В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВЛАДИМИР МАЛЫШКОВ:`МЫ ВСТУПИЛИ В НОВУЮ ЭПОХУ` Назад
ВЛАДИМИР МАЛЫШКОВ:`МЫ ВСТУПИЛИ В НОВУЮ ЭПОХУ`
Владимир Иванович МАЛЫШКОВ - один из ведущих ученых и организаторов в отрасли потребительского рынка. Доктор экономических наук, профессор, академик трех академий. Всю свою жизнь посвятил торговле и общественному питанию. Десять лет был начальником Главного управления общественного питания столицы, а в декабре 1992 года возглавил Департамент потребительского рынка и услуг. После избрания на третий срок мэра Ю.М.Лужкова в третий раз вошел в состав правительства Москвы в ранге министра. В.И.Малышков внес большой вклад в экономические и социальные преобразования в потребительском рынке столицы.

Это интервью министр дал 31 декабря, за 12 часов до Нового года, и поэтому первый вопрос был таким:

- Владимир Иванович, с каким настроением Вы встречаете Новый год? Чем характерен 2003 год?

- 2003 год был для Москвы и для всей страны по-своему интересным. Произошел определенный прорыв в экономическом и политическом плане. Получен новый импульс развития в сфере потребительского рынка, и оно идет настолько быстро, что даже зарубежные специалисты удивляются темпу роста торговли и услуг как в Москве, так и в России в целом.

Что касается настроения, оно хорошее. Радуют итоги минувшего года. Они впечатляют. Выполнены все намеченные планы и обязательства перед москвичами. Назову несколько цифр. Товарооборот перевалил за триллион двести миллиардов рублей - это 28% товарооборота России, а доля оптового товарооборота составила 42%. Ведь Москва несет огромную нагрузку по обеспечению товарами всех регионов России. Через столицу проходит огромная масса как продовольственных, так и промышленных товаров.

С удовлетворением отмечу, что только за один год открыто 1179 новых предприятий и 680 капитально отремонтированы.

Инвестиции в Москве составили около 10 млрд. долларов, из которых 7 млрд. - в нашу отрасль: торговлю, общественное питание, сферу услуг. Это радует, поскольку в прежние времена в торговлю вкладывали средства по остаточному принципу.

Особо хотел бы отметить насыщение московской торговли самыми разными товарами. Бытовала такая характерная поговорка: потребительский спрос определяется очередями возле магазинов, а предложение - редкими товарами на прилавках. Сегодня спрос не успевает переварить предложение, раскупить то, что имеем. Канули в Лету очереди, распределение по граммам, продажи по талонам.

Обеспечение населения всеми видами товаров - наше главное достижение.

Второе направление - качество. Тут проблем еще хватает. Особо вызывает беспокойство фальсифицированная и контрафактная продукция. К сожалению, российские законы еще не определяют строгих правил по качеству товаров, нет у нас строгой ответственности перед покупателями. Надеюсь, что в ближайшие год-два будет принят на государственном уровне закон по качеству продукции.

- В московской программе ставится цель - догнать ведущие европейские столицы. Что имеется в виду применительно к торговле?

- Для торговой отрасли - это прежде всего задача создать хорошую материальную базу. Я уже назвал цифру: за год построили 1179 предприятий. Если сохраним такие темпы, то решим проблему уже за два-три года. Тогда мы выйдем по обеспеченности торговыми площадями в расчете на тысячу жителей на уровень столиц передовых стран Европы. Но это не голые квадраты. За цифрами стоят насыщение товарами, уровень технологий и культура торговали.

- Торговля с первых дней перехода на рыночные отношения идет в своем развитии впереди других отраслей. Как это объяснить?

- Это объясняется просто: торговля получила возможность, о которой каждый работник мог только мечтать. Сегодня в Москве 99,9% предприятий торговли - негосударственные. Госсобственности в отрасли практически нет. Но открывшиеся возможности надо было правильно использовать. В Москве задачи и процесс регулирования правил торговли четко определены решениями Мосгордумы и правительства столицы. У нас осуществляется диалог между бизнесом и властью. И это помогает держать руку на пульсе проблем, совместно развивать сферу потребительского рынка, работать во взаимодействии, помогать друг другу.

- Приход в Москву транснациональных компаний был воспринят неоднозначно. Сегодня уже московские компании осваивают рынок в регионах. Как Вы оцениваете это явление?

- Мы знали, что многие наши предприятия будут недовольны тем, что пригласили ведущие компании мира: "Метро", "Ашан", "ИКЕА", "Макдоналдс". Они привезли с собой не только новую организацию бизнеса, но и новую технологию, большое количество поставщиков, и, что особенно важно, они активно работают с нашими отечественными товаропроизводителями. Приведу пример. Такая фирма, как "Метро Кэш энд Керри", ставит задачу, чтобы в продаже у нее было 70% товаров российских. Или шведская фирма "ИКЕА" не только торгует, но и организовала у нас в России производство мебели, фурнитуры, аксессуаров. Создаются рабочие места, оказывается влияние на подъем экономики. Кстати, "ИКЕА" в производство вкладывает больше средств, чем в саму торговлю.

Теперь уже самые большие противники по-новому смотрят на проникновение иностранных компаний, а крупнейшие отечественные компании, используя их опыт, сами стали продвигать свои системы в регионы. "Седьмой Континент", "М.Видео" и вся система "Шести семерок" объединяются уже не только по организационному и товарному признаку, но и по принципам общей технологичности. Покупатель получает полную информацию о товарах, ему теперь нет необходимости бегать по магазинам в поисках нужной вещи. Родился девиз: "Если вы обратитесь к нам, будьте уверены: у нас есть все, что вам нужно". Это уже новый подход, это радует.

