Все, о чем говорится в докладе, ориентировано только на бюджетные организации. В то же время достичь собственно реализации целей без привлечения бизнес-сообщества невозможно. Собственно, бизнес-сообщество и создавалось для того, чтобы эффективнее обеспечивать реализацию целей социально-экономического развития страны. И если ограничиваться только вертикалью власти, без бизнес-сообщества, тогда непонятно, зачем мы вообще начинали все реформы. Все отдается на откуп агентствам и другим структурам в вертикали государственных органов? Или предусмотрены механизмы слияния целей бюджетных учреждений и бизнеса?
Конечно, программно-целевое управление в сфере образования сам Бог велел вводить, и как можно быстрее. С другой стороны среди учителей 98 процентов женщин, причем их средний возраст 56-57 лет. Давайте попробуем разобраться хотя бы с этой проблемой, используя механизм программно-целевого бюджетирования, увязывая вопросы подготовки кадров для сферы образования с требованиями рынка.
Рассматривая в Государственной Думе бюджет с точки зрения стратегии развития нашей конкретной отрасли, образования, мы и сейчас упираемся в необходимость расчета нормативов. А если переходить к программно-целевой системе бюджетирования, то без нормативов вообще никуда не продвинуться. Какие нормативы нужны: фактические, среднестатистические, перспективные? Эту проблему нужно решать. Иначе наш подход будет ориентирован на сегодняшний день, а не на несколько лет вперед.
Далее, как будет при новой системе использоваться балансовый метод? И как при этом учитывать ресурсы не только бюджета, но и бизнес-сообщества? Здесь одни вопросы и множество рисков, о которых сказал Андрей Шаститко. Наконец, конкретный вопрос. Как будет оцениваться конечный результат деятельности педагогических вузов: по численности выпуска, скажем, Петербургского педагогического университета имени Герцена, или по численности молодых учителей, работающих в школе более трех лет, или главное - иметь трудоустроенных, а не подготовленных? Ведь сегодня 50 процентов выпускников педвузов не хотят работать в школе.
На 3 тысячи рублей в месяц мужчины в школу работать не пойдут. Значит, решение этой проблемы должно быть целевым ориентиром соответствующего раздела программы. Отступать нам уже некуда, только через программу целевого управления мы сможем реализовать все подобные задачи.