В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью: Владимир Крупчак, председатель подкомитета по лесным и земельным ресурсам Государственной Думы РФ. Назад
Интервью: Владимир Крупчак, председатель подкомитета по лесным и земельным ресурсам Государственной Думы РФ.
С 9 по 13 октября в Санкт-Петербурге прошел 8-й Международный лесной форум - одно из самых значимых событий в жизни лесного сектора России. Главной темой для обсуждения участников форума стал проект Лесного кодекса РФ. Напомним: первое чтение законопроекта состоялось еще в апреле 2005 года. Более полутора лет ушло на исправление катастрофических для лесной отрасли положений, которые были записаны в предложенном проекте и приняты депутатами в первом чтении.
На тему Лесного кодекса можно беседовать сколь угодно долго. Но расспросить депутата, по сути отвечающего за прохождение документа в Думе, нам показалось наиболее интересным. Речь идет о председателе подкомитета по лесу, докторе экономических наук Владимире Крупчаке.
- Владимир Ярославович, насколько, с Вашей точки зрения, необходимо реформировать лесную отрасль России?
- Не так уж и давно, всего лет двадцать назад Россия занимала лидирующие позиции на международном лесном рынке. Имея огромный лесосырьевой потенциал, используя его достаточно эффективно, мы удовлетворяли за счет собственного производства подавляющую часть спроса на внутреннем рынке, постоянно увеличивали международное присутствие.
В большинстве стран развитого рынка высокую эффективность работы лесного сектора и уровень роста ВВП определяет степень развития предприятий по глубокой переработке древесины, работающих в составе крупных интегрированных структур.
Я уже неоднократно говорил, что лесопромышленный комплекс во всем мире - это оптимальная среда для интеграции предприятий. В конце концов, успех и ускоренное развитие многих лесопромышленных стран связаны с созданием и деятельностью крупных конкурентоспособных лесных корпораций.
Впрочем, все сильно изменилось после приватизации 90-х годов, когда разорванные технологические связи парализовали поставки древесинного сырья на крупные перерабатывающие комбинаты, оказавшиеся в тот период на грани банкротства.
Несовершенная структура лесопромышленного производства препятствует рациональному вхождению России на международный лесной рынок, доля РФ в мировой лесной торговле составляет не более 3%. В Россию ввозится и значительный объем продукции деревообработки, который в 2005 году превысил 3,2 млрд. долларов США.
Таким образом, реформирование отрасли вроде бы назрело, но весь вопрос в том, как реформировать.
- Вы один из немногих депутатов Госдумы, выступающих за сохранение вертикально интегрированных структур в лесной отрасли, хотя в целом по России их не так много.
- Вспомните, что происходило в 90-х годах, когда акционировали не интегрированные структуры, а обособленные предприятия. Непродуманная приватизация нанесла огромный урон всему российскому леспрому.
К тому же либерализация лесного экспорта дала возможность практически любому мелкому и неквалифицированному производителю поставлять древесину по демпинговым ценам за рубеж в ущерб отечественным предприятиям.
В этих условиях выжили немногие. Сегодня в России работает порядка 12 крупных интегрированных лесопромышленных компаний, на долю которых приходится более 75% производства целлюлозы, около 70% бумаги и картона. Прибыль, полученная в 2005 году в ЛПК - а это более 17 млрд. рублей, - была получена главным образом на целлюлозно-бумажных предприятиях. И очевидно, что интенсивное развитие ЦБП в России происходит по причине высокой интеграции производства.
И все же, несмотря на высокую интеграцию российской целлюлозно-бумажной промышленности, около 90% круглого леса и пиломатериалов выпускается небольшими обособленными предприятиями, и это одна из главных причин убыточности в лесозаготовительной промышленности - она составляет по России 61%.
- Неужели государство не заинтересовано в том, чтобы вертикально интегрированные промышленные корпорации успешно развивались?
- Получается так, что на практике мы принимаем законы, которые, как в случае с приватизацией, способны разрушить основу российского леспрома - крупные лесопромышленные корпорации. Первичным звеном вертикально интегрированных структур является лесозаготовительное производство. В состав корпораций входят десятки леспромхозов, которым десятилетиями для нормальной работы выделялся лесфонд.
Сегодня в нашей стране созданы такие условия, что самостоятельно леспромхозы работать не могут из-за отсутствия лесовозных дорог и роста тарифов на перевозки. Поэтому бремя финансирования строительства транспортной инфраструктуры, модернизации производства, содержания объектов соцсферы, сертификации лесопользования вынуждены взять на себя вертикально интегрированные корпорации.
- Что же нужно для сохранения крупнейших лесопромышленных предприятий России?
- В первую очередь меры по сохранению вертикально интегрированных структур нужно предусмотреть в новой редакции Лесного кодекса. Создать условия для повышения их эффективности и конкурентоспособности.
Одно из таких условий, на которое все же пошли разработчики новой редакции Лесного кодекса ко второму чтению, - заключение инвестиционных соглашений.
Но это понятие в Лесном кодексе нужно прописать наиболее тщательно. Сегодня же непонятно, как будут учитываться уже вложенные в обустройство лесных участков и создание лесоперерабатывающих мощностей инвестиции.
Кроме того, мы неоднократно высказывали предложение и продолжаем стоять на своем: необходимо перед проведением лесных аукционов организовать квалификационный отбор участников. Иначе за бортом могут оказаться лесопромышленные компании, имеющие мощности по глубокой переработке древесины.
В целом, с моей точки зрения, прежде чем принимать Лесной кодекс, правительство страны должно было напрячься и принять Национальную лесную политику, где четко и ясно определить приоритеты развития всех лесных отраслей, а также меры по их реализации. А уж затем принимать закон, устанавливать нормы и правила!



http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?B0EAE73F-6FAD-204B-8C52-689BED93F01F

Док. 496132
Перв. публик.: 24.10.06
Последн. ред.: 24.09.08
Число обращений: 147

  • Крупчак Владимир Ярославович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``