В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Кожокин: Политика неэффективной силы Назад
Евгений Кожокин: Политика неэффективной силы
Вне всякого сомнения, регион относится к мусульманской политической культуре, которая никуда не исчезала даже в период существования Советского Союза. Сейчас огромный пласт мусульманской культуры начинает все больше влиять на политику, что, наверное, неизбежно.

Есть другой мир, в который, вне всякого сомнения, тоже включен регион. Это мир русской, российской, постсоветской политической культуры. Некие стереотипы поведения, восприятия политической действительности, характерные для нее, укоренены очень глубоко, потому что несколько поколений - в том числе поколений элиты - думали и осмысливали действительность не только на узбекском языке, но очень часто одновременно и на русском.

И этот пласт политической культуры тоже никуда не исчез.

Наконец, есть третий мир - это мир глобальный, который говорит на англо-американском языке, который несет в себе евроатлантические западные ценности и присутствует в регионе - не только в виде военных баз и не только в виде рынка энергоносителей, металлов и других ресурсов.

Рассматривая события здесь, в Центральной Азии, мы не можем абстрагироваться от того, что происходит южнее границ Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана. Фантастические по значению не только для региона, но и для мира, происходят изменения в Ираке. Сейчас уже можно сказать, что совершенно новый по своим масштабам эксперимент по утверждению демократии после вооруженного вторжения фактически закончился неудачей. И от этого эксперимента страдают и будут страдать не только Соединенные Штаты, и не только Западная Европа - от этого будет страдать Россия и, вне всякого сомнения, все страны мусульманского мира, где сохраняются светские режимы, где есть сочетание авторитарности и элементов демократии - Турция, Иран, Египет, Узбекистан и Казахстан.

В Ираке происходит распад социальной ткани общества. Сунниты вынуждены выезжать из районов своего постоянного проживания, оттуда, где сейчас большинство составляют шииты. Шииты, чтобы сохранить имущество и жизнь, вынуждены уезжать из тех районов, где доминируют сунниты. Курдистан фактически замкнулся в себе. ... И это все еще сопряжено со специфическим конституционным развитием, потому что принятая конституция - документ исключительно рыхлый, который в значительной степени уже предопределяет автономию основных регионов Ирака.

Словом, последствия этой неудачи будут иметь исключительно большое значение. Поиск выхода из сложившейся ситуации, возможно, связан с тем, что подобная политика неэффективной силы пока не переосмыслена. Нынешняя администрация Соединенных Штатов взяла курс на решение очень серьезных проблем, стоящих перед Америкой и перед миром, силовыми методами - и мы видим, что это политика, в общем-то, продолжается. Нарастающая дестабилизация, которую мы наблюдаем в Сирии и которая может вылиться в конфронтацию между основными религиозными группами, тоже связана с непропорционально большим давлением на эту страну.

И на Иран оказывается исключительное давление. При этом возникает вопрос: почему в последнее время участились теракты в Иране? При этом теракты проводятся не только со стороны народных моджахедов, моджахеддинов, которые давно являются террористической организацией, но и со стороны организации, где доминируют этнические арабы, граждане Ирана. Усиливаются сепаратистские настроения среди азербайджанцев Ирана, и это все, во-первых, вызывает вопросы, а, во-вторых, очень большое беспокойство, потому что, не дай Бог, начнется дестабилизация Ирана. Вне всякого сомнения, Центральная Азия от этого может только пострадать.

Мне представляется, что у региональных и международных организаций имеется, хотя и довольно небольшой, потенциал для того, чтобы работать на стабилизацию ситуации в Центральной Азии. Хотя, конечно, главный потенциал обеспечения стабильности находится в самом регионе.

Я бы ни в коем случае не стал списывать со счетов ООН. Инструменты, которые имеются у этой организации, вполне действенны. Наконец, есть потенциал у ЕврАзЭС, и я считаю, что ЕврАзЭС может стимулировать ускорение экономического развития региона. И, разумеется, я не стал бы забывать организацию "Договор о коллективной безопасности". Напомню, что когда Киргизия столкнулась с вторжением боевиков, то именно ОДКБ оказала Киргизии эффективную помощь.



Евгений КОЖОКИН

Директор Российского Института

стратегических исследований





http://www.fondedin.ru/



Док. 496765
Перв. публик.: 25.12.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 184

  • Кожокин Евгений Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``