страны, то в других регионах добиться этого тем более не получится.

Многое будет зависеть от того, как будут работать в Московской Думе объединенные правые. Их чрезмерная активность станет очень серьезным предупреждением для властей. Тогда придется предпринимать совершенно экстраординарные шаги для того, чтобы подготовиться к очередному циклу выборов в Государственную Думу.

Один вариант - это идея захвата "Единой Россией" всего политического спектра, с превращением всех группировок справа и слева в полных маргиналов. Такие амбициозные задачи ставит руководство партии "Единая Россия", такие идеи есть и в Кремле. Чтобы их реализовать, придется всеми силами препятствовать консолидации и в правом, и в левом политических пространствах и формированию там серьезных политических субъектов, способных претендовать на место в Государственной Думе. Не допускать возможного объединения "Яблока" и СПС, а на левом фланге - ослаблять как "Родину", так и коммунистов. Но для этого потребуется, конечно, серьезное форсирование процесса раскола самой "Единой России". Думаю, власть пока не идет по этому пути лишь потому, что не уверена в исходе московских и некоторых других региональных выборов.

Другой вариант предполагает отказ от попытки полного захвата всего политического пространства. В таком случае оптимальной будет стратегия ослабления всего левого фланга, фрагментации коммунистов и недопущения усиления "Родины". Но в таком случае "Единой России" придется потесниться, чтобы допустить в Государственную Думу объединенных демократов и работать на формирование блока "Яблока" и СПС. Непохоже, чтобы на данном этапе это входило в планы Кремля, потому что и сами эти две структуры сейчас довольно аморфны, и взаимоотношения их с действующей власти не очень ясны. Но впереди еще достаточно много времени, чтобы все эти вопросы утрясти.

Мне кажется все же, что будет продолжаться по инерции нынешняя линия на фрагментацию политического пространства как на правом, так и левом флангах, чтобы обеспечить доминирующие возможности "Единой России".

Не думаю, что уже нужно говорить о 2008 годе. Еще очень рано. Если преемники уже и определены, то они пока не выведены на переднюю линию. Они еще сидят в засаде, и о них мы узнаем ближе к президентским выборам.

А сейчас все комментарии прессы вызывают лишь улыбку. На самом деле Медведева и Иванова выставили на баррикады, под огонь. Как вы помните, Ельцин признавался, что у него была идея выдвинуть на смену Примакова не Степашина, а сразу Путина. Но потом понял, что может тем самым Путина "спалить", и решил подождать с объявлением реального преемника.

Сейчас, правда, ситуация другая, денежные возможности власти намного больше. Но, честно говоря, назначение Медведева напомнило мне о другой симпатичной и почти позабытой сегодня фигуре. Виктор Илюшин, первый помощник президента, который в 1996 году был назначен первым вице-премьером, и тоже по социальному блоку. Но проработал Илюшин в правительстве очень недолго...



МИГРАНЯН Андраник Мовсесович,

первый вице-президент ЗАО "Согласие",

профессор МГИМО, член Общественной палаты РФ






http://www.fondedin.ru/

Док. 496831
Перв. публик.: 25.12.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 155

  • Мигранян Андраник Мовсесович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``