В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политические партии. Зачем они нужны. Назад
Политические партии. Зачем они нужны.

Идеи партийного строительства особенно актуальны сейчас, когда в повестку дня встает, как ее называют, "проблема-2007", то есть грядущие выборы в Государственную Думу. В России существует и определенный опыт теории партийного строительства уже в новейшие времена. Осмыслению этого опыта посвящена работа "Политические партии. Зачем они нужны", подготовленная Институтом общественного проектирования. Авторский коллектив: А.С. Автономов, А.Б. Зябрев, А.Г. Механик, М.Ю. Мизулин, В.В. Смирнов, под общей редакцией В.Н. Плигина и В.А. Фадеева. Сегодня мы публикуем окончание этой работы. Начало - в No 9 нашего журнала.



Партии и политика

Партии являются главным инструментом политической деятельности в условиях демократии. Политическая де-ятельность - это вид специфической общественной деятельности, направленной главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

Однако только в условиях демокра-тии политическая деятельность осуществляется на основе публичной конкуренции между различными социальными группами, добивающимися доминирования своих интересов. И победителя в кон-курентной борьбе определяет избиратель на выборах. А партии объединяют интересы соци-альных групп и тем самым структурируют электоральное поле, облегчая избирателю выбор.

Таким образом, можно сказать, что профессия полити-ка заключается в представительстве интересов. Вот по-чему депутатские ассамблеи (парламенты) любого уров-ня называются представительными органами. А резуль-татом профессиональной деятельности депутата являет-ся законодательство, которое должно реализовывать ин-тересы граждан, которых данный депутат представляет. В условиях современного общества именно пропорцио-нальная избирательная система наилучшим образом по-зволяет учитывать интересы больших социальных групп и тем самым облегчает политику-депутату осуществле-ние его профессиональных обязанностей.

Если депутаты представляют общество, то исполни-тельная власть правит им. Вот почему если особенно-стью представительной власти является более или менее подробное отображение социальных интересов, су-ществующих в обществе, то особенностью исполнительной власти является в первую очередь ориентация на интересы большинства.

Как и любая профессиональная деятельность, пар-тийно-политическая деятельность имеет свои особен-ности.



Особенности политических отношений

Способность мгновенного переключения одной пози-ции на другую при сохранении внутренней убежденности в правильности сделанного - вот что отличает по-литические отношения от неполитических.

Само по себе это переключение не стоит понимать как факт конъюнктуры. За этим стоит профессиональная способность знать и чувствовать разные политические эпизоды и в соответствии с их природой и содержанием уметь выстраивать линию своего поведения. В этом смысле политические отношения представляют постоянный калейдоскоп отношений политика то с гражданами, то с журналистами, то с работниками государственного аппарата, то с политиками собственной и иной политической партии. Все эти локальные ситуации, предельно различные по своему содержанию и состоянию, политик должен уметь преодолевать. Суть же такой коммуникации состоит в том, чтобы в максимальной степени способствовать переводу состояния "до" в состояние "после".

"До" есть состояние, в котором находятся граждане, аппарат, политики, журналисты, край, регион, об-ласть, страна "до" встречи и "до" работы с политиком. "После" - это состояние изменения, которое оставля-ет политик гражданам и всем, кто с ним работал. Пос-кольку таких состояний для политика множество, то и деятельность его приобретает множественный, плюралистический характер.

Политика всегда плюралистична, то есть строится на спо-собности политического деятеля предлагать иное, чем другой политический деятель или другая политическая организация. Политика для того и существует, чтобы создавать и привносить новые образцы общественной жизни (даже если они основаны на глубоком и принци-пиальном традиционализме). Поэтому появление общественно-нового есть важнейший фактор политики.

Человек идет в политику тогда, когда предметом его личного интереса становятся интересы группы граж-дан. Причем возможны два случая.

Во-первых, эти интересы могут быть привязаны к месту жительства: село, поселение, город, область, республика, страна в целом. Во-вторых, речь может идти об интересах больших или малых социальных групп: наемные работники, предприниматели, крестьяне, врачи, учителя, военнослужащие.

Политика имеет место там, где есть как минимум два политика с целостным характером представле-ний и действий по преобразованию (переустройству) существующего уклада и образа жизни территориальной единицы - села, поселения, города, области, края, республики, страны, союза или объединения стран и народов.

