В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Аринин: Заказ политическому классу Назад
Александр Аринин: Заказ политическому классу

Куда нужно вкладывать средства в российской экономике - понятно. А как? Сегодня, безусловно, главная проблема заключается в том, что деньги есть, а эффективных механизмов вовлечения и трат этих средств нет. А еще нет добросовестной конкуренции, защиты частной собственности и свободы предпринимательства. До сих пор ни власть, ни крупный бизнес не осознали всю серьезность этой проблемы.

Не так давно представители деловой элиты встречались с президентом. О чем же они говорили? О каких-то мелких интересах отдельных финансово-промышленных групп. Но не об интересах страны. Я не услышал и от власти стратегического долговременного прогноза, как должна развиваться наша страна. И это очень печально: мировой опыт показывает, что прежде чем вкладывать средства, нужно понять, для чего это делается и как оградить их от расхищения.

Вот характерный пример. Мы говорим о важности инвестирования в интеллектуальный капитал. Сколько существует программ по такому инвестированию? Вы знаете, как расходуются средства на эти программы? Я не знаю. Информация полностью закрыта. Мало того, что мы не знаем, как эти программы реализовываются, мы не знаем также, куда идут десятки миллиардов рублей.

Возьмем новый принцип формирования региональной власти, назначение губернаторов. Вновь назначенный приморский губернатор до сих пор не объяснился в скандалах по лову рыбы, которые сегодня сотрясают все Приморье. До сих пор "Татнефть", одна из самых крупных нефтяных компаний на внутреннем российском рынке, остается самой закрытой в этой отрасли. И когда президент Татарстана в очередной раз зачитывает присягу и говорит, что он будет соблюдать права и свободы человека, возникает вопрос: а как будут соблюдаться права в связи с тем, что в Татарстане они нарушаются в части прозрачности того же нефтяного бизнеса, развития малого и среднего предпринимательства?

Пока политический класс не поймет, что его судьба зависит от судьбы страны, и он не нужен сам по себе никому, кроме сильной страны, пока он не осознает свою ответственность за национальные интересы России, у нас, к сожалению, не произойдет настоящего поворота и в борьбе с коррупцией, и с воровством бюджета, и с непрозрачным финансированием каких-то социально-экономических программ.

Мне представляется, роль государства в этой связи заключается в том, чтобы провозгласить долговременную системную стратегическую политику в России. И сделать это публично, гласно, а не закрытым образом на заседании Совета Безопасности. При этом государство должно понять, что его основные обязанности - соблюдать и защищать права и свободы человека, то есть законность. Нужно обеспечить прозрачность суда. Нужно размещать все материалы судебных заседаний в Интернете и публиковать все споры сторон. Необходимо, чтобы граждане знали о заседаниях квалификационных судейских комиссий, на которых пока еще келейно решаются судьбы проштрафившихся и коррумпированных судей. Если суд останется корпоративной закрытой организацией, никакого укрепления законности не произойдет.

Роль крупного бизнеса заключается не в том, чтобы отстоять свои корпоративные интересы, а в том, чтобы помочь подняться малому и среднему бизнесу, помочь, в первую очередь, защищая их права и свободы. Видим мы в этом плане какую-то работу крупного бизнеса? Нет. Идет тактическая, точечная, не носящая стратегический и комплексный характер деятельность.

Банковская система, безусловно, должна быть реформирована. Сегодня она не отвечает не только современным требованиям мирового развития, она не отвечает и вчерашнему дню. Поэтому банки должны обладать, во-первых, достоверной информацией о всей деятельности предприятий, то есть быть прозрачными сами, и требовать такой же прозрачности от хозяйствующих субъектов.

Наконец, деловая культура и стиль управления, безусловно, должны быть сегодня на первых страницах печати. Это тоже - политический заказ политическому классу. Людвиг Эрхард в 1949 году провел на различных уровнях 150 встреч, и 140 были посвящены именно деловой культуре и стилю управления. Это при немецкой-то культуре, при педантичности и классических традициях римского права! А мы с вами видим, как, мягко говоря, некомпетентно выступают генеральный прокурор, министр внутренних дел.

Мне кажется, сегодня главное - не вытащить деньги на модернизацию какой-то инфраструктуры, а добиться, чтобы средства эффективно работали. Для этого надо заставить государство быть компетентным, ответственным, эффективным, а, следовательно, прозрачным и открытым.



Александр АРИНИН

Директор Института федерализма

и гражданского общества,

председатель Совета Общественного

антикоррупционного комитета



http://www.fondedin.ru/


Док. 496506
Перв. публик.: 25.04.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 182

  • Аринин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``