В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Мединский: Это шаг нравственный Назад
Владимир Мединский: Это шаг нравственный
Хотел бы поддержать тех, кто считает слово "амнистия" совершенно неприемлемым, потому что амнистировать можно только преступника.

Давайте, положа руку на сердце, вспомним, кто подходил к такому определению в 1990-е годы? На мой взгляд, скорее надо амнистировать людей, создавших бредовую налоговую систему, которая априори сделала преступниками всех экономически активных участников рынка.

А ведь этим авторам российской налоговой системы не надо было изобретать велосипед. Опыт становления всех развивающихся экономик, начиная с Египта, Турции, заканчивая Индией и странами Юго-Восточной Азии, показывает, что бизнес изначально никогда не готов платить на этапе развития более 10 процентов совокупных налогов. И церковь, когда устанавливала церковную десятину, эту психологию понимала.

Наши реформаторы не только не поняли смысл церковной десятины. Они не поняли, какое место заняло государство в новой России, какую роль должны были сыграть фискальные органы. В результате родился этакий агрессивный, продажный и одновременно глупый полицейский, олицетворяющий и государство, и его фискальную систему.

Я работал в органах налоговой полиции и министерства по налогам и сборам. К счастью, недолго. Но и этого времени хватило, чтобы понять неэффективность наших фискальных органов. Ведь изначально любое преследование могло носить только выборочный характер. То есть, либо на кого укажут, либо на кого случайно, как говорят, фишка ляжет. Но чаще указывали. А закон не может действовать выборочно - тогда он не закон.

Живя в Западном округе Москвы, я много лет подавал декларацию о доходах. И один раз попытался сверить прежние данные. Обратился в местную налоговую инспекцию. Там не нашли ни одной из моих деклараций. Все они за последние семь или восемь лет были утеряны. Мои попытки разыскать свою налоговую историю воспринимались в инспекции как издевательство: а вам-то это зачем нужно, мы же вас не трогаем!

И вот с этими, так сказать, органами начинать амнистию? Повторю это неверный термин. Если амнистия - то для преступников. Слава Богу, у нынешней исполнительной власти, если сравнивать ее с предыдущей, появился серьезный здравый смысл. Но сама технология, сами условия, по каким так называемую амнистию собираются проводить, свидетельствуют о некоей оторванности от жизни.

Приведу несколько примеров.

Во-первых, держать российские капиталы на Западе выгодно. По крайней мере, тут они самоуничтожаются медленнее.

Во-вторых, появляется второе поколение бизнесменов. Они теперь четко выстраивают любую понятную и стопроцентно гарантированную схему наследования и партнерства при передаче пакетов акций. Проще работать, когда есть внятный реестр акционеров.

В-третьих, усиление государства ведет к удорожанию легализации средств. Грубо говоря, к удорожанию, в том числе и обналички.

Как проводить амнистию? В первую очередь, мне кажется, можно говорить только о частных лицах. Как только начнем говорить о капитале, мы тут же уйдем в тему залоговых аукционов: кто честный, кто нечестный, и никогда правды не найдем.

В каком размере платить налог с амнистированного капитала? Речь идет о 13 процентах. Кто пойдет на такую сделку с государством? Если мы хотим получить больше налогов с амнистированного капитала, надо значительно снижать этот процент. Когда в Индии проводилась подобная амнистия, налоги составляли 2,5 процента. В Италии тоже 2,5 процента. В результате в государственную казну вернулись огромные средства. В Германии решили провести амнистию при 25 процентах. Результат - ноль.

Далее. Класть после амнистии деньги только в российские банки - глупость. Потому что российский банк гораздо эффективнее уходит от налогов, чем западный.

О собственности. Если амнистировать деньги, то необходимо, ясно, амнистировать и собственность. В акциях, в долях, в предприятиях, в недвижимости "здесь", в недвижимости "там". Сделать технологически это просто. Надо объявить, что вся собственность, на которую есть свидетельство до такой-то даты, является легальной. И ничего не надо предъявлять. Автоматически решается проблема анонимности. То есть, если есть свидетельство о собственности на квартиру, приобретенную до 1 января какого-то года, то это "правильная" квартира, и никому ничего не надо объяснять.

Об анонимности. Понятно, где могут черпать информацию об амнистированных капиталах преступники или коррумпированные чиновники. Необходимо, как минимум, ужесточить уголовное наказание за разглашение информации о налогоплательщике, о клиенте банка.

Наконец, об эффективности амнистии. Мне кажется, совершенно неправильно в наших условиях оценивать эту эффективность в объемах возвращенных денег. Амнистия после налоговой системы, которую к несчастью власть создала в 1990-е годы, станет шагом не столько экономическим, сколько нравственным. Она обеспечит условия для спокойного, нормального существования многих граждан. Государство и общество покажут, что они определились с тем, что есть добро и зло, что было правильно, а что было неправильно.

Владимир МЕДИНСКИЙ
Заместитель председателя
комитета Государственной Думы
по экономической политике,
предпринимательству и туризму

http://www.fondedin.ru/
viperson.ru

Док. 496693
Перв. публик.: 25.12.05
Последн. ред.: 21.08.12
Число обращений: 153

  • Мединский Владимир Ростиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``