В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Медведев в Магадане: `Мы понимаем: если говорить откровенно, то область в очень тяжёлом положении` Назад
Дмитрий Медведев в Магадане: `Мы понимаем: если говорить откровенно, то область в очень тяжёлом положении`
Сутки своего пребывания в Магаданской области, как и на Чукотке, Президент России Дмитрий Медведев закончил тем, что провёл совещание по вопросам социально-экономического развития Магаданской области.

Сообщение об этом совещании пресс-службы Президента России составлено столь широкими мазками, что, по сути, нивелирует почти всё, что на нём происходило.

Прочтите его сами, потому что далее мы познакомим вас с очень интересным материалом.

"Президент подчеркнул, что основные направления развития региона - модернизация топливно-энергетического комплекса, в частности освоение примагаданского нефтегазоносного шельфа, и транспортной сферы - автомобильной и железнодорожной сетей, портовой инфраструктуры.

Д. Медведев отметил, что на развитие ТЭК по федеральной программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" будет направлено около 18 миллиардов рублей, в том числе свыше 5 миллиардов рублей на строительство Усть-Среднеканской гидроэлектростанции и около 12 миллиардов рублей - на создание линий электропередачи.

Глава государства указал на необходимость решения социальных вопросов - повышения заработной платы и увеличения жилищного строительства. Президент подчеркнул, что особого внимания требует проблема трудовых ресурсов, которые необходимы для освоения региона, на территории которого находятся крупные месторождения полезных ископаемых, редких и драгоценных металлов, в прибрежных водах - около пятой части общероссийских рыбных ресурсов, а на шельфе, по прогнозам - месторождения нефти и газа".

На самом деле всё происходило не так гладко. После вступительного слова Дмитрия Медведева, которое во многом, не во всём, прозвучало во здравие, Президент, выслушав споры между представителями бизнеса и чиновниками, в своём заключительном выступлении дошёл до прямых угроз в сторону частных золотодобытчиков лишить их лицензии на разработку месторождений золота. Прозвучало это достаточно заупокойно.

Поэтому редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает нужным с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru познакомить общественность страны с прямым текстом вступительного и заключительного слов Дмитрия Медведева на этом совещании. Уверяем вас, вы обнаружите массу интересного в словах Президента. А в заключение мы дадим и наш комментарий к этим текстам.


Вступительное слово Президента России Дмитрия Медведева на совещании по вопросам социально-экономического развития Магаданской области:

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!

Уважаемые коллеги! Это уже второе за последние сутки совещание, которое посвящено развитию дальневосточных территорий. Вчера мы с вами занимались вопросами развития Чукотки, сегодня находимся в Магаданской области и предметным образом обсудим социально-экономическую ситуацию в этом регионе, перспективы развития региона, трудности и проблемы, естественно.

Очевидно, что Магаданская область - это очень непростой регион и по своему отдалённому географическому положению, и имея в виду ограниченную ёмкость местных рынков товаров и услуг. Определённые трудности, конечно, создаёт и необходимость осуществления северного завоза. Ну и, наконец, довольно серьёзную проблему создал отток трудовых ресурсов, который произошёл в определённый исторический период.

Все эти сложности в целом преодолимы. Более того, по нашему убеждению, область имеет все возможности для стабильного роста, устойчивого подъёма своего экономического, а стало быть, и социального потенциала.

На территории области, как известно, расположены крупные месторождения полезных ископаемых, редких и драгоценных металлов. Здесь находится около половины общего объёма разведанного в России серебра, а в прибрежных водах - около пятой части всех общероссийских запасов рыбных ресурсов.

Отмечу, что за последние годы показатели, отражающие экономический рост в регионе, в целом вышли на положительную динамику. Так, объём валового внутреннего продукта, который рассчитан на душу населения, в прошлом году увеличился на 20 процентов. Доходы консолидированного бюджета в январе-июле текущего года выросли более чем на 40 процентов по сравнению, естественно, с аналогичным периодом прошлого года.

Во многом это и следствие той работы, которая ведётся руководством области, и целенаправленной поддержки области со стороны федеральной власти. Общий объём средств, выделенных в текущем году Магаданской области из федерального бюджета, составил 8,3 миллиарда рублей. Это в полтора раза больше финансирования 2007 года. В рамках целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья было выделено 33,5 миллиарда рублей, в том числе из средств федерального бюджета 31 миллиард.

Вместе с тем, и я об этом сказал уже вначале, в области остаётся очень значительное число нерешённых проблем. Несмотря на то что среднемесячная номинальная заработная плата в прошедшем году выросла на треть и составляет 23300 рублей, что выше среднероссийского значения, практически каждый шестой житель области, по тем данным, которыми мы располагаем, проживает за чертой бедности. Такое положение, естественно, необходимо менять и начинать эту работу с определения чётких приоритетов развития самого региона.

