В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Лившиц: Четыре станции и тормозные краны. Назад
Александр Лившиц: Четыре станции и тормозные краны.

Украина получила свой план движения в Евросоюз. Образно говоря, в плане, который обнародовал президент Виктор Ющенко, поезд должен пройти четыре станции. Первая станция - рыночный статус украинской экономики, признание его Европой и Соединенными Штатами. Вторая станция - вступление в ВТО. Третья - это зона свободной торговли с Евросоюзом. И, наконец, четвертая - вступление в Евросоюз.



Абсолютно верная логика. Причем, здесь ничего нельзя менять местами. Правда, само путешествие немножко будет затягиваться по моим оценкам - в связи с теми процессами, которые идут в украинской экономике сегодня.

Надо сказать, что правительство Украины, судя по первым его шагам, имеет немало мужества. Оно собирается выполнить не только все, что само пообещало, но и то, что обещали до них.

Сейчас необходимо с терпение пережить год после выборов. К регулированию цен надо, наверное, отнестись с пониманием. Во всяком случае, я бы не спешил с критикой этого правительственного решения. Я убежден, что в Киеве прекрасно понимают, что так, как сейчас, цены регулировать нельзя, что лучшим регулятором могло бы стать хорошее антимонопольное законодательство. Но трактористу во время весенних полевых работ не объяснишь про антимонопольное законодательство, ему нужно топливо. Станет ли регулирование цен своеобразным тормозным краном в поезде, который идет от станции к станции? Не думаю. Совершенно очевидно, что это временный прием, от которого украинское правительство сможет в будущем отказаться.

Но как сейчас это влияет на украинский план движения? Вспомним, что первая станция - рыночный статус экономики. На мой взгляд, такой статус вполне возможен. Но он состоится несколько позже, чем все ожидают. Вероятнее всего, статус рыночной украинская экономика обретет через год, к следующему лету, когда станет ясно, что вмешательство в ценообразование - уже в прошлом.

Что даст для России рыночный статус экономики ближайшего соседа? Только плюс. Совершенно ясно, что российский бизнес активно оперирует в Украине. И если начнется нормальное рыночное ценообразование, то выгоду от этого получит и российский, и украинский бизнес.

Вторая станция - вступление в ВТО. Это принципиальный вопрос. Я далек от того, чтобы давать какие-то советы. Но вся практика работы с ВТО показывает: нежелательно без крайней необходимости вступать туда, не имея рыночного статуса своей экономики. Без такого статуса вступил в свое время Китай, поскольку у него просто не было выхода. Он живет за счет экспорта и не имеет режима наибольшего благоприятствования в торговле. Поэтому вступление в ВТО было для Китая вопросом жизни или смерти.

Другие такие значимые примеры вступления в ВТО без статуса мне неизвестны. Если Украина по примеру Китая сначала решит вступить в ВТО, а потом только добиваться статуса рыночной экономики, я не уверен, что это будет правильный шаг.

Вступление Украины в ВТО, в принципе, для России - тоже плюс, причем плюс даже на стадии вступления. По простой причине: страны-члены ВТО, как правило, воздерживаются от количественных ограничений импорта. Россия много продает в Украину. Украина много продает в Россию. Не будет ограничений - кому от этого будет хуже? Всем будет только лучше.

Есть одна проблема: кто первый вступит в ВТО - Россия или Украина. Хотя такой проблемы, по-моему, быть не должно. Нам стоит сейчас договариваться не о том, кто первый вступит в эту организацию, а о том, чтобы подобное первенство не означало проблем для страны, которая пока стоит на крыльце перед запертой дверью. Стоит и видит в окошке страну, которая туда вошла первой, и слышит: ты подожди, сделай то-то и то-то, тогда я открою дверь.

Вот пункт, вокруг которого можно вести продуктивные переговоры в интересах обеих стран. Не обязательно вступать в ВТО одновременно, но желательно, чтобы сам факт вступления не использовался для решений каких-то других проблем.

