В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с И.М.Реморенко по итогам визита Министра образования и науки в школу No 143 Назад
Интервью с И.М.Реморенко по итогам визита Министра образования и науки в школу No 143
Дается характеристика первых шагов деятельности УС в Красноярском крае, перспективы их деятельности в ближайшем будущем.

УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ В ШКОЛАХ:ОПЫТ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ИФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

В ходе рабочего визита в Красно ярск Андрей Фурсенко посетил школу No 143, где в течение двух часов общал ся с членами управляющего совета это го учебного заведения. В завершении встречи министр пообещал, что эксперимент по развитию общественного управления будет продолжен, и тут же поручил заместителю ди ректора Департамента государственной политики в образова нии Минобрнауки России Игорю Реморенко обеспечить вы полнение этого обещания.Об истории и перспективах развития общественного учас тия в управлении школами на примере Красноярского края и в масштабах России Игорь Реморенко (до 2003 года - сотруд ник Главного управления образования Красноярского края) рассказал корреспонденту "Вестника образования".
Игорь Михайлович, когда в школах Красноярского края появились первые управляющие советы?
Это произошло до революции. Помимо образовательных инспекторов, каким был отец Володи Ульянова, контроль за работой школ осуществляли попечительские советы, имевшие весьма широкие полномочия. Общественное участие было го раздо шире, чем сейчас, - попечители имели возможность назначать директоров школ, приглашать на работу учителей, принимать решения по расходованию средств. Кстати, здание нынешнего Дома учителя в Красноярске было построено попе чителями в 1915 году - там собирались попечители разных волостей Енисейской губернии, чтобы обсуждать вопросы управления школами. Послереволюционный этап развития попечительства начал ся лишь в 90-е годы прошлого века. В Красноярском крае он был связан с движением общественно активных школ и земс ким движением (идею возрождения земств через школы под держал Александр Солженицын ). В 1998 году вышел Указ Пре зидента Бориса Ельцина, утверждающий Примерное положе ние о попечительских советах. Поскольку положение было ра мочным и ни к чему не обязывало, движение попечителей в масштабах страны так и не развернулось. Но благодаря этому Указу в некоторых регионах попечительские советы все же воз никли. В Красноярском крае практически во всех городах были созданы союзы попечителей, помогающих образованию. Речь идет о попечительских структурах, определяющих образовательную политику на муниципальном уровне. Они решают, к примеру, какой летний отдых обеспечивать детям из районных школ - спортивный или интеллектуальный.
А как развивалось общественное управление непо средственно в школах?
Управляющие советы создавались в отдельных школах и в 90-е годы. Но гораздо активнее они стали развиваться в последние несколько месяцев, поскольку Красноярский край присоединился к федеральному эксперименту по развитию об щественного управления. Задача эксперимента - отработать модели школьных управляющих советов в нескольких муници палитетах семи регионов. Полномочия советов в рамках экспе римента будут уточняться. Как максимум, это решение кадровых вопросов вплоть до назначения директора, как минимум - обсуждение разных проблем школьной жизни: составление рас писания, перечень дополнительных занятий и др. Кстати, я сам был членом такого совета в красноярской школе No 52 (сейчас это лицей No 3), и мы, в частности, реша ли вопросы расходования внебюджетных средств. И здесь чле ны совета нередко принимали решения вопреки мнению дирек тора школы. Например, директор считал, что деньги нужно потратить на ремонт крыши, а совет решал, что эти расходы должен оплатить муниципалитет и что на внебюджетные сред ства нужно купить еще один компьютерный класс.
В чем разница между попечительским и управляю щимсоветом?Жесткого деления в Красноярском крае не возникло .
Сначала по инициативе снизу появлялись советы, а затем на федеральном уровне была выдвинута идея отрабо тать модель управляющих советов. Так сложилось, что сегодня попечительские советы действуют на уровне муниципалитетов, а управляющие - на уровне учебных заведений. Например, пред седатель управляющего совета школы No 143 Александр Се дельников одновременно возглавляет попечительский совет Советского района. Школьные советы только начали работать, закрепляя свои полномочия в уставах учебных заведений. А попечительские советы имеют большой опыт - в том же Совет ском районе через специальный фонд не первый год привле каются внебюджетные средства и финансируются программы дополнительного образования.
В проекте по созданию управляющих советов уча ствовал Британский совет. Почему обратились имен но к англичанам и чемони помогли?