Появилась возможность влиять на стабильность цен, а еще лучше - и на понижение цен. Только гибкая система позволяет продавать товары на 5-10% ниже, чем в "часы пик".

Система организации сетевой торговли позволяет решать и ряд социальных вопросов: вести продажу по дисконтным картам со скидкой цен для ветеранов войны, инвалидов, малообеспеченных семей.

- Правовое поле торгового бизнеса - насколько оно соответствует новым условиям?

- Правовое поле сегодня желает лучшего. Москва - субъект Федерации и действует в соответствии с российскими законами. Когда в них чего-то недостает, московское правительство принимает свои постановления. Если принимается новый федеральный закон, приводим в соответствие с ним свои правовые акты.

К сожалению, и я об этом говорил не раз, в России нет полноценного органа регулирования торговли, и вопросами поддержки предпринимательства, защиты его прав и прав потребителя практически в государстве никто не занимается. Госторгинспекция практически себя изжила и требует коренной перестройки.

У государства нет стратегического плана развития отрасли, нет правил игры на правовом поле. Мы - одно из немногих государств, где нет закона о торговле. Правовые отношения строятся в основном на региональном уровне, хотя от торговли в госбюджет поступает более 15% и до 20% в местные бюджеты. Есть регионы, где вопросами регулирования торговли никто не занимается, она отдана на откуп руководителям торговых предприятий, отсюда всевозможные негативные явления. Нет политики, четких прав внутренней торговли, и меня как специалиста, отдавшего торговле всю свою жизнь, не может не тревожить абсолютно негосударственный подход к важнейшей экономической и социальной отрасли.

- В последние годы большое количество универмагов столицы оказалось банкротами. Это что - борьба нового со старым или закономерность рыночных отношений? И как Вы относитесь к банкротству?

- Я к банкротству отношусь очень хорошо, потому что умные предприятия и их руководители банкротства не допустят. Даже стыдно говорить, что такое-то предприятие было хорошим и стало банкротом. Банкротство - это всегда результат плохой организации торгового дела, неумения найти себя в новых условиях. Почему сегодня ряд бывших универмагов чувствует себя неуютно? Потому что старые формы и методы работы, старая технология, негибкая коммерческая деятельность. Сама жизнь их просто отторгла, потому что вовремя не перестроились, не влили, свежую кровь.

Ко мне часто приходят руководители обанкротившихся предприятий. Я знаю этих людей, в прошлом уважаемые, но не нашедшие себя в новой жизни.

- На фоне бурного развития крупных торговых предприятий и компаний не кажется ли Вам, что мелкая розница отстает в своем развитии?

- Мелкая розница никак не отстает. Она совершенствуется. Но количественно она так разрослась, что мы ее потихоньку сокращаем.

Я категорически против нецивилизованной формы торговли. Палатки, киоски, лотки хороши там, где они дополняют розничную торговлю. Например, торговля сезонная в зонах отдыха или продажа мороженого, напитков, цветов, то есть торговля товарами, которые человеку нужны походя. Вот он идет, и ему надо перекусить: к его услугам фаст-фуд, напитки. Такие "точки" нужны, и пусть развиваются. Но нельзя торговать, где попало и чем попало. Вот приходит ко мне торговец с жалобой - вытесняют с насиженного места. Спрашиваю: чем торгуете? Отвечает: электроникой. Ну, как можно в киоске или палатке торговать сложными приборами без гарантии, без разрешения на такую торговлю? Или зачем торговать в палатке обувью, когда кругом достаточно хороших специализированных магазинов?

Бывает и так. Приходишь в палатку - и диву даешься, чего там только нет: на четыре квадратных метра запихнул все, что только можно втиснуть. Никакой культуры, никакой гарантии качества. Я был и буду против такой торговли и сделаю все, чтобы в Москве ее не было.

Надо учесть, что торговля по закупкам - это способ ухода от налога. А государству ведь надо решать социальные вопросы, в том числе и за счет налогов. Ведь не секрет, было время, когда до 70% налогов уходило на сторону, значит, ни в госбюджет, ни в местные бюджеты эти деньги не поступали.

Анализ показывает, что наиболее добросовестные налогоплательщики - торговые сети, торговые центры, гипермаркеты, потому что там кассовые аппараты, контроль, тут ничего не скроешь, все на виду.

- А как быть с рынками?

- Да, мы закрыли 140 рынков и будем закрывать дальше. Оставляем самые необходимые и прежде всего сохраняем торговлю сельхозпродуктами. Тут мы, наоборот, привлекаем сельских жителей, чтобы везли излишки овощей, фруктов, ягод, птицы, яиц, мясомолочной продукции. Для них мы говорим: "Добро пожаловать!"

- Владимир Иванович! Через 11 часов куранты возвестят о вступлении в свои права нового года. К тому же интервью планируется опубликовать в Новый год, но по старому календарю. Что бы Вы хотели пожелать продавцам и покупателям?

- Что нужно торговому работнику? Чтобы было больше покупателей, чтобы приходили они за покупками в хорошем настроении. А это значит, чтобы у каждого из нас и в семье, и на работе был полный порядок. Тогда будет и взаимопонимание, и отношение друг к другу доброжелательное. Счастья, успехов и всего доброго, дорогие москвичи и гости столицы!



http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_3250_aId_290252.html

Док. 496219
Перв. публик.: 16.01.04
Последн. ред.: 24.09.08
Число обращений: 218

  • Малышков Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``