В этом смысле политика есть борьба целостных противоположностей, борьба противоположных ценностных рядов. Как писал известный русский социолог Питирим Сорокин, "в любом обществе постоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации. Иногда побеждают одни силы, иногда верх берут другие". В этом смысле политика не есть власть, хотя, конечно, через власть проще и лучше всего реализовывать свои идеи по преобразованию общества.

Политика более плюралистична, чем власть. И сов-сем не обязательно заниматься политикой только посредством институтов власти. Политически можно работать и влиять на общество через создание и продвижение различных идеологий и теорий общест-венного развития и т.д. Традиционно все эти формы ра-боты концентрируются в таком едином институте, как политические партии.



Политическая технология

Политическая технология - это совокупность прие-мов, методов и воздействий, применяемых в политике для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода политических и социальных проблем. Начинается партийно-политическая деятельность с определения вектора гражданских ожиданий или перспективы политического курса. Речь идет о том, чтобы на-стоящее понимать из будущего, мечту о будущем де-лать реальностью.

Каждый из политиков интуи-тивно или на базе политологиче-ского знания пытается предугадать сценарии мирового, госу-дарственного или регионального развития. Для этого создаются политические программы, мани-фесты, уставы, декларации. Для этого организуются конференции, форумы, саммиты, съезды, партийные дискуссии и круглые столы. Поскольку настоящее ча-ще всего не соответствует видению будущего полити-ками, то вполне естественна и их принципиальная не-удовлетворенность существующим положением дел. Этим объясняется то обстоятельство, что партийные дискуссии всегда проходят ожесточенно, а партийные лидеры всегда предельно амбициозны.

Идеи обрастают людьми и организациями. Одним они нравятся, многие за них могут жизнь отдать. Дру-гим не нравятся, и их критики переходят в оппозицию. Но их новизна означает возможность захватить или, если выражаться более мягко, за-нять то или иное еще пустующее властно-политическое место.

Именно за счет того, что поли-тик имеет самостоятельное мне-ние по любому вопросу и готов его энергично и целеустремленно реализовывать, он и воспринима-ется как деятель, способный ре-ально улучшить жизнь людей.

Применение современных PR-технологий создает у многих ил-люзию того, что политиком может стать каждый, кто будет следовать PR-плану, разработанному политтехнологами. Но каждый политик любого уровня дол-жен понимать, что даже если "свита делает короля", то все равно главная роль остается за самим деятелем, ко-торой должен понимать, что он "король", и действовать соответственно.

Идеи политика воплощаются в макеты общественно-го устройства, которые каждый гражданин должен иметь возможность представить как нечто конкретное и осязаемое. Политик не будет восприниматься населе-нием до тех пор, пока гражданин собственными рука-ми не потрогает "образец будущего".

В демократическом обществе политик должен пони-мать, что на политическом плацдарме присутствует не только он один. Что без оппозиции не существует поли-тики. Более того, он должен понимать, что быть одно-му в сфере политики не придется никогда, поскольку политиков в одном и том же месте всегда как минимум два и каждый из них заинтересован в наличии оппо-нента. Но эта заинтересованность - особого рода. Она проявляется в том, чтобы второго обязательно оста-вить вторым, а самому быть первым. И для того, чтобы быть первым, политик должен "представить на суд об-щественности" то, что гражданин обязательно выбе-рет, а, следовательно, откажет другому политику.

Политик должен постоянно убеждать граждан, что разрешить возникшую проблему можно только одним путем - применять на практике созданный и предло-женный им, политиком, образец общественной жизни.

Политику важно создавать ситуацию контраста по отношению к своим политическим оппонентам, по-скольку только в этом случае можно надеяться на на-родную поддержку. Одновременно создается реальная альтернатива выбора.

В политике уважают сильных, последовательно реа-лизующих политические инициативы, направленные не только на граждан, но и против политических оппо-нентов. При этом важно понимать, что внутрипартий-ная и межпартийная конфликтность как неизбежный процесс, связанный с обсуждением одного и того же вопроса с разных политических платформ, существен-но повышает публичную популярность и публичное восприятие политика.