В Великобритании управляющие, или попечительские, советы (слово попечитель и управляющий переводится на ан глийский одним словом governer ) существуют давно. Эти сове ты назначают директоров государственных школ, определяют им зарплату, вообще имеют очень широкие полномочия. Члены английских управляющих советов приезжали в Россию, чтобы поделиться опытом со своими российскими коллегами. Полу чился очень продуктивный диалог. Хотя, конечно, многое из опыта работы английских управля ющих советов для нас удивительно. Например, руководитель ассоциации британских общественных управляющих рассказал, что любые законопроекты, касающиеся образования, должны получить ее одобрение. Это очень мощная организация, в ко торую входят 200 тыс. человек и которая гораздо влиятельнее, чем, к примеру, объединение ректоров университетов. Кстати, используя английский опыт, мы хотим издать реко мендации для российских общественных управляющих. В Вели кобритании есть специальные книги, которыми члены советов могут руководствоваться в повседневной работе. В одной из таких книг опубликован тест, цель которого - выяснить, хороший ли вы общественный управляющий. Там есть, к примеру, вопросы: известно ли вам, каких книг не хватает в школьной библиотеке или как родители используют школьные ресурсы (например, спортзал).
На встрече в школе No 143 министр интересовался, какие изменения произошли после появления управ ляющего совета и можно ли было обойтись без него. Но, по-моему, ни о каких кардинальных изменениях ему так и не рассказали.
Действительно, управляющий совет пока не принимает на работу учителей и не назначает директора. Но он уже обсуж дает бюджетную заявку школы, что немаловажно. На этой встре че вице-губернатор Красноярского края Владимир Шишмарев говорил о субвенциях, которые каждая школа получает в рам ках подушевого финансирования. После того, как субвенция поступила на счет школы единой строкой, необходимо опреде лить, сколько денег пойдет на реализацию федерального компонента, на хозяйственные нужды, на обновление материально- технической базы и т.д. Решения по расходованию сре дств пр инимает совет. Очень важно, что в этой ситуации механизм распределения бюджетных денег становится прозрачным для родителей. Благодаря этому они понимают, сколько средств необходимо привлечь дополнительно, и готовы это делать. В выигрыше и директор, которого теперь нельзя обвинить в том, что он распределяет деньги на свое усмотрение.
Какие выводы можно сделать по итогам нескольких месяцев работы первых управляющих советов в Крас ноярском крае?
Главный вывод состоит в том, что общественность спо собна участвовать в рациональном распределении бюджетных денег и формулировать заказ на дополнительные услуги. Управляющий совет пока не может влиять на заработную плату учителей, поскольку она определяется на основе ETC . Но когда система оплаты труда перейдет в ведение регионов и муниципалитетов, ситуация изменится.
Способен ли управляющий совет влиять на содержа ние образования?
Конечно. Именно благодаря совету родители начинают вникать в содержание образования, хотя пока эта тенденция не столь очевидна. Но, например, в некоторых красноярских шко лах родители стали возражать против того, чтобы уроки физ культуры проводились для всех детей в одном зале, и предложили освободить от физкультуры ребят, занимающихся в спортивных секциях. Этот вопрос обсуждался на заседании школьных советов и в ряде случаев был решен положительно.
Чем обусловлена поддержка попечительских и управляющих советов со стороны Главного управления образования Красноярского края?
Одна из причин состоит в том, что краевое управление не первый год активно взаимодействует с общественностью - в обсуждение проблем образования вовлекаются все заинтересованные лица из разных сфер. Эта традиция сложилась еще в 80-е годы, когда на психолого-педагогическом факультете Красноярского государственного университета проводились организационно-деятельностные игры, и краевое управление принимало в них активное участие. Так что образовательные власти края были органически заинтересованы в создании попечительских и управляющих советов. Есть и другая причина. Чтобы учесть общественный интерес в создании программ развития образования, необходимы общественные институции, организации, выражающие некую позицию. Привлечь множество разных людей с разными интересами практически невозможно, а взаимодействие с организациями оказывается очень эффективным.
Как Министерство образования и науки Российской Федерации оценивает ход эксперимента по общественному управлению в школах?
Мы оцениваем эксперимент как весьма перспективный, считаем, что такие модели необходимо отрабатывать и через некоторое время закрепить их законодательно. Не исключено, что процедура создания и перечень полномочий управляющих советов через два-три года будут отражены в федеральных законах. Хотя, конечно, все зависит от результатов эксперимента.
Каковы перспективы управляющих и попечительских советов в Красноярском крае?
Увеличится число районов и школ, где эти советы работают. Будет развиваться практика аттестации школ с участием общественности. Ведь по закону "Об образовании" аттестация носит государственно-общественный характер, однако механизмы привлечения общественности до сих пор не отработаны. Было бы, к примеру, странно позвать на пару часов в комиссию кого-нибудь из родителей, чтобы они помолчали и потом подписали заключение. А вот отработать процедуру, когда мнение о качестве работы совет, вполне целесообразен.



http://sch143.rastrnet.ru:81/documents/folder.2004-11-15.8652038106/folder.2004-11-17.2050241977/document.2005-05-26.5708862876

Док. 496212
Перв. публик.: 26.05.06
Последн. ред.: 24.09.08
Число обращений: 160

  • Реморенко Игорь Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``