Третья станция - зона свободной торговли с Евросоюзом. Естественно, это опять выгодно для России, поскольку на пути к третьей станции Украине придется очень много изменять и в своей экономике, и в государственном устройстве в лучшую сторону - с тем, чтобы Европейский Союз решился на создание зоны свободной торговли.

Мировая практика показывает - это очень длительный процесс. Пример - Персидский залив. Этот регион куда ближе Евросоюзу с точки зрения экономических интересов. Однако здесь до сих пор никак не сформируют зону свободной торговли, потому что существует множество разногласий. И все же процессы в Украине, которые будут направлены на вступление в зону свободной торговли, а в перспективе - и в Евросоюз, хороши для России.

В связи с образованием зоны свободной торговли возникает еще один существенный вопрос: как вступать в эту зону, чтобы не оказывать давление друг на друга?

От ответа на этот вопрос зависит судьба единого экономического пространства. Судя по заявлениям Украины, она не собирается участвовать в едином экономическом пространстве, кроме зоны свободной торговли, как ведущей части этого пространства. Что здесь надо сделать, чтобы совместить и то, и другое, и возможно ли это совмещение? Я считаю, что совмещение возможно при выполнении нескольких довольно простых условий.

С самого начала надо признать, что Украина входит в зону свободной торговли с Россией на время, и не собирается там находиться долго. Она входит только до той поры, пока войдет в Евросоюз. У Украины ожидаются те же проблемы, что и у стран Балтии, которые имели соглашение по свободной торговле. Но когда они подошли к вступлению в Евросоюз, эти соглашения, естественно, ушли в историю. Надо честно признать: пока есть время, мы этот вопрос рассматриваем. Когда подойдет пора вступать в Европейский Союз, мы эти соглашения денонсируем. И не морочить никому голову.

Допустим, это условие соблюдено. Оно не сложное, требует только политической воли.

Однако Украина предлагает зону свободной торговли без всяких изъятий и ограничений. Тут два варианта, при которых это возможно.

Вариант первый. Единые тарифы на импорт из третьих стран. Насколько я знаю, Украина - против. Тогда надо рассматривать второй вариант - решение проблемы реэкспорта. Возьмем производство обычного стакана. Украина предлагает импортную пошлину ноль процентов. Россия -10 процентов. Что будут делать мировые производители стаканов? Они все их двинут в Украину, а через зону свободной торговли стаканы придут в Россию. Россия не согласится с таким вариантом, потому что он ей вреден. Значит, она их не пустит на свой рынок, значит, конец свободной торговле.

Как видим, вот живая и злободневная тема продуктивных, но по настоящему конкретных переговоров: как создавать свободную торговлю без изъятия.

И последняя станция - вступление Украины в Евросоюз. Я убежден, что это будет выгодно не только Украине и России.

Членство Украины в ЕС объявлено стратегической целью, национальным приоритетом. И не случайно все влиятельные политические силы Украины за этот выбор. Даже одно стремление Украины к членству в Евросоюзе уже означает в перспективе большую инвестиционную привлекательность страны. Совершенно ясно, что Россия не будет в Евросоюзе никогда в силу множество причин. Как ясно, что и много других стран никогда не вступят в Евросоюз.

Но Киев, вступивший в Евросоюз, приведет за собой инвесторов, которые появились на Украине задолго до вступления. И эти инвесторы воспользуются всеми правами собственников предприятий, расположенных в Европейском Союзе. Таким образом, может осуществиться мечта инвесторов всего мира - войти в закрытую зону свободной торговли через инвестиции в страны, входящие в нее. Кажется, есть над чем подумать нашим российским инвесторам.



ЛИВШИЦ Александр Яковлевич,

заместитель генерального директора

компании "Росал" по международным

и специальным проектам



http://www.fondedin.ru/




Док. 496552
Перв. публик.: 25.04.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 175

  • Лившиц Александр Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``