Партийный политик должен понимать, что в ситуации беспрерывного информационного потока и обмена не может быть раз и навсегда созданной программы, кото-рая определяла бы цели и смыслы общественной жизни. Так же как не может быть универсальной теории, указы-вающей путь развития общества. Любые правильные политические выводы и концепции при изменении си-туации или восприятия граждан могут стать уже неправильными. Поэтому при изменении политической ситу-ации не надо боятся менять свои позиции. Подход, который применялся к ситуации "X", далеко не всегда приме-ним к ситуации "Z", а потому так важно уметь менять угол зрения. Многие опытные политики специально вы-страивают свои действия так, чтобы происходила регу-лярная смена типов их реакций на происходящие собы-тия. Так они сохраняют интерес к себе граждан и прес-сы, а также сами не дают себе закоснеть в политическом догматизме и потерять чувство реальности.

Политик должен уметь, что бы ни случилось, всегда найти аргументы и факты, чтобы доказать: то, что произошло, замышлялось вначале как идеал будущего. В политике важно не только достигнуть цели, но и убе-дить себя и граждан в том, что достигнутое состояние общественной жизни и есть желаемый результат работы. Поэтому в политике не только то ценно, что сдела-но, но и то, как это понято гражданами. При этом apriori известно, что воспринято будет только ценное, масштабное и значимое.



Зарождение современной российской многопартийности

Политические партии современной России возникали в условиях эрозии насильственного однопартийного ре-жима. После того как во второй половине 1980-х годов ру-ководство КПСС вынуждено было признать необходи-мость перестройки системы управления страной, советское общество очень быстро подошло к созданию много-партийности как института гражданского общества.

В Западной Европе и Северной Америке генезис и становление политических партий проходили в течение длительного периода формирования рыночной экономи-ки, в среде сложно структурированного гражданского общества и в условиях представи-тельной демократии. В Советском Союзе (России) становление всех этих институтов происходило одновременно и в крайне сжатые сроки, однако и в этих условиях, пусть и в "калейдоскопическом" режиме, в истории возникновения партийной системы можно найти все основные сюжеты развития многопартийности, характерные для стран с давними демократическими традициями.

Прообразами первых политических партий стали не-формальные (1986-1988) общественно-политические кружки и дискуссионные клубы. Этапным моментом для превращения неформальной дискуссионной деятельно-сти в политическую стал 1987 год, когда январский пле-нум ЦК КПСС провозгласил новый курс партии на демо-кратизацию общества.

В ходе подготовки к XIX Всесоюзной партконференции и особенно к выборам народных депутатов СССР в 1988-1989 годах по всей стране в крупных промышлен-ных городах стали формироваться народные фронты. В этот же период началось создание неформальных дви-жений четко обозначенной оппозиционной направлен-ности, первой такой организацией стала партия "Демократический союз" (учредительный съезд - 7-9 мая 1988 года). Одновременно активизировались организации, внешне оппозиционные правящему режиму, но фактиче-ски выступающие от имени наиболее консервативной его части. Например, возникшее еще в середине 1980-х об-щество "Память".



Формирование партий в 1990-1993 годах

Выборы народных депутатов СССР весной 1989 года превратили неформальное движение в мощную полити-ческую силу, способную вовлечь сотни тысяч людей в политическую деятельность. Группы поддержки депута-тов демократической ориентации становятся центром кристаллизации неформального движения. На съезде народных депутатов СССР летом 1989 года была образована Межрегиональная депутатская группа, которую воз-главили А.Д.Сахаров и Б.Н.Ельцин, как прообраз оппо-зиционной парламентской фракции. Одновременно происходила и кристаллизация группировок, привер-женных ортодоксальной коммунистической идеологии. Так, в июле 1989-го был создан Объединенный фронт трудящихся. Размежевание происходило и внутри КПСС, в которой четко обозначились различные идейно-поли-тические течения: реформистское крыло, демократиче-ское крыло в лице "Демократической платформы в КПСС" и ортодоксально-коммунистическое крыло.

Сразу после отмены в январе 1990 года съездом народ-ных депутатов СССР шестой статьи Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС в системе государственного устройства, пошел процесс создания новых политиче-ских партий.

Наиболее заметные политические организации, создан-ные в это время (1990-1991), принадлежали к либе-ральному (демократическому) течению. В мае 1990 года бы-ла создана Социал-демократическая партия Российской Федерации, которая, несмотря на свое название, была программно близка к прочим демократическим партиям. Ряд весьма известных партий породила (по мере выхода из КПСС их членов) "Демократическая платформа в КПСС" - Демократическая партия России, Республикан-ская партия Российской Федерации, Народная партия "Свободная Россия".