Один из них и, наверное, главный - мы с Николаем Николаевичем [Дудовым] об этом говорили и вчера, и сегодня - это расширение ресурсной базы полезных ископаемых. Речь идёт о новых месторождениях золота и серебра, меди, молибдена, олова, вольфрама. Сегодня их разработка - это основной вид экономической деятельности Магаданской области, они обеспечивают практически пятую часть ВРП. И для их освоения необходимо привлекать инвестиции и российские, и зарубежные. Я думаю, что такую работу необходимо вести, использовать различный потенциал, в том числе иностранный потенциал, для запуска новых перспективных совместных проектов.

Серьёзное внимание стоит уделить примагаданскому нефтегазоносному шельфу. По данным экспертов, здесь находятся прогнозные ресурсы весьма приличные нефти и газа, и их освоение тоже в конечном счёте могло бы стать одной из точек роста региона, послужить укреплению экспортного потенциала области. Тем более что область имеет в этом смысле определённые преимущества: непосредственно к области примыкают рынки наших ведущих партнёров по Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Второе важное направление - это развитие энергетики, причём и для собственных нужд, и для поставок на экспорт. На развитие топливно-энергетического комплекса по федеральной программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" будет направлено почти 18 миллиардов рублей, в том числе на строительство Усть-Среднеканской ГЭС свыше 5 миллиардов рублей, на строительство воздушных линий электропередачи около 12 миллиардов.

Мы рассчитываем на то, что по мере возможности и региональные власти активно включатся в эту работу. Хотел бы, чтобы Николай Николаевич тоже в своём выступлении этому уделил внимание.

Ещё одна задача очень важная - это совершенствование транспортной инфраструктуры. Она играет ключевую роль в развитии экономики области, в повышении мобильности самих магаданцев. Более того, мы понимаем, что без развития транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожной инфраструктуры, вот те самые крупные проекты по развитию ресурсной базы, вовлечению новых месторождений будут неосуществимы. Это большая проблема для всей нашей страны, для Дальнего Востока, может быть, одна из самых острых.

Государство вкладывало и будет вкладывать в эту сферу значительные средства. И, конечно, в самое ближайшее время мы обязаны приступить к модернизации аэродромов, морских и речных портов, увеличению объёмов пассажирских перевозок и грузоперевозок.

В целом нужна комплексная программа развития особенно северной части Магаданской области. И усилия бизнеса по разработке и добыче полезных ископаемых должны подкрепляться государственными вложениями в строительство транспортной инфраструктуры. Тем более что подобного рода решения Правительством уже обсуждались, в частности, я имею в виду комплексный проект, проект комплексного развития Приангарья.

Есть и ещё одна тема, о которой мы не можем не сказать, - это экологические проблемы. Серьёзную угрозу окружающей среде, здоровью людей создают токсичные отходы производства, накопленные от различных видов деятельности, здесь промышленность в этом смысле тоже работает. И, конечно, мы должны совместно обсудить пути улучшения экологической ситуации в области.

Второй блок вопросов - это, собственно, социальные программы, повышение качества здравоохранения и образования. Очевидно, что необходимо продолжить укрепление материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений, тем более что часть из них расположена в отдалённых районах. И в этой связи большое значение имеют дистанционные образовательные программы, которые подключены к сетям, которые используют глобальную сеть, применение телемедицины тоже является абсолютно актуальным.

Теперь в отношении систем оплаты труда. Здесь пока не очень хорошо обстоят дела. Новая система, отраслевая система оплаты труда пока ещё не внедрена, для общеобразовательных учреждений эта доля составляет пока совсем небольшую цифру - около 6 процентов. Мне, правда, Николай Николаевич только что сказал, что вы собираетесь уже в этом году и в следующем переходить к отраслевой системе оплаты труда полностью, то есть будет введена нормативно-подушевая система оплаты. В здравоохранении вообще к этим вопросам пока ещё не приступали. С учётом того, о чём мы договаривались, надо это делать, делать в самом ближайшем будущем.

Медицинские центры должны быть переведены на одноканальное финансирование через обязательное медицинское страхование, а в системе общего образования, как мы и говорили, будут внедряться и современные методы управления.

Ещё одна чувствительная, тяжёлая тема, которая, собственно, досталась по наследству, но от которой всё равно придётся избавляться, - это ветхое жильё и вообще ситуация с жилищным строительством. Доля ветхого и аварийного жилья в области в три раза превышает среднероссийский показатель. Очень высокой является доля убыточных предприятий ЖКХ, более трети таких организаций имеет отрицательный финансовый результат. Износ оборудования и электрических сетей в области составляет порядка 70 процентов, об этом тоже нам необходимо переговорить, это тоже нужно обсудить. Рассчитываю услышать, какие меры здесь предпринимаются, что будет сделано".

