В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Андреев: Совесть русской эмиграции. Назад
Вячеслав Андреев: Совесть русской эмиграции.


Среди русских философов, чьи книги приходят к нам из небытия архивов, имя Сергея Николаевича Булгакова - одно из самых громких. Современники называли его "историком культуры", "совестью русской эмиграции". Ему поклонялись в Америке и Франции, Англии и Японии. Булгаков написал 28 томов оригинальных исследований, более 180 статей по философским, богословским, экономическим вопросам, 80 проповедей и речей - 11 тысяч страниц русского и 1200 страниц иностранного оригинального текста. Вдали от родины кто-то придумал формулу: "эмигрант - это капля крови нации, взятая на анализ". В этом смысле капля Сергея Николаевича Булгакова - капля России.

Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июня 1871 года в небольшом городке Ливны Орловской губернии в семье священника. С 1884 года Булгаков учился в Орловской духовной семинарии, а в 1890-м поступил на юридический факультет Московского университета. После окончания университета (1894) он был оставлен на кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию.

С 1895 года начинается преподавательская деятельность, раскрывшая выдающийся педагогический талант Булгакова: в Московском техническом училище он преподает политэкономию, выходят в свет его социологические и политэкономические статьи, обратившие на себя внимание научной общественности.

С 1901 года Булгаков - профессор политэкономии Киевского политехнического института и приват-доцент Киевского университета. Это плодотворный период его творчества: одна за другой выходят яркие статьи, составившие впоследствии двухтомник "Два града". В это же время происходит перелом, приведший Булгакова "от марксизма к идеализму". Сборник статей под таким заглавием, опубликованный в 1903 году, стал символом целой эпохи в жизни русской интеллигенции, обозначив ее переход от упований на научный метод марксизма и его революционный потенциал к поискам синтеза научности с наследием мировой философии.

Под влиянием идей B.C. Соловьева и Ф.М.Достоевского происходит эволюция взглядов Булгакова к религиозному мировоззрению в духе христианского социализма. С 1904 года Булгаков совместно с Н.А.Бердяевым редактировал журнал "Новый Путь", а с 1905 - "Вопросы Жизни". Эти журналы публиковали материалы петербургских религиозно-философских собраний и отражали эволюцию философского сознания левой интеллигенции.

В 1906-м Булгаков переехал в Москву, где устроился преподавать политэкономию в Московском коммерческом институте и стал приват-доцентом Московского университета. Став депутатом 2-й Государственной Думы от Орловской губернии в качестве "независимого христианского социалиста", Булгаков был поражён "невежественностью, никчёмностью этого собрания", после чего окончательно разочаровался в политической деятельности. Позиция культурного консерватизма, занятая Булгаковым, нашла отражение в статье "Героизм и подвижничество" (сборник "Вехи", 1909), направленной против гордыни "человекобожества" русской интеллигенции (выдержки из этой работы мы предлагаем сегодня читателям).

В 1910 году Булгаков познакомился с П.А.Флоренским. Взаимообогащающая дружба этих мыслителей многое дала русской философии. Сергей Булгаков окончательно переходит к религиозно-философскому мировоззрению и все более - к его церковно-практической интерпретации.

После Февральской революции Булгаков трагически переживал падение самодержавия, "видел и чувствовал, что пришёл красный Хам, что жизнь становится вульгарной и низкой и нет уже России". 25 мая определением Святейшего Синода Булгаков был включён в состав Предсоборного совещания для подготовки Священного Собора Русской Православной Церкви. В запрещенном к изданию сборнике "Из глубины" (М.-П., 1918) Булгаков поместил философско-публицистическую работу "На пиру богов. Современные диалоги", где, подводя итоги революции как всеобъемлющего культурного кризиса, утверждал, что "с оцерковлением русской жизни только и может быть связана надежда на культурное возрождение России".

9 июня 1918 года по благословению патриарха Тихона Булгаков принял духовный сан и ушел из Московского университета. В июле того же года переехал в Крым, где получил должность профессора политической экономии и богословия Таврического университета в Симферополе, а после разгрома войск генерала Врангеля в конце 1920 года стал протоиереем ялтинского собора.

17 декабря 1922-го Булгаков был выслан из России в Константинополь. Спустя некоторое время философ обосновался в Праге, где, благодаря заботам президента Чехословакии Т.Масарика был основан Русский научный институт. На его юридическом факультете Булгаков стал профессором церковного права и богословия.

В июле 1925 года Булгаков переехал в Париж, чтобы возглавить кафедру догматического богословия только что созданного Православного Богословского института. Весной 1939 года Булгаков перенес тяжелую операцию (у него был рак горла). Хотя голосовые связки были удалены, через несколько месяцев Булгаков мог говорить (почти шепотом), совершать литургию и даже читать лекции.

В годы второй мировой войны Булгаков активно протестовал против насилия фашизма, благословил на участие в Движении Сопротивления своих духовных детей - Е.Ю. Кузьмину-Караваеву (мать Марию) и священника Д. Кляпинина.

Сергей Николаевич Булгаков скончался в Париже 13 июля 1944 года вследствие кровоизлияния в мозг.



Вячеслав АНДРЕЕВ



http://www.fondedin.ru/



Док. 496445
Перв. публик.: 25.04.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 169

  • Андреев Вячеслав Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``