Новым флангом взаимодействия России и Европейского Союза становится Большой Ближний Восток. Это географическое понятие не существовало еще два года назад, но с момента своего изобретения получило очень широкое распространение. С легкой руки администрации Джорджа Буша-младшего это название, охватывающее огромное пространство от Северной Африки до Индии, вошло сегодня в мировой политический обиход. Его используют даже те, кто в принципе не согласен с идеей о том, что можно свести к одному знаменателю политику в отношении пары десятков различных стран, отличающихся друг от друга и исторически, и культурно, и по уровню своего развития. Как бы то ни было, все согласны с тем, что данный регион является средоточием множества проблем и источником глобальной нестабильности, угрожающей всему развитому миру.
Толчком к переменам на Большом Ближнем Востоке послужила, к сожалению, недобрая воля государств региона и неконструктивная деятельность их западных партнеров. Бурные процессы, связанные с поиском путей трансформации, начались после атаки террористов на США, и, соответственно, вся политическая инициатива принадлежит сегодня Соединенным Штатам. Не вдаваясь в детали того, какими мотивами руководствовался Вашингтон, начиная боевые действия в Афганистане, а затем в Ираке, можно констатировать, что результаты трансформационных усилий оставляют пока желать много лучшего. Между тем неуспех американской стратегии на Большом Ближнем Востоке в первую очередь скажется не на самих Соединенных Штатах, а на России и Европейском союзе как непосредственных соседях этого взрывоопасного пространства. Достаточно вспомнить, что Турция, являющаяся теперь официальным кандидатом на вступление в Евросоюз, граничит с Ираком и Ираном, а государства Центральной Азии, которые традиционно относились к сфере влияния России и продолжают к ней тяготеть, не только граничат с регионом, но по сути являются его частью.
Географическое положение, а также чувство геополитической ответственности за прилегающие территории заставляют Россию и ЕС обратить особое внимание на регион Большого Ближнего Востока. Ситуация объективно подталкивает Москву и Брюссель к выработке скоординированной политики в этой части света, в том числе и для того, чтобы совместными усилиями сбалансировать влияние Вашингтона. Речь ни в коем случае не идет о противодействии Америке - в сегодняшней ситуации это бессмысленно и контрпродуктивно, - а именно о воздействии на нее.
Отношения России и Евросоюза переживают сегодня не лучшее время. Проблема не в отдельных проблемах, а в необходимости выработки новой модели, которая учитывала бы реалии сегодняшнего дня. Нынешняя модель отношений, формировавшаяся в начале 1990-х годов, исходила из того, что Россия постепенно будет приближаться к европейской социально-экономической и политической модели. В силу разных причин этого не произошло: Россия и ЕС развиваются в разных направлениях, что негативно сказывается на становлении двусторонних политических связей. Очевидно, выработка новой модели взаимоотношений займет довольно длительное время. В этой ситуации особенно важно не переносить различные внутренние разногласия на внешние проблемы, в частности, на решение проблем Большого Ближнего Востока. Более того, в силу этих разногласий есть надежда, что политика, направленная на третьих партнеров, может быть на данном этапе более успешной, что политика, направленная друг на друга.
В чем может заключаться скоординированная стратегия в регионе Большого Ближнего Востока?
Нужна совместная работа с целью избежать унифицированного, упрощенного подхода ко всему региону, которым периодически грешат американские внешнеполитические идеологи. В отличие от Соединенных Штатов, ведущие европейские державы - Великобритания, Франция, Россия, в определенной степени и Германия - обладают богатым историческим опытом действий в данном регионе. Делиться этим опытом, совместно убеждать американцев в недопустимости простых универсальных решений - обязанность Европы и России.
Россию и ЕС сближает схожая позиция в отношении Ирана - главного раздражителя для США и потенциально следующего очага серьезной напряженности в регионе. И Россия, и Евросоюз считают опасными попытки разрубить иранский узел. Воздействие России и ЕС должно быть направлено в две стороны: на Вашингтон - с целью удержать его от опрометчивых шагов, и на Тегеран - с целью подтолкнуть его к активизации диалога с Западом. Дестабилизация в Иране крайне опасна для России и Европейского союза, равно как и обретение Ираном ядерного оружия прежде всего будет угрозой для ближайших держав, а не для США.
Россия и Евросоюз не должны соперничать в странах, которые представляют собой периферию Большого Ближнего Востока, прежде всего речь идет о Южном Кавказе и Каспийском бассейне. Ситуация там настолько неустойчива, что попытки перетягивать геополитическое одеяло грозят серьезными осложнениями для всех. Ключевой вопрос в этих странах - это наличие там ответственной власти, способной контролировать ситуацию. В этом направлении должны работать и Россия, и ЕС.
Наконец, необходимо кардинально решить проблему, непосредственно затрагивающую Россию и Евросоюз. Это наркотрафик. Разгром режима талибов и прочие действия в регионе привели не к улучшению, а к ухудшению ситуации. России и ЕС жизненно необходима всеобъемлющая и длительная программа действий, которая способствовала бы ограничению потока наркотиков.
Федор ЛУКЬЯНОВ
Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике"