В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Лужков: Социальность вместо олигархизма. Окончание. Назад
Юрий Лужков: Социальность вместо олигархизма. Окончание.

4. ГОСУДАРСТВО И ИНФРАСТРУКТУРА

Решить проблемы развития инфраструктуры без возвращения государства в эту сферу вряд ли удастся.



4.1. МАСШТАБ ОБЪЕКТОВ - МАСШТАБ ИНВЕСТИЦИЙ

Если объект охватывает всё государство, то и финансовые потоки, с ним связанные, и политические проблемы, им порождаемые и/или решаемые, сопоставимы с размерами и возможностями государства.



4.1.1. ЕДИНСТВО ТРАНСПОРТИРОВКИ - ЕДИНСТВО СТРАНЫ

Российские просторы так велики, что существующие транспортные структуры с трудом справляются с задачей их объединения. Если транспортная инфраструктура нарушится - страна может и вовсе распасться.



ЭХ, ДОРОГИ

По меньшей мере со времён Гоголя двумя главными бедами России признаны дураки и дороги. Правда, многие полагают, что дороги оттого и стали второй бедой, что строят и содержат их те, кто стал бедой первой...

Конечно, создание хороших дорог изрядно затрудняют и сами российские просторы[1]. Но с другой стороны, и просторы эти при хороших дорогах были бы куда менее заметны[2]. Между тем российские дороги для колёсного транспорта всё ещё соответствуют мрачной поговорке: "В России дорог нет, а есть только направления движения"[3].

Вдобавок и природные дороги - реки - в России заметно менее проходимы, чем в Европе. Зимой они покрыты льдом, летом мелеют. Оттого и в немногие вполне судоходные месяцы их используют довольно скромно: слишком нерентабельно содержать ради этих месяцев большой флот[4].

Правда, технический прогресс подарил нам новый вид транспорта - воздушный. Для небесных скоростей даже российские просторы - не слишком тяжкое препятствие. Да и от погоды - беды хотя и меньшей, чем две главные, но тоже весьма ощутимой - авиация по мере совершенствования зависит всё меньше. Привычные дни ожидания в аэропортах постепенно переходят в область легенд о героической юности.

Увы, далеко не всякий груз заслуживает подъёма в небеса. Да и для людей это удовольствие становится всё дороже. Особенно учитывая, что российские авиакомпании чаще всего слишком малы, чтобы обновлять свой самолётный парк. А дефицит самолётов - как и всякий дефицит - наращивает цены.

Практически единственным видом транспорта, достаточно дешёвым для регулярного применения, почти не зависящим от погоды и достаточно надёжным, остаётся у нас железная дорога. Но её развитие уже много лет сдерживается общеизвестными экономическими проблемами. А слабость железных дорог в свою очередь усугубляет трудности экономики.

Между тем в военной теории давно известна транспортная теорема. Страна существует как единое целое пока и постольку, пока и поскольку экономические связи между её регионами растут быстрее, чем экономика каждого региона по отдельности. Если это соотношение нарушено, распад страны можно только замедлить культурными и политическими мерами, но нельзя предотвратить[5].

Исходя из этого, нужно поддерживать совершенствование общероссийских транспортных систем - в частности, развитие сети железных и автомобильных дорог, укрупнение и оздоровление авиакомпаний, разработку новых пассажирских и транспортных самолётов и скорейшее начало реальной массовой эксплуатации уже разработанных.



4.1.2. ГОЛОС НЕБА - ГОЛОС СТРАНЫ

Единство информационных потоков проще всего обеспечить спутниковой ретрансляцией. Если разные регионы обслуживаются разными спутниками, телеканалам коммерчески выгоднее передавать за рубеж материалы, на российском рынке уже отыгранные (ОРТ и НТВ даже на Украину многое транслируют с опозданием на недели и даже месяцы). Между тем наземная сеть телевизионной ретрансляции давно переведена под контроль местных политиков и подчинена их нуждам, далеко не всегда соответствующим интересам России. Потеряна даже значительная часть аудитории радио: качество вещания в диапазонах, обеспечивающих достаточную дальность передачи, слишком низко, а ультракоротковолновой сигнал также требует спутниковой или наземной ретрансляции. Всё это чревато распадом единого информационного пространства - одного из главных компонентов советского наследия, пригодных в качестве опор дальнейшего рыночного развития страны. Создание сверхмощных спутников, способных без наземной ретрансляции охватывать значительные регионы, окупится и коммерчески, и политически.



ГЛАС РОССИИ - ГЛАС НЕБА

Нынешняя эпоха обрушила на Россию множество непривычных проблем. Одна из самых масштабных и тяжёлых - разделение русского народа. Даже по паспортным записям за пределами Федерации ныне оказалось 25 миллионов русских. Но весь цивилизованный мир определяет национальность не по происхождению, а по культуре и родному языку. Исходя из этих мировых правил, число русских вне России следует хотя бы удвоить. Например, на Украине в 70 процентах паспортов написано "украинец", но половина жителей родным языком считает русский.



КАЖДОМУ МЕНЬШЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Власти новых постсоветских государств весьма боятся недовольства русских, доставшихся в наследство от СССР, как фактора дальнейшей внутренней дестабилизации. Но удовлетворить хотя бы элементарные потребности "некоренных" жителей - и тем самым исключить их недовольство - не может и/или не хочет.

Экономические причины таких ограничений очевидны. Например, украинское государство задолжало даже УТ?1 (Укра╖нське Телебачення - 1). Может ли оно финансировать множество разноязычных каналов?

Есть и причины идеологические. Единственным гласным обоснованием неожиданно подаренной независимости остаётся необходимость охраны интересов титульной нации.

Конечно, местные условия в разных странах СССР заметно различаются. Поэтому и информационная блокада русскоязычного населения в них развивается в очень разных формах и темпах.

Кое-где, впрочем, блокада пока и вовсе незаметна. Так, президент Азербайджана Гейдар Алиев всегда полагал своей заслугой сохранение трансляции двух общероссийских каналов хотя бы в основных городах. Ибо искренне считал единое культурное пространство единственной ещё оставшейся у нас общей ценностью.

А вот Украина сперва заявила, что российские телеканалы не оплачивают свою трансляцию на её территории, а когда частные телекомпании выразили готовность передавать их за свой счёт[6], ввела ограничения на объём передач на негосударственных языках. Сегодня российский телеэфир остался на Украине уделом кабельных компаний.

Во многих других республиках бывшего СССР дело действительно упирается в основном в денежные вопросы. Но даже реальные финансовые аппетиты зарубежных ретрансляторов вряд ли удастся удовлетворить в обозримом будущем.



В ОБХОД

Военное дело учит: для прорыва блокады недостаточно грубой силы. Нужно её обойти. Сверху.

Телевидение давно уже связано с космосом. В небе витают десятки ретрансляционных спутников. Увы, цена ретранслятора впрямую зависит от его мощности. Поэтому до сих пор вещатели выводят на орбиту сравнительно малую аппаратуру. Её сигналы принимают только специальные "спутниковые" антенны. Таким образом производители телепередач частично перекладывают затраты на потребителей. Общие расходы при этом намного больше, чем при "централизованном" - со сверхмощным ретранслятором - решении. Но сумма, приходящаяся на долю каждого из производителей и потребителей, оказывается для него приемлемой.

Увы, спутниковые антенны могут оплатить лишь немногие потребители российской телепродукции. Причём во многих окружающих странах доля таких потребителей куда меньше, чем в России. Просто потому, что там уровень жизни ниже.

Единственный способ дойти до большинства - действительно прямое космическое телевещание. То есть вывод в космос ретранслятора такой мощности, какая для этого окажется необходима.



ТЯЖЕЛА ТЫ, РАКЕТА МОНОМАХА

Но радиоаппаратура такой мощности до сих пор очень тяжела. И долговечность её ограничена - значит, оборудование нужно многократно дублировать. Кроме того, для каждого вещательного канала требуется самостоятельный комплект приборов. Выводить их на орбиту как отдельные спутники нежелательно - общая ёмкость геостационарной орбиты ограничена. Да и стоит ли на каждый канал заводить отдельный отражатель? Ведь направленную антенну все ретрансляторы могут использовать совместно. Так же едины могут - и должны! - быть энергопитание, стабилизация, дистанционное управление...

Ретранслятор, достаточный для прямого телевещания на всю территорию бывшего СССР, при нынешнем уровне техники оказывается неподъёмным даже для мощнейшей из регулярно летающих ракет - "Протон". Вдобавок работать такой ретранслятор должен на сверхвысотной геостационарной орбите. Космонавтам туда надолго попадать нельзя - слишком высок уровень излучений. Значит, собрать ретранслятор из отдельно запущенных блоков они не смогут. Системы же автоматической сборки объектов такой сложности пока не отработаны.

Казалось бы, можно поднять в космос пассивный ретранслятор - зеркало, отражающее сигнал с Земли обратно на Землю. Увы, при этом растёт путь сигнала - значит, растут и его потери. Для прямого телевещания придётся посылать сигнал столь мощный, что требуемая наземная передающая станция оказывается далеко за пределами возможностей сегодняшней техники. Или же поднимать в космос зеркало, сравнимое по габаритам и весу с активным ретранслятором.



ЭНЕРГИЧНЫЙ ПОДЪЁМ

Радикальное решение проблемы сегодня одно - реанимация ракеты "Энергия". Её грузоподъёмности вполне хватит для вывода на геостационарную орбиту многоканального комплекса прямого телевещания. Заодно такой комплекс сможет взять на себя радиовещание - его в братских республиках также ограничивают. Обеспечит ретранслятор и значительное число каналов связи. Не только обычной телефонной, но и цифровой. Высококачественная и скоростная, она необходима для развитой экономики, а потому ныне остродефицитна.

Проект вывода космических ретрансляторов ракетами "Энергия" родился ещё в конце 1980?х. Но тогдашние экономические сложности загнали проект в бюрократические дебри, где он и потерялся. Тем более что в условиях единого тогда Союза проблема единства телевещания не была столь актуальна.

Возражений против проекта сейчас даже больше, чем в конце советской эпохи. К прежним экономическим добавились возражения технические. Ведь ракета "Энергия" рождена всем Союзом. Например, её боковые ускорители созданы на базе ракет "Зенит" днепропетровского завода "Южмаш". Захочет ли независимая ныне Украина тратить силы на проект, несущий столь ненавистный её властям поток независимой информации?

Но ведь по меньшей мере один готовый ракетный комплекс всё ещё лежит на складах НПО "Энергия"[7]. А если даже какие-то компоненты недостаточно хороши для столь масштабного проекта - неужели не в наших силах довести их до ума?



