В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим Медведев: победа или поражение? Назад
Вадим Медведев: победа или поражение?
Сейчас много говорят об ошибках перестройки, об отсутствии программы действий. Не со всей критикой можно согласиться. Конечно, стратегического плана перестройки, подобного расписанию поездов или известной программе "500 дней", у нас не было. Но установки и ориентиры были выработаны довольно четко, и определенным образом нашли свое отражение и в выступлениях М.С. Горбачева, и в его докладе на апрельском пленуме в 1985 году.

Ориентиром перестройки был вывод страны на траекторию современного развития. Для этого были нужны экономические стимулы, мы видели их в коммерциализации экономики. В политической сфере - четкая установка на демократизацию, гласность, изменения в самой партии, на ликвидацию зон, свободных от критики. В международной политике - ликвидация конфронтации в международных отношениях.

Конечно, инициаторы перестройки только в принципе, в общем виде, представляли, что нужно сделать. И само общество было не готово к изменениям. Более того, оно не было готово даже к новой фразеологии. А ведь начинался процесс, имевший глубинные основы и глобальные последствия, сопоставимый с французской революцией XVIII века.

Поэтому не случайно Горбачев многократно говорил в своих выступлениях о постепенности действий. Можно ставить вопрос о том, что Великая французская революция - это победа? Или поражение? Однозначного ответа дать невозможно. Надо разбираться по существу. То есть, надо анализировать те результаты, к которым привела уже перестройка, хотя она и не закончилась. Она была сорвана, оборвана. И нельзя это рассматривать вне определенного контекста, вне определенной ответственности за это не только активных участников перестройки, но и политических сил, которые выступали против нее как слева, так и справа.

Мне не вполне импонирует и, более того, вызывает возражение тезис о том, что распад Советского Союза вольно или невольно спровоцирован Горбачевым и является непосредственным результатом перестройки.

Перестройка была направлена не на развал Союза, а на его модернизацию, совершенствование. Нужно было сохранить Союз в условиях демократизации, в условиях разгосударствления партии и изъятия этого стержня, который как раз и скреплял государство. Перестройка была направлена на реорганизацию Союза, на его обновление за счет максимальной самостоятельности республик, за счет превращения государства в конфедерацию с федеративными компонентами его устройства. И это исторический факт. Другое дело, что с этим процессом мы запоздали и начали всерьез заниматься национальным вопросом лишь после того, как гром грянул в виде известных событий в Прибалтике и на Кавказе.

Существовала четкая установка на демократизацию, на изменение ситуации в самой партии, на гласность. В частности, в ходу был тезис о ликвидации зон, свободных от критики. Имелась в виду Москва, Украина, поскольку у руководства здесь стояли люди, приближенные к высшей иерархии нашего государства. Зоны, свободные от критики, кстати, существовали тогда и в сфере зарубежной политики, и в области обороны. Это был уже зачаток того, что впоследствии получило название "гласность". Немало возможностей открылось для осмысления исторических событий, всего пути нашей страны.

Кроме внутриполитических, были проблемы и экономического порядка. Надо было провести серьезные перемены в экономике с целью придания ей динамизма. А для этого, что мы все прекрасно понимали, нужны сильные экономические стимулы. Мы видели их на пути консолидации экономики, что получило свое отражение в экономической реформе 1987 года. Конечно, тогда разговор о рыночной экономике не шел в таких терминах, как в дальнейшем. Но линия поведения и линия действий была четко очерчена и осознаваема.

Это была ясно осознанная линия и на преодоление конфронтации в международных отношениях. Она нашла свое отражение в контактах и встречах Горбачева с руководящих деятелями многих стран.

Конечно, не все получалось. Не в последнюю очередь потому, что и советское общество не было готово к переменам такого масштаба, да и сами инициаторы перестройки, конечно, лишь в общем представляли направления, по которым надо было действовать. Поэтому Горбачев неоднократно по одним и тем же вопросам выступал и на встречах, и на заседаниях политбюро, и на пленумах ЦК, чтобы постепенно произвести поворот в общественном сознании и двигаться дальше.

Эта политика нашла отражение в выступлениях Михаила Горбачева того периода, в материалах памятной теоретической конференции, проведенной в декабре 1994 года еще до кончины Черненко, в выступлении Горбачева на апрельском пленуме, в совещании по проблемам научно-технического прогресса, которое состоялось летом 1985 года. То есть, идеи закладывались достаточно четкие, хотя, может быть, они были облечены не в ту форму, которую приобрели впоследствии.

Не скажу, что это была какая-то явно выраженная стратегия, нет. Но она, тем не менее, существовала и в дальнейшем развивалась, приобретала новые формы, очерчивала круг новых задач и новых практических мер.

Поэтому говорить о том, что действия перестройщиков были спонтанными и хаотичными, я думаю, нет оснований. Во многом эти действия были осознанными, целенаправленными. Другое дело, когда в стране разворачивается острая политическая борьба, когда общество не принимает отдельные радикальные решения, то становится менее понятной логика преобразований, нарушается последовательность действий.

Многие эксперты считают, что современная Россия - плод перестройки. Это не простой вопрос. Естественно, тенденции и процессы демократизации, международной политики, заложенные перестройкой, имели определенное продолжение и в ельцинский период, и в современный, путинский. Конечно же, это связано с коренным изменением всех реалий, с роспуском Советского Союза и путчем, с приходом к власти новой администрации.

Однако мне резануло слух заявление на самом высоком уровне о том, что Россия избрала путь демократизации четырнадцать лет тому назад. В чем тут дело - в арифметике или в политике? По большому счету именно четырнадцать лет назад начался откат от демократизации. Это выразилось в принятии самой недемократичной Конституции, в захвате средств массовой информации, в создании СМИ, состоящих в тесной связи с администрацией. Впоследствии администрация использовала СМИ для манипуляции общественным мнением, и это помогло Борису Ельцину, имевшему почти нулевой рейтинг, одержать победу на выборах. Я уж не говорю о расстреле парламента и прочих действиях, не совместимых с демократией. Вот о чем следует говорить, а не о том, что современная Россия - плод перестройки.

В материалах печати и в дискуссиях, посвященных двадцатилетию перестройки, нередко проскальзывал один и тот же вопрос: "Перестройка - это победа или поражение?". Мне кажется, сама постановка такого вопроса некорректна. Можно и следует говорить о поражении инициаторов перестройки, ее руководителей. Это факт. Но - говорить о поражении процесса, который имеет глубинные основы и значительную продолжительность?

Еще не вечер. Сама дискуссия о перестройке показывает, что наметился определенный сдвиг в общественном мнении относительно ее результатов. Процесс, как говорится, пошел, и, я думаю, он будет иметь продолжение.



Вадим МЕДВЕДЕВ

Член-корреспондент РАН,

в 1986-90 годах секретарь ЦК КПСС,

член Политбюро ЦК КПСС






http://www.fondedin.ru/



Док. 496467
Перв. публик.: 25.04.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 156

  • Медведев Вадим Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``