В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Петров: Приватизация на распутье Назад
Юрий Петров: Приватизация на распутье
Одной из тем прошедшего накануне заседания правительства РФ стало рассмотрение прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2007 год. Как заявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, последние два года программа приватизации госимущества исполняется не в полном объеме, а лишь на 35-40%.

Ищут новых хозяев

Предваряя рассмотрение вопроса, он выразил недовольство темпами исполнения приватизационных планов. "Нам необходимо проанализировать причины этого и определить, в каком плане будет проходить реализация программы на следующий год", - отметил Медведев. "Мы должны сохранить в собственности только то имущество, которое необходимо для выполнения государственных функций по обеспечению национальной безопасности страны и ее стратегических интересов", - подчеркнул первый вице-премьер.

Представлявший план приватизации глава Минэкономразвития РФ Герман Греф сообщил, что в 2007 году предполагается дальнейшее сокращение числа федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). По данным МЭРТ, сегодня насчитывается 7 тыс. 178 ФГУПов, в собственности РФ находятся акции 3 тыс. 724 акционерных обществ (АО).

Программа приватизации предусматривает приватизацию 652 ФГУПов, находящихся в федеральной собственности акций 927 АО, а также 307 объектов недвижимого имущества.

В 2007 году будут предложены к приватизации пакеты акций, размер которых не превышает 50% уставного капитала соответствующих АО, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или принимающих участие в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2007 году и на период до 2009 года в соответствии с перспективным финансовым планом.

К приватизации будут также предложены пакеты акций АО энергостроительного комплекса, строительного комплекса, внешнеэкономических организаций, гражданской авиации, здравоохранения, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, рыболовства, птицеводства, растениеводства, животноводства, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, а также акционерных обществ машиностроения (за исключением стратегических акционерных обществ).

Планируется завершить акционирование ФГУПов автомобильного транспорта, строительного комплекса, гражданской авиации, геологии, нефтегазового комплекса; морского и речного транспорта, предприятий полиграфической промышленности, здравоохранения, предприятий растениеводства, птицеводства и животноводства.

Всего в приватизационную программу включено 1 тыс. 600 предприятий, в том числе, по словам Грефа, несколько ключевых бюджетообразующих объектов. Плановые доходы от приватизации в 2007 году должны составить 41 млрд рублей (еще 8 млрд - от продажи земельных участков).

Проясняя ситуацию со "Связьинвестом", глава МЭРТ заявил, что хотя компания и не вошла в прогнозный план приватизации на 2007 год, правительство ее приватизировать намерено. Также, по признанию Грефа, пока не принято окончательное решение по "Аэрофлоту". При этом, добавил министр, приватизацию обеих компаний должна предварять процедура их вывода из списка стратегических предприятий.

В итоге правительство утвердило программу, но поручило Минэкономразвития в течение недели доработать план приватизации с учетом высказанных замечаний (в части предприятий Минпромэнерго и Минтранса).

Однако планы планами, а реальность реальностью. И нет никакой гарантии, что в следующем году программа приватизации будет исполнена в полном объеме, а не "на 35-40%". Или того меньше.

Как сказал в интервью ИА "АКС-Реальный сектор" аналитик ИК "Инвеструм" Максим Фрейман, в первую очередь при оценке успешности-неуспешности реализации планов следует задуматься, насколько глубока была проработка этих планов при составлении. Ведь чтобы подготовить существующими чиновничьими силами столь огромный массив предприятий к приватизации с учетом всех нюансов, потребовалась бы добрая сотня лет. Эксперт предложил учитывать и то, что с момента объявления планов до их реализации проходит время, и ситуация иногда даже очень меняется. "Я вполне допускаю, - отметил Фрейман, - что цель красива. Но то, что 60% выбранных предприятий в прошлом и этом году не успели приватизировать, может, и к лучшему. Лучшему для российской экономики".

Торопиться не надо

Поставленный Медведевым "неуд" приватизации - не сенсация. Как утверждал в одном из интервью председатель Комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский, за последние два года темпы приватизации снизились более чем в 2,5 раза. А по экспертным оценкам, в госсобственности по-прежнему находится около 70% объектов недвижимости.

Проблема неликвидности госпакетов акций, по мнению главы Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Юрия Петрова, может быть решена не ранее, чем будут приняты поправки в закон о приватизации, которые облегчили бы механизм приватизационных сделок.

Но это только часть причин, тормозящих приватизационные процессы в России. Во-первых, государство перестало остро нуждаться в свободных денежных средствах, - бюджет закрывается с профицитом. Во-вторых, определенную угрозу российской экономике несет как раз избыток накопленных средств, например, в том же Стабилизационном фонде. И в третьих, отрасли реального сектора в целом сами по себе демонстрируют рост, потенциальные же новые собственники не являются гарантами того, что каждое конкретное предприятие после приватизации будет успешным. То есть передел рынка в ракурсе "государство - частному сектору" по многим пунктам теряет необходимость и смысл.

