В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эрик Бугулов: питательная среда экстремизма Назад
Эрик Бугулов: питательная среда экстремизма

Да, существует влияние внешнего фактора на внутреннее состояние страны, в том числе в виде международного терроризма. Но главный фундамент терроризма внутри страны - бедность. В частности, на Северном Кавказе. Хотя об этом говорят много, однако до сих пор не существует внятной концепции по Кавказу: нет никаких перспектив развития региона. Бедность и потеря социальной перспективы толкают граждан на участие в террористических актах.

Однако ни один такой акт не был детально проанализирован в этом аспекте. Каковы причины участия людей в терроре против своих сограждан, какова питательная среда экстремизма, где пособническая база?

Если тщательно проанализировать информацию газет и телеканалов с места событий, даже с поправкой на официальную точку зрения, то большого влияния внешних факторов на террористическую деятельность в нашей стране мы не увидим. Конечно, такое влияние существует, безусловно, международный терроризм помогает российскому. И тем не менее, на Западе нет такой питательной среды для экстремизма, как у нас. Почему?

Пока мы не ответим на этот вопрос, пока мы не поставим точный диагноз возникновения заразы, мы не сможем реально оценить положение, обозначить цели и методы борьбы с террором. Мы должны представлять, с чем сегодня бороться и с кем сотрудничать.

Те, кто внимательно следит за развитием обстановки на Кавказе, кто живет на Кавказе, понимают, что основные силы террористов - это молодые люди, которые выросли после начала войны в Чечне. А она началась десять лет назад. Большинству нынешних активных боевиков тогда было не больше десяти лет. Их взросление проходило в обстановке войны. Они ничего кроме войны не видели, это была повседневная реальность.

Если мы полагаем, что они борются за идею, то мы себя обманываем и загоняем в тупик, откуда никогда не выберемся. Эти молодые люди борются не за идею, а за деньги, потому что им нужно элементарно выживать в регионе с высоким уровнем безработицы.

Вдумаемся: отряды боевиков не формируются, допустим, в Сибири, или в Санкт-Петербурге. Их социальная база размещается в определенных точках. Так уж получилось, и я никого не хочу обвинять, но это Чечня, Ингушетия и Карачаево-Черкессия. Почему? В Осетии, например, этого нет. В тех террористических актах на территории нашей республики, которые были раскрыты и по которым бандиты осуждены, не участвовало ни одного жителя Осетии. Все террористы были пришлыми.

Это ли не повод для серьезной аналитической работы? Однако вместо того, чтобы понять, что происходит на Кавказе, оценить болевые точки, мы затеваем инициативы с укрупнением регионов. Уже на полном серьезе говорят о создании какой-то Северо-Кавказской республики. А я убежден, что зараза, которая пока аккумулируется в двух-трех республиках, распространится в таком случае на весь Кавказ. И дальше. То есть, идея укрупнения - следствие абсолютно неграмотной политики, в том числе и национальной.

Вот почему необходимо выработать целостную государственную политику, использовать при этом тот большой опыт, который существовал в Советском Союзе, как бы мы к нему ни относились. Ведь тогда существовали целые институты, занимались проблемами ислама, были сделаны большие теоретические заделы. Следует вспомнить об этой научной базе, использовать людей, которые над этим работали. Внятная государственная политика поможет выйти из изоляции в отношениях со многими странами, в первую очередь, со странами исламского мира. А это даст контакты на межправительственном уровне в борьбе с международным терроризмом.

Когда нет такой политики, то нет и четкой задачи перед всеми структурами общества, в том числе и перед силовыми структурами в борьбе с терроризмом. Безусловно, нужен максимальный анализ работы наших силовых структур, и мы должны понять, что бесплатно работать там никто не будет. Если мы хотим получить какую-то отдачу, мы должны улучшить материальную базу силовиков. Коррупция в силовых структурах становится барьером на пути аналитической работы, вместо анализа здесь ищут выгоду в любой, даже чрезвычайно опасной для общества ситуации.

Бороться с террором должны заниматься специалисты. Это аксиома. Мы не должны втягивать в эту борьбу обывателя, не должны давать повод для массового психоза. Совершенно недопустимо, когда в столичной газете с большим тиражом публикуется карта Москвы, где отмечены наибольшие этнические скопления. По моему мнению, такая публикация просто преступна. Государство должно защищать каждого человека, независимо от того, какую религию он исповедует, какой национальности и откуда приехал. И это тоже - аспект государственной национальной политики.



Эрик БУГУЛОВ

Член Совета Федерации от республики Северная Осетия-Алания,

заместитель председателя Комитета по промышленной политике СФ





http://www.fondedin.ru/



Док. 496099
Перв. публик.: 24.09.04
Последн. ред.: 24.09.08
Число обращений: 216

  • Бугулов Эрик Русланович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``