Заключительное слово Президента России Дмитрия Медведева на совещании по вопросам социально-экономического развития Магаданской области:

Д.МЕДВЕДЕВ: Подведу итоги.

Мне тоже понравилось всё, что звучало, всё было вполне системно, несмотря на то, что мы понимаем: если говорить откровенно, то область в очень тяжёлом положении. И ресурсов здесь самых разных, несмотря на обилие полезных ископаемых, всё равно меньше, чем, может быть, в других сопредельных регионах, где есть возможность выбирать и использовать какие-то разные экономические составляющие. Здесь, по сути, нужно концентрироваться в одном направлении.

На что я обратил внимание? Что очень часто, к сожалению, встречается, и здесь, как в капле воды, это отразилось: никто друг друга не слышит. Должны слышать те, кто отвечает за решение соответствующих вопросов.

Наша задача, раз уж я сам провожу совещание, причём не окружное, а в каждом субъекте Федерации (что не очень экономно с точки зрения распределения сил, то есть присутствие здесь не только Президента, но и ключевых министров), то наша задача не просто отбиваться от того, что здесь говорится: это нельзя, потому что так, это не следует делать, потому что здесь не получается, здесь вы и так всё получили и так далее...

Что мы тогда сюда приехали-то? Так не годится. Давайте-ка по-серьёзному все это анализируйте и в части, касающейся судьбы зоны, и в части, касающейся тех предложений, которые делались. Я не говорю, что со всем этим нужно согласиться, но просто такой бухгалтерский подход здесь не годится. Это Дальний Восток, это не Подмосковье. И бизнес должен вести себя более внимательно.

Я вас послушал и понимаю: очень много сложностей. Бюрократический аппарат у нас крайне тяжёлый: запускают по два, по три раза по одному кругу. Но если трудностей так много, вам так тяжело работать - откажитесь от проекта, давайте мы у вас лицензию заберём. Или работайте. Скулить не надо. Взяли на себя обязательства выполнять - выполняйте. Это всё-таки золото, а не подъём животноводства в нечерноземной зоне. Вы знаете, что сейчас на финансовых рынках происходит, знаете, что с ценами на золото происходит. Быстрее надо это всё делать.

Поэтому, скажу откровенно, мне не очень понравилось то, что звучало и со стороны бизнеса, и со стороны ряда наших ведомств. Нужно искать общий язык, а не перекидывать этот шарик туда-обратно: нам это невыгодно, нам это тяжело, у нас тут экономики нет, экономика проекта маргинальная... Ну маргинальная, так откажитесь, других найдём. И ведомствам нужно внимательнее себя вести.

По маршруту подачи энергии нужно решение принять. Игорь Иванович [Шувалов], Вы определитесь, кто это сделает: или Министр энергетики Сергей Шматко, или Игорю Сечину [заместитель Председателя Правительства] поручите, чтобы не было потом разговоров, что по этому вопросу не определились. Так понимаю, что возможности для того, чтобы принять решение, есть. С бизнесом встретьтесь и обсудите это.

Буквально несколько вещей ещё из того, что звучало. Давайте по зоне: с учётом специфики этой ситуации, я, собственно говоря, уже дал поручение на письме губернатора, ещё раз вернемся к этому вопросу. Я пока вас ни к чему не подталкиваю, понимаю и все опасения, которые есть и у Министерства экономического развития, и у Минфина. В то же время посмотрите на идею более широко, в контексте этих четырёх регионов, и окончательно, наверное, это нужно будет согласовать на комиссии, которую возглавляет Игорь Шувалов, и доложить мне об этом, какое решение вы предлагаете принять. Естественно, позвать на заседание комиссии всех участников, в том числе губернаторов, допустим, этих четырёх регионов.

Здесь говорили по поводу того, что, может быть, есть смысл перекачивать деньги из ФЦП в инвестиционный фонд. Не знаю, если мы найдем механизм для того, чтобы это делать, то вообще-то, может быть, и можно было бы. Не знаю, насколько это легко.

РЕПЛИКА: Это сложностей больших не представляет.

Д.МЕДВЕДЕВ: Тогда нужно определяться и делать это. Потому что, если там в одном случае механизм не работает в рамках ФЦП, а инвестиционный фонд можно было бы задействовать, так давайте это делать, потому что деньги-то всё равно имеют одно происхождение, одну окраску.

Считаю, что в целом мы правильно поступили, что решили провести в каждом субъекте Российской Федерации, которые сейчас посещаем на Дальнем Востоке, отдельное совещание. Потому что, несмотря на сходность проблем, есть своя специфика, и это всё-таки внимание к более конкретным вещам, более конкретным проектам.

