В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Я радикальный сторонник развития самоуправления в России Назад
Я радикальный сторонник развития самоуправления в России

Преодолевая ложную скромность, хочу сказать, что я радикальный сторонник развития самоуправления в России. И сегодняшняя тема важна как раз потому, что самоуправление - это не только формирование института гражданского общества, но и сохранение свобод и демократии в России.

Я был и мэром, и губернатором региона. И мне очень во многом помогли немцы. Еще в 1990-е годы я исполнил закон о местном самоуправлении на всей территории области примерно в том виде, как он сегодня написан, принят и будет исполняться с 1 января 2006 года. С помощью немцев в области были организованы центры аграрных реформ, центры административных реформ. Во второй половине 1990-х в коммунальной академии Берлина и ее филиалах мы обучили свыше 300 человек...

Я не хочу сказать, что воспитан по-немецки в понимании самоуправления. Но я изучал немецкий опыт, и мне знакомы, например, проблемы Восточной Германии, где вы занимаетесь организацией самоуправления, и где не все хорошо получается. Почему? В частности, потому, что вы разрушаете бывшую систему, прежде чем создать новую. Разрушить-то разрушили, а новое тяжело создается.

Мы должны признать, что и в России разрушаются институты, оставшиеся еще от советских времен, - в частности, так называемая райкомовская система управления. Отчасти поэтому сегодня властные структуры и федерального, и регионального уровня довольно пренебрежительно относятся к муниципальному уровню власти. Местное самоуправление считается чем-то низким, несерьезным - и это не только мнение ученых и политиков, но и мнение населения, которое привыкло к иждивенчеству, к тому, что за него кто-то думает и решает все вопросы.

Впрочем, сейчас самая большая опасность для местного самоуправления в России - региональные власти, которые пытаются подчинить его себе. Хочу напомнить, что в Российской Конституции местное самоуправление определено как самостоятельный в пределах своей компетенции уровень власти, исполняющий выданные ему мандаты независимо и под свою ответственность. Между тем все очень хотят вмешаться и "помочь" ему исполнять эти мандаты.

Я не разделяю озабоченность, высказываемую по поводу нового порядка выдвижения губернаторов. В менталитете или в привычке русских несколько скептически относиться к любым реформам, и только через конфликт, через разрешение крупных споров приходить к пониманию того, что и как надо делать. Я думаю, что любое ослабление региональной власти в конечном счете должно привести к усилению местного самоуправления. И я несильно бы переживал по этому поводу, потому что французы назначают своих губернаторов, поляки назначают воевод. И ничего. А в России из этого раздули чуть ли не трагедию. Между тем никакой трагедии нет, потому что в Конституции записано: власти субъектов федерации и федеральные власти РФ составляют единую систему. Местное же самоуправление в эту систему не входит.

Тенденции ослабления региональных властей продолжаются у нас уже в течение четырех лет. Судите сами: губернаторов вывели из Совета Федерации, лишили их права неприкосновенности, установили над ними полномочных представителей президента в федеральных округах... Поэтому в принципе процесс идет совершенно логично, и переживать сильно не надо. Демократия не в субъекте Федерации, а в местном самоуправлении. А оно развивается, я на практике это видел. Закон же, который будет выполняться с 1 января 2006 года, это прежде всего закон нравственный, который позволит людям действительно по-другому относиться к организации своей жизни.

О непосредственном участии граждан в управлении. У нас в законе сейчас сказано о формах непосредственного участия граждан в создании институтов гражданского общества. В первую очередь, о выборах своих местных властей, что, кстати, очень важно. Этим надо пристально заниматься, поскольку - чего греха таить - сейчас мы не хотим ходить на выборы, не думаем, кого выбираем. Это надо изжить, чтобы голосовать не только за политиков, которые из глубокой оппозиции критикуют власти, но за тех людей, которые могут сделать что-то реальное на местном уровне.

Очень важно, что в законе существует норма о местном референдуме, о собраниях и сходах граждан. Это - те формы непосредственной демократии, которые стимулируют народное правотворчество и инициативу. В Берлине 90 тысяч подписей надо собрать для принятия нового законодательного акта, а у нас в законе записано - "3 процента избирателей". Три процента - и законодательную инициативу граждан местный законодательный орган должен рассматривать незамедлительно.

Есть в законе положения об обращениях граждан в местные органы власти, о территориальном общественном самоуправлении... Список открыт, в нем сейчас появились возможности даже определения границ муниципальных образований, как и решения с помощью граждан многих других вопросов.

Многие думают, что общественное территориальное самоуправление и, скажем, муниципальное самоуправление это одно и то же. Нет. Общественное самоуправление - это на улице, в доме или в поселке, который не имеет статуса поселения. И очень жаль, когда мы заставляем мэров или глав администраций организовывать все это. Я считаю, что там, где местное самоуправление организовано властью, это не общественное самоуправление. Должны найтись инициативные люди, которые бы сами взялись организовать граждан для решения своих же вопросов и проблем. Я за то, чтобы были конфликты в выполнении законов, поскольку именно конфликты являются здесь стимуляторами самостоятельных действий.

Я немного переживаю за дальнейшее развитие событий, потому что назначенные в связи с новым порядком губернаторы захотят в свою очередь назначать мэров и глав администраций. Согласен, какие-то права им можно и нужно отдать. Но в небольших поселках и городах ни в коем случае нельзя отступать от конституционных принципов местного самоуправления, потому что оно - залог демократии в Российской Федерации.



Леонид РОКЕЦКИЙ

Председатель Комитета по вопросам

местного самоуправления Совета Федерации РФ



http://www.fondedin.ru/



Док. 496042
Перв. публик.: 24.09.04
Последн. ред.: 24.09.08
Число обращений: 197

  • Рокецкий Леонид Юлианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``