В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Андреев: Бердяев. Назад
Вячеслав Андреев: Бердяев.
Николай Александрович Бердяев родился 6 марта 1874 года в Киеве. В 1894-м поступил в киевский кадетский корпус. Однако обстановка военного учебного заведения оказалась для него совершенно чуждой, и Бердяев стал студентом естественного факультета киевского университета Св. Владимира.
Студенческая среда весьма существенно повлияла на характер и жизненные ориентиры Бердяева. Ответа на вопрос, как искоренить зло и несправедливость мира, он ищет в теории научного социализма, которую начинает изучать в одном из киевских социал-демократических кружков. Одновременно он продолжает занятия философией, посещая лекции и семинары профессора Г.И.Челпанова.

Участие в студенческом движении заканчивается для Бердяева арестом (1898), месячным тюремным заключением, судом и ссылкой в Вологду (1901-1902 годы), где в то время уже находились А.Богданов, А.Луначарский, Б.Савинков, Б.Кистяковский, А.Ремизов и П.Щеглов. К тому времени Николай Александрович становится известен как "критический марксист", автор статьи "А.Ф.Ланге и критическая философия в их отношении к социализму", опубликованной Карлом Каутским в органе германской социал-демократической партии "Новое Время" (NoNo 32-34, 1899-1900). Вскоре философский дебют Бердяева дополнился появлением его первой книги - "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском" (СПб., 1901).

В ссылке Бердяев начинает осознавать невозможность соединения в целостном мировоззрении материалистического понимания истории и философского идеализма, а к 1903 году окончательно укрепляется на пути, по которому уже пошли бывшие "легальные" марксисты - П.Струве, С.Булгаков, С.Франк. Это в конечном счете привело его в журнал "Новый путь" - трибуну религиозно-философских собраний, организованных в Петербурге Дмитрием Мережковским. Но идеализм оказался для Бердяева лишь переходной философской формой. Конечным же пунктом становится еще неясный образ религиозно-христианской философии, призванной целостным и универсальным образом выразить человеческий опыт.

В 1905-1906 годах совместно с Булгаковым Бердяев редактирует журнал "Вопросы жизни", стремясь сделать его центром единения новаторских течений в социально-политической, религиозно-философской и художественной сфере. Поездка зимой 1907-1908 в Париж и интенсивное общение с Мережковским и его кругом стимулирует обращение Бердяева к православию. По возвращении в Россию он поселяется в Москве, сближается с кругом философов, объединенных вокруг книгоиздательства "Путь" (Г.Рачинский, Е.Трубецкой, В.Эрн, П.Флоренский), и принимает деятельное участие в организации религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. Итогом творческих поисков этого периода становится опубликованная в 1911 году "Философия свободы", в которой Бердяев выступает продолжателем главных традиций русской философии XIX века. Устремленность Бердяева к всемирной соборности, призванной преодолеть церковный конфессионализм, находится в русле универсализма Соловьева и его учения о "богочеловечестве".

Зимой 1912-1913 Бердяев едет в Италию, где рождаются замысел и первые страницы новой книги "Смысл творчества" (опубликована в 1916 году). В ней, как отмечал сам автор, его религиозная философия была впервые вполне осознана и выражена.

Февраль 1917 года Бердяев приветствовал: падение "священного русского царства" как лже-теократии воспринималось им в русле творческих задач эпохи. Однако с течением времени философ становится пессимистичней. Накануне падения Временного правительства он пишет: "Традиционная история русской интеллигенции кончена... Она побывала у власти, и на земле воцарился ад. Поистине русская революция имеет какую-то большую миссию, но миссию не творческую, отрицательную - она должна изобличить ложь и пустоту идеи, которой была одержима русская интеллигенция и которой она отравила русский народ".

В 1918-м Бердяев создает Вольную академию духовной культуры, при которой открываются несколько семинаров. Он читает курс лекций по философии истории, участвует в семинаре по Достоевскому, а также пишет книгу "Философия неравенства" (опубликована в Берлине в 1923 году). В 1920-м историко-филологический факультет Московского университета избирает его профессором. Однако уже в 1921 году философ подвергается аресту в связи с делом так называемого "Тактического центра". Летом 1922-го следует еще один арест, а осенью - высылка за пределы страны в числе других "пассажиров философского парохода".

С 1922 по 1924 годы Бердяев живет в Берлине, приобретая репутацию ведущего философа послевоенной Европы.

Начало Второй мировой войны и нападение фашистской Германии на СССР обострили патриотические чувства Бердяева. Первой послевоенной книгой стала "Русская идея" (Париж, 1946), посвященная осмыслению истории русской философии.

Умер Николай Бердяев 23 марта 1948 года за рабочим столом в своем доме в Кламаре, пригороде Парижа.

Сегодня мы публикуем выдержки из книги Бердяева "Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии" (Письмо пятое). Есть подозрение, что многое из этого письма адресовано нам.



Вячеслав АНДРЕЕВ





http://www.fondedin.ru/

Док. 496406
Перв. публик.: 25.02.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 172

  • Андреев Вячеслав Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``