ЭКОНОМИКА РАЗВИТОЙ ТЕХНИКИ

Главные сложности проекта связаны не с самой ракетой, а как раз с ретранслятором. Электроника у нас развита куда хуже, чем ракетостроение. Не исключено, что придётся прибегнуть к помощи тех стран, где электроника - национальная гордость. Но на долю США[8] и Японии в любом случае придётся лишь небольшая часть работы. Основные усилия останутся на нашу долю. Значит, останутся в России и основные деньги. А это возвращает нас к проблемам экономическим. Тем более что именно они в наше время важнейшие.

Расходы на проект никак нельзя счесть непроизводительными. Ракета "Энергия" - изделие в основном российское. Да и немалую часть радиоаппаратуры мы делаем сами. Деньги будут истрачены внутри страны. Причём в самой бедствующей ныне отрасли - военно-промышленной. Государственная поддержка наукоёмких производств столько раз провозглашалась важнейшей нашей задачей - стоит хоть что-то для её решения сделать.

Тем более что расходы гораздо меньше, чем можно предположить. Ведь космическая система будет обслуживать не только сопредельные страны, но и саму Россию. Нынче монополия на ретрансляцию принадлежит Министерству связи. И оно, как положено монополисту, взвинтило тарифы до несусветных высот. Космические расходы и то ниже. Сегодня основная часть расходов наших телекомпаний - оплата прохождения сигнала по российской территории. Расходы эти погашает в основном госбюджет. Экономия на связи окупит все расходы на космический ретранслятор за считанные годы.

Минсвязи тоже внакладе не останется. Сейчас катастрофически не хватает эфирного времени местным телевещателям. Они вынуждены даже перекрывать часть передач канала "Россия". Освободившиеся мощности наземных ретрансляторов можно будет использовать для местных телепрограмм. А они зачастую даже прибыльнее центральных - благодаря близости рекламы к потребителям.

Кроме того, сейчас бурно развивается мобильная связь частных лиц (прежде всего сотовая телефония), необходимая в рыночной экономике Для неё также требуются ретрансляторы. Высвобождающиеся мощности наземных служб Министерства связи можно будет использовать для наращивания сотовых сетей.

А главное - не в одних деньгах счастье.

Раскол народа, казалось бы, не отражается впрямую на экономическом состоянии страны. Но моральное состояние людей он явно ухудшает. А это, бесспорно, затрудняет решение даже ближайших, наиболее острых задач. Поэтому затраты на воссоединение культурного пространства следует признать не только не разорительными, но и непосредственно рентабельными.

Исходя из этого, есть смысл не только поддерживать политические и экономические способы распространения российской массовой информации местными ресурсами других государств, но и создавать технические средства такого распространения, независимые от зарубежной политической воли - прежде всего мощные космические ретрансляторы и российские ресурсы во всемирной сети Интернет.



4.1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Понимать друг друга тем легче, чем больше общая часть информационного багажа. Понятно, что идеального единообразия добиться невозможно. Да и не нужно: у каждого из нас своя сфера деятельности, требующая собственных знаний и навыков. Но без обширных образовательных стандартов страна может распасться на множество непересекающихся слоёв, разделённых по самым неожиданным признакам (вспомним хотя бы, что языковые различия между восточнославянскими народами куда меньше, чем внутри каждого из них). А отсюда один шаг до прямой вражды.



ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ

Каждый человек говорит на своём языке. В одни и те же слова мы вкладываем разный опыт - следовательно, и разный смысл. Почему же мы друг друга всё ещё понимаем?

В основном потому, что опыт каждого из нас включает активное взаимодействие со многими другими членами общества. Поэтому общего у нас достаточно, чтобы по крайней мере догадываться, что хотел сказать собеседник.

Но круг нашего общения неизбежно ограничен. Хотя бы потому, что ограничен и сам срок жизни: со всеми на свете не побеседуешь. Поэтому и гарантировать полное взаимопонимание невозможно.

А по мере экономического расслоения общение ограничивается и социально. Вспомните хотя бы пьесу Джорджа Бернарда Шоу "Пигмалион". Главную героиню - уличную продавщицу цветов - главный герой понимает лишь благодаря тому, что профессия лингвиста наделила его обширными познаниями по части бесчисленных диалектов английского языка. Причём почти все эти диалектные отличия, как показано в пьесе, порождены отличиями социальными. И сами в свою очередь их поддерживают.

Правда, на сцене всё складывается счастливо. Великий лингвист берётся обучить бедную цветочницу тонкостям великосветского произношения. И через несколько месяцев она уже блистает на дипломатических раутах, а юноша из хорошей семьи готов часами ждать на улице, где она живёт.

Увы, в жизни на такое счастье рассчитывать не приходится. Правда, с кавказским "Ви увэрэни?" или уральским "Панимааешь?" тоже можно дойти до вершин власти. Но достаточно сложно. А уж обратный маршрут и подавно куда болезненнее, если внизу твой выговор - безупречно оксфордский или образцово московский - не понимают.

Конечно, не в одном произношении дело - это лишь один из примеров. Взаимное непонимание возможно в самых разных плоскостях. Причём не застрахован от него никто. В частности, потому, что никакая социальная стабильность не может гарантировать вечное пребывание в пределах одного слоя.

Поэтому каждому из нас необходимо заблаговременно запастись запасом знаний, общих для всего общества. Более того, если таких знаний слишком мало, общество может вовсе распасться: ведь скреплять его будет нечем.

Исходя из этого, надо поддерживать разработку детальных и содержательных стандартов минимальных знаний, умений и навыков по различным общеобразовательным дисциплинам, создание единообразной системы проверки усвоения стандартов, обеспечение школы ресурсами, необходимыми для их преподавания.



4.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ - ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ

Экономические кризисы не только порождают социальные проблемы, но во многом и порождаются ими. Этот своеобразный мультивибратор может работать в режиме самовозбуждения, иной раз разрушая всё общество.



4.2.1. КРИЗИС НЕДОПОТРЕБЛЕНИЯ

Мы привыкли говорить о кризисах перепроизводства. Но производство и потребление - две стороны единого экономического процесса. Поэтому производственные проблемы зачастую проще решать, воздействуя на потребление. В частности, Великую депрессию лечили именно его стимулированием.



ПУСТЬ ЕДЯТ ПИРОЖНЫЕ

Рассказывают, что в начале Великой Французской революции королева Мария Антуанетта поинтересовалась причиной бунта. Ей сообщили, что у народа нет хлеба. Она изумлённо посоветовала: "Так пусть едят пирожные!"



СЛИШКОМ МНОГО СДЕЛАНО

Наивную фразу молодой монархини уже третий век цитируют как образец непонимания азов экономики. Между тем всего через несколько десятилетий после революции в мире начались процессы, при которых королевский совет оказывается вполне разумным.

Первый в мире экономический кризис потряс всех, кто хоть немного разбирался в хозяйстве. Товаров много - гораздо больше, чем можно потребить. Естественно, их цены падают. Но в то же время люди умирают от голода. Потому что покупать - даже по этим скромным ценам - не на что.

Общепринятая теория спроса и предложения нарушалась так явно, что анализ причин кризисов отнял десятилетия. Только Карл Маркс выстроил достаточно внятное объяснение. Но и он не смог предложить эффективные меры борьбы с этими экономическими катастрофами. Впрочем, и не искал их. Он полагал, что для устранения кризисов нужно обобществить всю экономику: средство столь же радикально эффективное, как лечение насморка гильотиной.



НЕМНОГО СМАЗКИ

Механизм кризисов оказался в целом несложен. Если чего-то произведено слишком много - цена падает. Естественно, падают и доходы производителей. Они лишаются возможности купить не только свой товар, но и многие другие. Их производители в свою очередь лишаются возможности что-то купить. И довольно скоро цепная реакция паралича охватывает всю экономику.

Рецепт выхода из этого паралича первым предложил Джон Мейнард Кейнс уже в 1920?е годы. Он предложил в критических обстоятельствах впрыскивать в экономику дополнительные деньги[9], чтобы их избытком размывать случайные заторы и не допускать их перерастания во всеобщую пробку.

В начале Великой депрессии - в 1929?м - тогдашние власти США попытались, наоборот, ограничить предложение денег. Это казалось разумным: ведь толчком к депрессии стал безудержный инвестиционный бум с массовой биржевой игрой, превзошедший все мыслимые пределы и ожидания. Но вместе с курсом акций рухнула вся экономика.

"Новый курс" президента (1933-1945) Фрэнклина Делано Рузвелта прокладывали его экономические советники, предпочитавшие тогдашним теоретическим стандартам новинку Кейнса. По их совету президент ввёл обширные общественные работы, щедро финансируемые из государственного и местных бюджетов (именно тогда была заложена традиция строительства лучших в мире автомобильных дорог). Бюджет, правда, трещал по всем швам - пришлось даже вдвое девальвировать доллар, чтобы покрыть, как сказано на американских банкнотах, "все долги, общественные и частные". Но механизм экономики, обильно смазанный деньгами, ожил - и расходы многократно окупились.

Некоторые теоретики полагают, что финансирование по Кейнсу затянуло депрессию. Ведь кризис обычно свидетельствует о погрешностях в общей структуре экономики, позволяет устранить перекосы. Если лишние производства искусственно подпитываются государством - их реорганизуют не так охотно.

При сравнительно небольших спадах совет "не вмешиваться и дождаться реструктуризации" разумен. Но депрессия 1929?го года потому и названа Великой, что охватила все отрасли. Паралич мог оказаться смертельным. Достаточно вспомнить, что на волне той же депрессии по другую сторону океана - в Германии - пришла к власти национальная социалистическая немецкая рабочая партия. Та самая, чьим вождём уже 13 лет был Адольф Гитлер.



СТАГФЛЯЦИЯ

Как бы то ни было, выход из Великой депрессии признан успехом технологии Кейнса. И когда послевоенный восстановительный бум сменился первыми признаками спада, политики всего мира поспешили впрыснуть в экономику усиленные дозы лекарства, предписанного британским экономистом.

Увы, они не учли того, о чём предупреждал сам Кейнс. Деньги нужно добавлять очень дозированно - чтобы не исказить все соотношения, на которые ориентируется экономика. В частности, после первого же цикла обращения по экономике их следует изъять.

Во времена Великой депрессии цикл был достаточно долгим - ведь практически вся экономика остановилась. Но в 1960?е годы она действовала так активно, что полный производственно-финансовый оборот занимал считанные месяцы. И деньги, не вынутые из экономики вовремя, катастрофически нарушили естественный ход работы.

В итоге к концу десятилетия окончательно установилось небывалое дотоле сочетание инфляции с застоем (стагнацией). Порочный круг получил новое, объединённое, название "стагфляция". И разорвать его удалось лишь в начале 1980?х Рейгану и Тэтчер, одновременно прекратившим финансовые вливания в экономику США и Великобритании.



ВЕРНАЯ ДОЗА

Опыт стагфляции служит для либералов неоспоримым свидетельством пагубности рецепта Кейнса. Но они забывают куда более неоспоримое правило одного из основателей фармацевтики. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхайм, более известный как Парацельс, учил: только доза делает лекарство ядом и яд лекарством.

В частности, экономика России сейчас страдает прежде всего от отсутствия внутреннего спроса. Резкое социальное расслоение лишило значительную часть её граждан возможности приобретать что бы то ни было, кроме жизнеобеспечивающего минимума. На него и ориентируется отечественное производство. Те же, кто находится выше этой черты, принуждены приобретать в основном импортные товары и услуги.

Именно в таких условиях советы Кейнса наиболее оправданы. Подняв спрос беднейших слоёв, можно радикально перестроить всю экономику. И тогда состоятельные слои также найдут всё, что им нужно, дома.

Исходя из этого, необходимо поддерживать все меры, направленные на повышение среднего уровня потребления, включая меры по уменьшению степени экономического неравенства граждан.



4.2.2. Кейнс против Фридмана

Господствующая в нашей стране экономическая идеология предписывает влиять на экономику лишь самыми общими инструментами, не вмешиваясь в ход конкретных процессов. Между тем даже незначительные помехи способны нарастать лавинообразно, тормозя в конце концов все общество. Поэтому методы целенаправленного стимулирования в "узких местах" ничуть не менее важны, чем создание общего благоприятного климата.



БЕСПРИЦЕЛЬНЫЙ МОНЕТАРИЗМ

Слово "монетаризм" у нас давно уже стало ругательством. Между тем оно означает всего лишь одну из технологий экономического управления.

Милтон Фридман показал: достаточно манипулировать общим количеством денег в экономике (через средние уровни ставок кредитов и налогообложения), чтобы заметно влиять на общий темп развития. А выбор направлений развития можно, согласно теории, оставить на усмотрение деловых людей. Изыскивая деньгам наилучшее применение, они все сделают наилучшим образом.

Теория эта разумна до тех пор, пока все хозяйство в целом развивается сравнительно устойчиво. Между тем устойчивость эта достигается довольно редко. Узкие места в экономике возникают постоянно. И любое из них может стать не только точкой приложения деловой активности, но и спусковым крючком общего кризиса перепроизводства. Конечно, первый вариант осуществляется гораздо чаще. Зато второй несравненно опаснее.

Джон Мейнард Кейнс научил выводить экономику из кризисов массированной денежной атакой. Но он же доказал: куда полезнее не доводить дело до состояния, когда подобная атака остается единственным средством. Гораздо быстрее - и несравненно экономнее - прицельно (льготными ставками налога, государственными гарантиями по кредитам и т. п.) расшивать самые узкие места задолго до того, как они скажутся на всех хозяйственных цепочках.

Конечно, такая расшивка требует немалого искусства. Выявлять действительно опасные узкости может лишь лоцман высшей квалификации. Начинающие "завлабы и прорабы", возглавившие экономические реформы в стране, были начисто лишены опыта, необходимого для искусных маневров. Потому и выбрали технологию, для которой им хватало познаний.

Системой залпового огня "Град" пользоваться куда проще, чем скальпелем. Но "проще" далеко не всегда значит "полезнее".

Исходя из этого, надо поддерживать разработку методов выявления конкретных участков экономики, нуждающихся в первоочередном стимулировании.



4.2.3. СОЦИАЛИЗМ ПОСЛЕ РУЗВЕЛЬТА

Долгое время считалось, что социализм невозможен без обобществления всей экономики. Преодоление Великой депрессии доказало: даже не переводя экономику в собственность государства, можно заставить ее действовать в интересах всего общества, а не только немногих собственников.



УНИЧТОЖЕНИЕ ПО ГЕГЕЛЮ

Карл Маркс был одним из последних в мире активно работавших философов гегелевской школы. А школа эта - как и многие другие философские направления - выработала собственный язык, не очень похожий не только на обыденный, но и на языки других философов. Поэтому к моменту публикации основных трудов Маркса некому было понять их.

Не зря Ленин, изучив во время Первой Мировой войны некоторые основные труды Гегеля, в ужасе писал, что никто - в том числе и он сам - не знает смысла "Капитала". Впрочем, к началу 1920?х он не только многое понял, но и сделал практические выводы. Новая Экономическая Политика оказалась куда лучшим воплощением идей Маркса, чем военный коммунизм.

Маркс считал основной целью исторического развития - по крайней мере, на современном ему этапе - уничтожение частной собственности. Его последователи восприняли эту цель буквально: частной собственности в мире не должно остаться, все должно принадлежать всему обществу.

При этом они, естественно, не учли другие мысли все того же Маркса. Общество воплощено в государстве. Государство - в бюрократии. Бюрократия обращает само государство в свою частную собственность. Следовательно, если вся собственность станет государственной, это всего лишь вызовет смену господствующего класса - но не уничтожит ни классы, ни господство.

Между тем в гегелевской терминологии уничтожение вовсе не означает физического устранения. Это всего лишь превращение из цели в средство.

Следовательно, уничтожение частной собственности по Марксу - создание такой общественной структуры, при которой любой частный собственник, даже преследуя свои личные цели, будет действовать на благо общества в целом.

Наилучшего приближения к цели Маркса достиг, как ни странно, президент США Франклин Делано Рузвельт, выводя страну из Великой депрессии. Система налогов и дотаций, страховок и благотворительных фондов, строительство которой он начал, сейчас обеспечивает едва ли не лучшее в мире сочетание частной инициативы со всеобщим благосостоянием.

Точно скопировать систему Рузвельта вряд ли возможно: для этого надо заодно скопировать всю историю страны. Но понять ее принципы необходимо. В том числе и главный принцип: уничтожать надо не физически.

Исходя из этого, надо поддерживать построение системы законодательных - прежде всего налоговых - мер, стимулирующих направление ресурсов коммерческих структур и частных лиц на общественно значимые нужды.



4.3. ДОЗА ДЕЛАЕТ ЛЕКАРСТВО ЯДОМ И ЯД ЛЕКАРСТВОМ

Пагубность любого решения проще всего продемонстрировать попыткой распространить его на все общество. Реальность требует гармоничного сочетания разных решений ради взаимной компенсации слабых сторон и взаимоукрепления сильных.



4.3.1. НЕФТЕДОЛЛАРЫ АРАБСКИЕ, СОВЕТСКИЕ, РОССИЙСКИЕ

После нефтяного кризиса 1973?го года арабские страны вложили немалую долю шальных денег в долгосрочные проекты, способные обеспечить их процветание по окончании бума. СССР истратил практически все сверхприбыли на внешнеполитические проекты и поддержание текущего уровня жизни. Россия не должна наследовать недальновидность брежневской эпохи.



РЕЗЕРВ

Превратности ближевосточной политики породили в октябре 1973?го года арабское нефтяное эмбарго. Несколько недель аравийская нефть вовсе не поступала в США и Западную Европу. За эти недели основные поставщики нефти договорились между собою об ограничении поставок ради поддержания цен на уровне, сложившемся на почве катастрофического дефицита. Нефть, дотоле стоившая во всем развитом мире заметно меньше питьевой воды, в одночасье стала жидким золотом.

Незадолго до этого, в 1970?м, в Советском Союзе был открыт новый нефтеносный регион. Самотлор на севере Западной Сибири стал свидетельством блистательного искусства советских геологов. Но особого экономического значения не имел. Сооружение буровых и насосных станций на вечной мерзлоте, транспортировка за тысячи километров - все это слишком дорого и при тогдашней цене нефти никак не окупалось. Даже импорт арабской нефти обошелся бы стране заметно дешевле.

После эмбарго все в одночасье изменилось. Тюменские месторождения оказались не просто рентабельны. Они могли покрывать едва ли не основную часть всех потребностей страны.

Страна в ту пору переживала очередной сложный этап. В 1965?м начались крупные экономические реформы. Вполне по Марксу производственные отношения, ранее ограниченные догматическим пониманием коммунистического учения, приводились в соответствие с качественно новыми - высокотехнологичными - производительными силами.

Поток нефтедолларов из самотлорских скважин можно было превратить в амортизатор, страхующий экономику от ухабов, неизбежных в начале нового пути. Вместо этого тогдашние - по давнему выражению Ленина - "попы марксистского прихода" во главе с секретарем по идеологии ЦК КПСС Михаилом Андреевичем Сусловым вовсе отменили реформы и даже оттеснили от реальной власти их главного организатора - председателя совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина. Пачками нефтедолларов стали затыкать пробоины, вновь и вновь возникающие в устаревшей структуре экономики.

Впрочем, немалую долю нефтедолларов тратили на нужды и вовсе не экономические, а чисто политические. СССР наконец развил оборонную промышленность, не уступающую западной не только качественно (как было почти всегда), но и количественно. И немалая часть изделий этой промышленности ушла за рубеж. Большей частью - в кредит тем странам, чьи руководители хотя бы формально выражали готовность поддержать идеи социализма.

Среди стран, удостоенных советской щедрости, были и многие арабские. Другие арабские нефтедобытчики пользовались аналогичной щедростью США. Заокеанская держава не желала уступать главный источник нефти для своей экономики под советский контроль.

Между тем сами арабы не спешили погашать ни советские, ни американские кредиты. Они вкладывали свои нефтедоллары в долгосрочные проекты. В частности, изобильно финансировали западную экономику. Хотя прекрасно понимали, что немалая доля их инвестиций идет на внедрение новых - менее энергоемких - технологий. Снижая потребность Запада в нефти, они вроде бы своими руками подрывали собственное будущее.

Но эта политика была вполне дальновидна. Арабы сознавали, что Запад рано или поздно все равно отучится тратить нефть безудержно и бездумно. Стало быть, процветание нефтедобытчиков не вечно. И надо заранее готовиться жить и работать в менее щедром мире.

Расчет оправдался. Сегодня инвестиции в Запад приносят арабским странам не меньший доход, чем экспорт нефти. И в обозримом будущем соотношение будет сдвигаться все дальше в пользу инвестиционных доходов.

Советский же Союз свою нефтяную удачу частью проел, частью раздал политическим союзникам. Когда же нефть подешевела, оказалось, что реформы все равно необходимо проводить - но резервов, необходимых для безболезненного реформирования, в стране уже нет. Экономический обвал, начавшийся еще в 1980?е годы, стал неизбежным следствием политических решений 1973?го. Прежде всего - решения тратить, а не запасать.

Сегодня нефть вновь на подъеме. Да и многие другие виды сырья достаточно дороги. Экспортеры всего этого природного богатства, конечно, не повторяют давнюю сусловскую ошибку. Они не развлекаются проеданием щедрых доходов. Наоборот, основная часть сырьевых долларов идет в перспективные вложения - и за рубежом, и внутри страны. Кто покупает футбольные команды, кто - смежные отрасли, кто - политические партии...

Между тем от сырьевого экспорта зависит, как и в 1970?е, практически вся экономика страны. И когда нефтяное благополучие опять окажется в прошлом, Россия может вновь - как в 1985?м и в 1998?м - выйти на грань банкротства.

Библейский персонаж Иосиф Прекрасный растолковал сон египетского фараона. Тот увидел, как семь тощих коров съели семь тучных, но сами при этом тучными не стали. Иосиф предсказал семь лет небывало щедрых урожаев и последующие семь лет катастрофической бескормицы. Фараон за урожайные годы создал зерновой резерв и затем семь лет кормил свой народ (не бесплатно: к исходу семилетки все имущество египтян стало его собственностью). Таков первый описанный в литературе общегосударственный резервный фонд.

Сейчас семь тощих коров вновь маячат на российском горизонте. Успеем ли мы создать резерв, достаточный, чтобы они не съели всех нас?

Исходя из этого, необходимо поддерживать создание инвестиционных и стабилизационных фондов, куда целевым порядком должна перечисляться законодательно определенная доля доходов от экспорта любых сырьевых и низкотехнологичных товаров: энергоносителей и других полезных ископаемых с минимальной степенью переработки, электроэнергии, металлов и т. п.



4.3.2.ЛУЧШЕ НЕ ОБЕЩАТЬ, ЧЕМ НЕ ИСПОЛНИТЬ

Социальные обязательства чаще всего достаточно долгосрочны, чтобы граждане учитывали их в своих перспективных планах. Поэтому нарушение таких обязательств ущемляет не только текущие интересы.



НЕОБЕСПЕЧЕННЫЕ МАНДАТЫ

Российская пресса изобилует сообщениями о невыплатах пособий на детей, неисполнении обязательств по строительству жилья для военных, не отремонтированных вовремя интернатах и больницах... Похоже, государство вовсе не в состоянии выполнять свои обещания.

Впрочем, это почти неизбежно. Ведь по действующему законодательству различные выплаты от государства положены более чем трети граждан. Под таким грузом могла бы согнуться и экономика покрепче нашей.

Люди поосторожнее давно уже перестали надеяться на государство. Они ищут собственные источники к существованию - от челночной торговли до частного извоза (для многих пенсионеров собственные автомобили столь же пенсионного возраста - едва ли не единственный источник существования).

Увы, самостоятельность посильна далеко не каждому. А главное - многие просто не предвидят надобности в ней. Например, решаются завести ребенка в надежде на государственную поддержку. Легко ли потом от него отказаться?

Более того, надежда на государство изрядно парализует и частную благотворительность. В стране уже достаточно сил и средств для создания системы соответствующих фондов, сопоставимой если не с современными возможностями США, то по меньшей мере с собственным российским опытом вековой давности. Но активность таких фондов парализуется не только неразумной налоговой системой. Не менее расхолаживающе действуют и слова государства о готовности взять на себя все общественные нужды.

Тем не менее власть - и законодательная, и исполнительная - продолжает брать на себя обязательства, не подкрепленные ни возможностью, ни даже намерением соблюдать их. Необеспеченные мандаты стали едва ли не главной частью российской системы социального обеспечения.

Причин здесь немало. Кое-кто попросту хочет обрести воспетое Некрасовым "имя громкое заступника народного", не прилагая к нему помянутые тем же Некрасовым в следующей строке "чахотку и Сибирь". А кое-кто искренне надеется, что экономический рост принесет средства, необходимые государству для исполнения взятых на себя повышенных обязательств.

Увы, подобные надежды беспочвенны. Видя, что государство не соблюдает свои обещания, мало кто захочет исполнять свои. Каждую лишнюю копейку люди стараются перевести не в общественные фонды, а в личные резервы: мол, от общества все равно помощи на черный день не дождешься.

В результате развитие всей экономики резко тормозится. Ведь ключевой элемент ее устойчивого роста - долгосрочные инвестиции. А основной источник таких инвестиций - фонды социальных расходов. В отсутствие таких фондов вся экономика становится катастрофически близорука, ограничивается решением сиюсекундных задач.

Пока не все социальные мандаты обеспечены реальными ресурсами, накопление ресурсов для новых мандатов практически невозможно.

Исходя из этого, надо реалистично подходить к социальным обязательствам государства, противостоять популистским акциям, не обеспеченным ни механизмами исполнения, ни материальными ресурсами.



4.3.3. СОВМЕСТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Государство не может и не должно брать на себя все обязанности по финансированию инфраструктуры. Хотя бы потому, что в ее процветании заинтересованы не только бюджетники. Необходимо гармоничное сочетание централизованного финансирования с индивидуальным. Задача партии - создать законодательный механизм обеспечения такой гармонии.



ДЕЙСТВОВАТЬ ВМЕСТЕ

Средневековые армии были громоздки и неповоротливы. Если какой-то отряд отрывался от основных сил, в случае опасности он мог надеяться только на себя: прийти на помощь никто не успевал. Поэтому армии двигались по возможности целиком. И поэтому же они всецело зависели от громоздких обозов: на пути следования невозможно было найти ресурсы, достаточные для пропитания огромного числа солдат. Впрочем, огромным оно было только по тому времени: величина обоза сильно ограничивала величину войска.

Положение резко изменилось, когда революционная Франция вступила в войну со всей тогдашней Европой. Стране пришлось объявить невиданную в те времена всеобщую мобилизацию, чтобы создать армию, сопоставимую по силе со всеми противниками сразу. Вдобавок революционные войска первоначально были совершенно не обучены. Поэтому для победы приходилось сосредоточивать силы, превосходящие численность противника в несколько раз.

Конечно, такие большие группировки не могли сопровождаться соответствующими обозами. Пришлось дробить их на отряды, способные прокормиться по ходу движения. А для уменьшения риска разгрома по частям - выработать систему взаимовыручки. Походные колонны, не скованные обозами, могли сравнительно быстро приходить друг другу на помощь.

Наполеон Бонапарт довел эту систему до совершенства. Правда, Испания и Россия, где партизаны мешали войскам снабжаться из местных источников, одолели его армию. Но на всех остальных театрах военных действий она была непобедима. И с тех пор все армии мира учатся, по завету Наполеона, двигаться порознь - сражаться вместе.

Современную экономику часто сравнивают с войной. Правда, явная смертность на полях ее сражений поменьше[10]. Но требуемое напряжение сил едва ли не больше. А главное - несравненно продолжительнее.

Основа экономики - инфраструктура - и подавно должна развиваться непрерывно и повсеместно, давая экономическим армиям несокрушимые точки опоры. И как в любых боевых действиях, питать эту главную ударную силу необходимо из самых разнообразных источников - чтобы ни один не исчерпался.

Достичь этого, казалось бы, просто. Если инфраструктура необходима всем - значит, всем выгодно ее подпитывать.

Увы, преобразовать эти теоретические соображения в практические меры довольно трудно. В любом общем деле хватает участников, надеющихся переложить все затраты на других и получить выгоду вовсе бесплатно. Если их накапливается слишком много, то добросовестные теряют интерес к проекту. И тогда организовать всеобщее участие удается только принудительно - собирая средства в виде налога и распределяя их через государство.

К сожалению, этот способ далеко не всегда самый эффективный. Ведь государство не может детально исследовать все нужды экономики. Значит, не может и предвидеть все необходимые нюансы инфраструктуры, способной эти нужды полностью удовлетворить.

Следовательно, прямое участие бизнеса в развитие инфраструктуры необходимо. Государству же надлежит организовать это участие, сделать его бесспорно выгодным, предотвратить злостное уклонение от общей цели.

Исходя из этого, нужно поддерживать меры, нацеленные на участие деловых структур в прямом финансировании инфраструктуры: акционирование (при условии сохранения у государства возможностей координирования развития инфраструктурных объектов), целевые фонды и сборы, предоставление непосредственным участникам создания инфраструктуры приоритета в ее использовании



Юрий ЛУЖКОВ





--------------------------------------------------------------------------------

[1] Елизавета Петровна Романова, взойдя на российский престол, решила, что на её коронации должны присутствовать представительницы прекрасного пола всех российских народов. Гонцов с приказаниями разослали по всем уголкам великой державы. И года через три к Успенскому собору Кремля прибыла экспедиция с Камчатки. Причём людей в ней было заметно больше, чем планировалось: по дороге прекрасные девицы успели обзавестись потомством и даже выкормить его.

[2] На большей части автомагистралей Германии минимальная допустимая скорость куда выше максимально разрешённой на лучших шоссе России. Поэтому, кстати, нынешние российские путешественники склонны недооценивать просторы Западной Европы - по сравнению даже с Европейской Россией она кажется крошечной.

[3] Говорят, что автостроители США, впервые ознакомившись с советскими вездеходами, восхитились: какую изобретательность готовы проявить эти русские, лишь бы не строить нормальные дороги!

[4] Великий писатель-фантаст Роберт Энсон Хайнлайн, побывав в Москве, пришёл к выводу, что её население на порядок меньше официальных данных. С ним вполне согласился бывший сокурсник по военно-морской академии, работавший тогда в разведке США. Оба они исходили из привычных данных по среднему потреблению разных товаров и наблюдаемого грузопотока по Москве-реке. Конечно, потребление в советской столице было тогда заметно меньше среднеамериканского. Но ключевую роль в ошибке уважаемых специалистов сыграло то, что Москва - чуть ли не единственная в ту пору столица, стоящая на реке, но основную массу грузов получающая сухим путём. Причём не в грузовиках, а в вагонах. Железные дороги России по пропускной способности намного лучше американских.

[5] Транспортная теорема уже поставила под сомнение целостность Украины. По меньшей мере четыре региона - Галичина, Донбасс, Крым и Слобожанщина - замкнуты каждый на себя и оторваны от общегосударственного хозяйства.

[6] Рыночная цена передач, доставшихся Украине бесплатно, многократно превосходит стоимость услуг связи.

[7] Был и ещё один - на Байконуре. Увы, он погиб под обломками монтажного корпуса.

[8] Нынешний виток развития взаимоотношений позволяет надеяться, что размещение там российского заказа не встретит непреодолимых политических препятствий.

[9] Оппоненты напоминали Кейнсу: в долгосрочной перспективе избыток денег может нарушить нормальный ход всей экономики. Он ответил: "В долгосрочной перспективе мы все - покойники". У медиков есть понятие "меры по жизненным показателям". Ради спасения жизни экономики тоже приходится порою применять средства, чьи побочные эффекты неисчислимы.

[10] Хотя и реальных человеческих жертв хватает. Так, каждый миллион тонн добытого шахтным способом угля оплачивается несколькими жизнями. А магистральные автоперевозки - основной в современной экономике вид транспорта - куда опаснее вытесняемых ими железных дорог.



http://www.fondedin.ru/


Док. 496039
Перв. публик.: 24.10.04
Последн. ред.: 24.09.08
Число обращений: 200

  • Лужков Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``