В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Тренин. Мир условный и безусловный. Назад
Дмитрий Тренин. Мир условный и безусловный.
Сосредоточу внимание лишь на ключевом вопросе взаимоотношений России, Китая, Соединенных Штатов и Японии - проблеме войны и мира. Многие считают, что эта тема после окончания холодной войны отошла на третий план, и мы сейчас наслаждаемся уникальным в мировой истории положением, когда ни одна из великих держав не рассматривает другую великую державу в качестве вероятного противника.



Хотелось бы, чтобы эта ситуация продлилась бесконечно долго. Но серьезный анализ показывает, что условия прочного мира сегодня реально обеспечены в Европе, в Евро-Атлантическом сообществе, в Северной Атлантике. А вот Азиатско-Тихоокеанский регион пока еще не может рассматриваться в качестве зоны прочного мира. Конечно, мир здесь существует и, наверное, будет существовать длительное время. Но это мир пока что условный. И задача всех держав в этом регионе сделать условный мир безусловным. Для этого потребуется сопряжение больших стратегий не только России и Китая, но и других участников, прежде всего, Соединенных Штатов и Японии.

Что, на мой взгляд, может и должна делать каждая из четырех сторон, чтобы мир условный превратить в мир стабильный? Начну с России. Первое и главное условие для этого - экономическое, социальное и политическое развитие страны. Россия может представлять угрозу безопасности другим государствам в случае неудачи внутренних реформ, остановки в стране очень сложных, но фундаментально важных трансформационных процессов, в случае социально-политических потрясений. Они сегодня не очень вероятны, но, в принципе, возможны. Эти потрясения могут привести к закрытой, реваншистской внешней политике.

Вторая опасность - Россия, провоцирующая другие страны своей слабостью. И в этом смысле особое значение принимает развитие нашего Дальнего Востока и Сибири. Оно становится самым большим вкладом Российской Федерации в безопасность Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Подчеркну, что Россия, хотя и расположена большей частью в Азии, является не азиатской страной, а, если угодно, Евро-Тихоокеанской. И Владивосток - Восточная Европа, а не Восточная Азия. Поэтому развитие региона является, я еще раз подчеркиваю, важнейшим практическим вкладом европейской державы в стабильность Азии. Хотелось бы верить, что недавнее повышение интереса российского правительства к Дальнему Востоку стало началом серьезной большой стратегии России в развитии восточных регионов страны.

Залогом прочного мира становится развитие наших экономических и политических отношений с Соединенными Штатами, Китаем и Японией, например, в энергетике. Эти страны могут участвовать в развитии Восточной России инвестициями, технологиями, другими ресурсами, и тем стать полезными России в реализации ее собственной стратегии. Такие отношения необходимо развивать в обстановке максимальной открытости. Для России было бы пагубно негласное блокирование с Соединенными Штатами против Китая или такое же негласное блокирования с Китаем против Соединенных Штатов. Это не в интересах России.

России следует проводить очень взвешенную, выдержанную политику в области безопасности, сотрудничая со всеми тремя великими державами, исключая, еще раз подчеркиваю, любые шаги, которые могли бы сделать ее заложницей развивающихся отношений между Китаем и США. Их отношения сложны сегодня и станут сложнее завтра. Хотелось бы надеяться, что они останутся мирными. Но Россия не должна попадать, если угодно, в капкан между Америкой и Китаем.

Не думаю, что существует консолидированная позиция Запада, тем более, американского политического истеблишмента, в отношении Китая. Китай - страна, в отношении которой в этом истеблишменте существует больше вопросов, чем ответов, и далеко не все боятся Китая, рассматривая его в качестве потенциального противника.

Соединенные Штаты многие называют единственной сверхдержавой. Но для поддержания такого статуса США не делают того, что должны были бы делать в своих собственных интересах - то есть, организовывать мир. Они достаточно плохо это делают. И когда говорят, что Соединенные Штаты навязывают свой миропорядок, я бы с этим не согласился. Соединенным Штатам необходимо проявлять больше лидерства, меньше односторонности в своих действиях, больше стремления к совместному выдвижению с другими странами значимых целей.

Соединенным Штатам, конечно, потребуется позитивная политика по отношению к возвышающемуся Китаю. Это не значит любить Китай. Это значит преследовать позитивные цели, а не цели сдерживания. Ни США, ни Россия, ни какая-либо другая страна Китай не сдержат. Но риски, которые могут задержать развитие Китая, находятся внутри него самого. Поэтому Соединенным Штатам необходимо вовлекать Китай в сотрудничество, в международную систему, где они занимают главенствующие позиции. И основа для этого есть: экономическая взаимозависимость, углубляющаяся между Америкой и Китаем - большая взаимозависимость, чем между Китаем и Россией.

Япония, вступив в седьмое десятилетие после окончания Второй мировой войны, должна или обязана сохранять позитивный вектор своей внешней политики, политики безопасности, и сохранять позицию, в соответствии с которой Япония является мирной державой. Постепенно преодолевается наследие "холодной войны" и Второй мировой, включая проблемы границ, трактовки исторических событий, ответственности Японии за то, что совершалось от ее имени и японцами.

Наиболее серьезным вкладом Японии в укрепление мира и стабильности было бы активное содействие в экономической интеграции в Северо-Восточной и Восточной Азии, включая Россию. Причем, даже в тех условиях, когда Япония перестает быть ведущей азиатской экономической державой. Это серьезный вопрос для Японии сейчас, когда интеграция в регионе в значительной степени означает интеграцию вокруг Китая. Что делать? Отгораживаться Японии от интеграции или участвовать в ней? Выбор в пользу интеграции, на мой взгляд, будет выбором в пользу региональной стабильности.

А что должен делать Китай? Когда мы говорим о его экономической трансформации, о модернизации, мы должны хорошо понимать: экономика тянет за собой социальные и политические отношения. Это внутренняя и довольно серьезная проблема Китая, от решения которой зависит и мир, и стабильность, и безопасность в Азии. Не только соседняя Россия, но и другие страны заинтересованы, чтобы процесс трансформации Китая, китайского общества и политической системы проходила в оптимальном режиме. Но это проблема, которую могут решить только сами китайцы.

Успешный Китай - если хотите, это "Западный" Китай, где необходимо построение институтов современного общества, которые мы по традиции называем "западными". Мы говорим "Запад", понимая, что Америка и Норвегия имеют совершенно разную демократию и что строительство общественных институтов в Китае, будет, конечно, китайским. Но все международное сообщество заинтересовано, чтобы Китай выстроил современные структуры, как в экономике, так и в политике. Конечно, та осторожность, которую мы сегодня видим в решении тайваньской проблемы, безусловно, будет способствовать миру, стабильности в Восточной Азии, во всем мире. Успешное решение проблем Синьцзяна и Тибета, безусловно, станет еще одним вкладом в мир и безопасность в Азии.



ТРЕНИН Дмитрий Витальевич,

исполнительный директор

Московского центра Карнеги






http://www.fondedin.ru/


Док. 496654
Перв. публик.: 25.09.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 158

  • Тренин Дмитрий Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``