Более того, те, кто здесь присутствует, имею в виду руководителей министерств, руководителей Правительства, собственными глазами всё посмотрели. Вот Игорь Иванович Шувалов сейчас сказал, что занимал одну позицию, сейчас она поменялась. Здесь нечего стесняться, потому что на самом деле у нас у всех позиция трансформируется. Если мы собственными глазами что-то увидели, убедились в том, что на схеме это выглядит иначе, чем в жизни, значит, нужно поменять схему, если, конечно, в жизни всё устроено рационально. Иногда возможно и обратное.

Мы продолжим разговор об этом в Москве и в других регионах по тем проблемам, которые мы сегодня здесь обсуждали, будем работать в регулярном режиме, в том числе и по тем проблемам, которые остались за рамками сегодняшнего обсуждения. Считаю, что проблема трудовых ресурсов, проблема демографии в целом очень сложная, просто для нас она сейчас критическая в этих регионах.

Смотрите, мы сейчас говорим о том, как придать ускорение всем этим проектам, ищем налоговые схемы, пытаемся активизировать деятельность ведомств, бизнеса. Но мы понимаем: если начнётся какой-то более или менее внятный рост, допустим, мы сделаем железнодорожную ветку, ещё что-то - кто работать-то будет? Здесь 170 тысяч человек - они не справятся с этим. Не знаю, сколько ещё нужно, но, наверное, ещё тысяч сто, не меньше, чтобы эти крупные задачи решать. Уже не говорю про возвращение к цифрам советского периода. Тоже отдельная тема, которая требует самого внимательного анализа.

Чем хотел бы закончить. Знаете, сегодня мы были в краеведческом музее - там есть известная экспозиция, посвящённая трагической странице истории нашей страны, непосредственно связанной с развитием Магаданской области. Мы понимаем, что весь экономический потенциал, который здесь есть, создан потом и кровью миллионов наших соотечественников. Да, в определённой исторической ситуации, очень тяжёлый период. Тем более мы не имеем права растратить то, что досталось такой ценой.

Поэтому закончу на том, о чём говорил вчера. Мы должны заниматься проблемами Дальнего Востока, в данном случае Магаданской области, в ежедневном режиме для того, чтобы найти решения, которые позволят сохранить потенциал края, увеличить его, найти новые трудовые ресурсы, в конечном счёте просто показать, что и в этих достаточно сложных условиях мы способны создавать современную жизнь".

Если вы прочли эти два выступления Дмитрия Медведева, то вы согласитесь с нами в том, что его вступительное слово в особых комментариях не нуждается. Президент точно обнажил болевые проблемы Магаданской области и предложил возможные пути их решения. Поэтому тут всё ясно.

Но вот последующее обсуждение выступающими от Правительства и от бизнеса путей решения этих проблем явно было столь горячим и противоречивым, что вынудило Дмитрия Медведева в заключительном слове констатировать "никто друг друга не слышит".

Причём его гнев вызвала как позиция чиновников, отвергающих почти все предложения: "это нельзя, потому что так, это не следует делать, потому что здесь не получается, здесь вы и так всё получили и так далее...", так и позиция со стороны бизнеса: "если трудностей так много, вам так тяжело работать - откажитесь от проекта, давайте мы у вас лицензию заберём. Или работайте. Скулить не надо. Взяли на себя обязательства выполнять - выполняйте. Это всё-таки золото, а не подъём животноводства в нечерноземной зоне".

Резкие слова, но справедливые. Дмитрий Медведев впервые так жёстко разговаривает с представителями бизнеса, но, наверное, достали. Поэтому он предложил обеим сторонам:

"Нужно искать общий язык, а не перекидывать этот шарик туда-обратно: нам это невыгодно, нам это тяжело, у нас тут экономики нет, экономика проекта маргинальная... Ну маргинальная, так откажитесь, других найдём. И ведомствам нужно внимательнее себя вести".

Золотые слова, и главное по делу сказанные - добавить здесь просто нечего.

Заключил Дмитрий Медведев это своё выступление всё-таки примирительно:

"Мы должны заниматься проблемами Дальнего Востока, в данном случае Магаданской области, в ежедневном режиме для того, чтобы найти решения, которые позволят сохранить потенциал края, увеличить его, найти новые трудовые ресурсы, в конечном счёте просто показать, что и в этих достаточно сложных условиях мы способны создавать современную жизнь".

Сказав эту речь, Дмитрий Медведев закрыл совещание. Присутствующим осталось "мотать на ус". А он тут же улетел на Камчатку.

Завтра будем ждать вестей оттуда.

Лев Иванов.

24 сентября 2008 года.
www.nasledie.ru










Док. 496249
Опублик.: 24.09.08
Число обращений: 197

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Сечин Игорь Иванович
  • Шувалов Игорь Иванович
  • Иванов Лев Иванович
  • Шматко Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``