Из более "приземленных" причин можно назвать "собственнические" настроения различных госструктур. В целом они приватизацию поддерживают, но когда вопрос касается подконтрольных конкретно им предприятий, находятся самые веские аргументы, почему этого делать не нужно. Так, в настоящее время дебаты по "ненужности" приватизации ведутся вокруг 448 АО и ФГУПов. Против акционирования унитарных предприятий и продажи госпакетов активнее всего выступают Росавтодор (148 объектов собственности), Минобороны (81), Росэнерго (52) и Минсельхоз (46).

Более того, на различных уровнях власти, особенно весной, звучали заявления, содержащие призывы к обратному движению. Например, тот же Юрий Петров, официально возглавивший РФФИ в апреле, на первой пресс-конференции в новом статусе (до этого он был и.о.) заявлял, что, по его мнению, процесс приватизации в РФ должен привести к созданию по стране 30-40 крупных государственных холдингов в стратегических отраслях.

Комментируя это, заместитель директора аналитического департамента ИК "Антанта Капитал" Георгий Иванин в интервью ИА "АКС-Реальный сектор" согласился, что "наблюдается тенденция усиления государственного контроля над государственными же активами. Государство осознало, что через контроль над крупными предприятиями можно контролировать всю экономику. И за последние 2-3 года приватизационные процессы ослабли", - отмечал тогда эксперт.

Впрочем, после того как в весеннем Послании президента РФ Федеральному Собранию необходимость приватизации была лишний раз подтверждена ("государство должно оставить в своей собственности только то имущество, без которых не сможет выполнять свои функции"), выступления прекратились, хотя тенденция сохранилась.

Как сообщила пресс-секретарь НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Наталья Умнова, аналитики компании полагают, что одной из ведущих причин "невыполнения плана" приватизации является следующее: "Государство, согласно этой программе, оставляет у себя только те объекты, которые необходимы государству для исполнения его функций, обеспечения стратегических интересов и национальной безопасности. Согласитесь, что нефтегазодобывающие компании вполне подпадают под это определение. А также и множество других промышленных и добывающих предприятий. Поэтому пока государство, скрепя сердце, согласится оторвать от себя какой-нибудь кусок, пройдет много времени. Тормозит же процесс чаще всего то, что опять же, учитывая прошлый опыт, госчиновники боятся продешевить, отдать важные предприятия по дешевке".

Витязи приватизации на распутье

Двойственность или, если хотите, программная неопределенность относительно дальнейшей судьбы приватизации, явственно прослеживается и в позиции государства по "Связьинвесту" - компании, ставшей "лакмусовой бумажкой" приватизации.

Продажа госпакета одного из крупнейших телекоммуникационных холдингов в мире планировалась правительством еще в 1998 году. Аукцион по акциям "Связьинвеста" был зафиксирован в плане приватизации на 2005 год. Однако в том году приватизация не состоялась, и не состоится в 2006-м. А Росимущество даже предложило оставить "Связьинвест" под контролем государства, продав лишь 25% акций.

При этом в программном тексте "Проблемы в сфере управления федеральной собственностью", размещенном на официальном сайте Росимущества, констатируется: "Цель государства - не извлечение доходов, а выполнение целого ряда ключевых для общества функций. Нужно охранять правопорядок, собственность граждан, обеспечивать другие социальные функции. Чиновникам необходимо заниматься управлением тем имуществом, которое обеспечивает эти самые функции, а функции коммерческие передать в частный сектор".

А с учетом отставки гендиректора "АвтоВАЗа" (Игорь Есиповский, в частности, выступал против продажи пакета акций предприятия иностранному инвестору) и "приватизационных" заявлений первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева, вообще можно поверить в некую либерализацию экономического курса правительства.

Однако с таким выводом в "2К Аудит" не согласны: "По нашему мнению, тенденции на либерализацию нет. Если говорить конкретно об отставке главы "АвтоВАЗа", то, заметим, что главой Совета директоров завода может стать Сергей Чемезов, гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт", - а это значит только усиление роли этого предприятия в деятельности завода. Посмотрите, что сейчас происходит в газовой и нефтяной областях? "Газпром" недавно подавил последние независимые компании, "Роснефть" усиливается с каждым часом, вместе они нацелились на активы обанкроченного "ЮКОСа". Думаем, что ни о какой либерализации речи не идет".

"Наоборот, - полагают в консалтинговой группе, - выстраивается система государственного контроля в экономически важных областях: добыча полезных ископаемых и промышленность. Тем более что объективно сейчас всем отраслям нужны вертикально интегрированные холдинги со значительной или даже контрольной долей государства".

Игорь Чубаха

http://www.rosbalt.ru/2006/08/04/262710.html

Росбалт, 04.08.2006


Док. 496242
Перв. публик.: 04.08.06
Последн. ред.: 24.09.08
Число обращений: 124

  • Петров Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``