В марте 1990-го была учреждена Либерально-демократи-ческая партия (в тот период - Советского Союза).

Одновременно происходила и структуризация съездов на-родных депутатов СССР и РСФСР. На съезде народных депу-татов СССР в декабре появилось четко определившееся кон-сервативное крыло в лице группы "Союз". Образовавшие еще во время предвыборной кампании весной 1990 года из-бирательный блок "Демократическая Россия" кандидаты демократической ориентации получили около трети мест на съезде народных депутатов РФ. В октябре 1990-го все демократические партии объединились в единую коалицию на базе движения "Демократическая Россия". Отделения "Де-мократической России" были созданы более чем в 300 насе-ленных пунктах Российской Федерации, заявленная численность "ДемРоссии" достигала не менее 200-300 тысяч человек.

Период после августовских событий 1991 года характе-ризовался стремительным падением интереса населения к политической жизни, "профессионализацией" возникших партий и формированием трех политических лагерей - демократов, "непримиримой" оппозиции и "центристов". Роспуск съезда народных депутатов Российской Феде-рации, одобрение на референдуме новой Конституции и избрание депутатов Государственной думы РФ по смешанной системе явили новый этап в развитии много-партийной системы в России.



Партии в условиях Второй российской республики

Период 1994-2003 годов, включивший в себя четыре из-бирательных кампании в Государственную думу (1993, 1995, 1999 и 2003), продемонстрировал относитель-ную устойчивость сложившейся партийной системы.

Весь этот период в Государственной думе и политиче-ском пространстве страны в той или иной конфигурации присутствовали: Коммунистическая партия Российской Федерации (возобновила свою деятельность в феврале 1993 года) и Аграрная партия; политические партии (де-путатские фракции) проправительственной ориентации ("Демократический выбор России" и ПРЕС в I Думе, "Наш дом - Россия" во II Думе, "Единство и Отечество" в III Думе); "демократы" ("Демократический выбор Рос-сии" и "Яблоко" - в I Думе, "Яблоко" во II Думе, СПС и "Яблоко" в III Думе); своеобразную протестно-патриотическую нишу занимала ЛДПР.

Наконец, в IV Думе подавляющее большинство получи-ла проправительственная "Единая Россия", левый фланг Думы раскололся на КПРФ и вновь созданную "Родину". ЛДПР вновь вошла в Думу и даже усилилась. Но не про-шли "демократы". Фактически их нишу заняла "Единая Россия".

Можно, однако, сказать, что пока не произошло форми-рования устойчивой и самодостаточной партийной систе-мы. Опыт деятельности партий в этот период выявил незаинтересованность политико-административных и бизнес-элит в формировании независимых и влиятельных обще-ственно-политических структур, а также глубокое недоверие к партиям со стороны граждан.

Даже КПРФ, несмотря на массовость и разветвленность организационной структуры, успехи на губернаторских вы-борах во второй половине 1990-х годов, в основном демонстри-ровала свои возможности в публичных дискуссиях в Думе.

Партии, освоив механизмы парламентской законо-творческой работы, не превратились в основной инструмент борьбы за исполнительную власть, не смогли вы-полнить функции социального представительства и со-циальной интеграции, обеспечить через свои структуры политическое рекрутирование, формирование полити-ческой и правящей элиты страны. Партии, поддерживающие власть, не смогли существенно влиять на ее курс, а оппозиция не смогла предложить обществу значимой альтернативы этому курсу. Во многом подобное состояние партий было связано с организационной рыхлостью самих партий, порождав-шей безответственность и партийных лидеров, и депута-тов, избранных от партий, и партийных аппаратов перед избирателями.



Правовой режим деятельности партий в Российской Федерации

Изначально вопросы правового режима деятельности партий были закреплены еще союзным законом 1990 года, в мае 1995 года вступил в силу Закон РФ "Об об-щественных объединениях". В этот период статус по-литической партии почти не отличался от статуса лю-бой иной общественной организации, а право участия в выборах могло иметь любое общественное объедине-ние, имеющее общероссийский статус и соответствую-щую запись в уставе. Введение института выборов в Государственную ду-му по партийным спискам (в 1993 году), с одной стороны, укрепляло роль партий в полити-ческой системе, но, с другой стороны, ничего не меня-лось в механизмах их функционирования и взаимодей-ствия с государственными и общественными институ-тами, так как законодательство позволяло практически любой организации принимать участие в выборах. Поправка 1997 года, тре-бовавшая от общественных объединений внести предусмотренные изменения за год до выборов, также принципиально ничего не изменила. Даже принятие в 2001 году закона "О политических партиях", ужесто-чившего организационный режим функционирования партий и определившего их уникальный статус в обще-ственно-политической системе общества, а также внесение соответствующих поправок в избирательное законодательство не привело к существенному уменьшению числа избирательных объединений и блоков (23 против 26 в 1999 году).

После избрания в 2000 году на пост президента страны Владимира Путина начинается принципиально новый этап реформирования российской государственности на основе восстановления конституционной законности и управляемости, а также изменений во взаимоотношениях власти и общества на базе политики содействия формиро-ванию институтов гражданского общества и создания действенных механизмов защиты и соблюдения прав че-ловека. В этих реформах особая роль отведена политиче-ским партиям, на которые возложена миссия интеграции гражданского общества и выработки демократических институтов и процедур взаимодействия этого общества и открывающегося перед ним государства.

По инициативе президента в 2001 году был принят, а в 2004-м доработан федеральный закон "О политических партиях". Этот закон фактически направлен на создание трех-четырехпартийной системы как основы партийно-политической "вертикали власти", а также на преодоле-ние административно-управленческой и законодатель-но-правовой фрагментированности страны. Во-первых, закон устанавливает довольно жесткие критерии обра-зования политической партии: она должна иметь регио-нальные отделения более чем в половине субъектов РФ, причем в каждом из них может быть создано только од-но отделение; в ней должно состоять не менее 50 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна иметь региональные отделения численно-стью не менее 500 членов.

В 2004 году Государственная дума поддержала предложение президента о полном переходе на пропорциональ-ную систему выборов депутатов. Переход к пропорциональной системе выборов в Государ-ственную думу, введение смешанной системы на выборах в представительные органы в регионах, непосредственное участие региональных депутатов в выборах руководите-лей исполнительной власти в регионах, закрепление за партиями преимуществ при выдвижении кандидатов при одновременном существовании жестких требований к их образованию и функционированию должны обеспечить развитие крупных и ответственных перед избирателями политических партий, содействовать формированию зре-лой партийной системы.



Выводы

Во многом перемены в ландшафте партийного представительства в Государственной думе являются отраже-нием, хотя и запаздывающим, происходящих изменений в идейно-политической ориентации россиян. Подавляю-щая часть граждан предпочитает относить себя к нейт-ральному политическому спектру - к центристам. Это свидетельствует прежде всего о непринятии большинст-вом общества любого радикализма, о стремлении этого большинства избежать катаклизмов, о его готовности к компромиссам. Этот общий вектор изменения предпоч-тений российских избирателей отразили результаты вы-боров в Государственную думу 7 декабря 2003 года.

Надо отметить, что, несмотря на все сложности переходного периода, в России сложилась устой-чивая партийно-политическая система, отвечающая всем критериям демократического общества. Партии пе-рекрывают весь общераспространенный в мире идеоло-гический спектр: от крайне левых до крайне правых. В принципе любой гражданин, желающий участвовать в партийной деятельности, может найти партию по своему вкусу. Тенденции партийного развития тоже вполне впи-сываются в общемировые. Как и во всем мире, центри-сты пользуются наибольшим влиянием. Как и во всем мире, наблюдается рост влияния умеренных национали-стов. Как и во всем мире, младшее поколение избирате-лей значительно менее идеологизировано, чем старшее.

Российские партийная и избирательная системы про-ходят сложный путь становления. На этом пути еще немало трудностей. Преодолению этих трудностей содействуют формирующееся гражданское общество и последовательная политика реформаторских политических лидеров страны. Зрелость политических партий в каж-дой стране и их подотчетность перед своими членами и избирателями во многом определяется готовностью пос-ледних активно участвовать в политике, сполна реализуя свои политические права и свободы.






http://www.fondedin.ru/


Док. 496645
Перв. публик.: 25.09.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 175

  • Автономов Алексей Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``