В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Андреев: Без комментариев. Назад
Вячеслав Андреев: Без комментариев.


Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года в небольшом имении Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии.

В 1849 году, по окончании 7 класса Калужской гимназии, поступает в Ярославский Демидовский лицей, откуда переводится на медицинский факультет Московского университета. Однако полностью завершить образование не удается: в связи с началом русско-турецкой войны (1853-1856) выпуск проходит раньше срока и в 1854 году батальонный лекарь Белевского егерского полка Константин Леонтьев назначается младшим ординатором в Керчь-Еникальский военный госпиталь.

Одно из главных событий этой поры - знакомство Константина Николаевича с Елизаветой Политовой, дочерью мелкого греческого торговца, которая спустя несколько лет, в 1861-м, становится его женой. Ко времени женитьбы Леонтьев, уже уволившись из армии, окончательно оставляет врачебную деятельность и серьезно занимается литературой: в "Отечественных записках" выходят во многом автобиографические романы "Подлипки" и "В своем краю", не вызвавшие однако какого бы то ни было отклика. Стремясь поправить денежные дела семьи, в феврале 1863-го Константин Николаевич поступает на службу в министерство иностранных дел - сначала рядовым канцелярским чиновником, затем - помощником главного журналиста...

Осень 1863 года застает писателя на Крите - в должности секретаря русского консульства в Кандии. С этого времени тема Средиземноморья (шире - "византизма") звучит в судьбе Леонтьева постоянно - и связано это не только с местами его дипломатической службы (город Тульча на Дунае, греческие Салоники), но и с философским творчеством. Впрочем, программная леонтьевская работа "Византизм и Славянство", так же, как и его художественные произведения, признания в русской журналистике не нашла: ее отвергли и Катков в "Русском вестнике", и Иван Аксаков, а напечатана она была в конце концов в малоизвестных "Чтениях в Императорском Обществе истории и древностей Российских"...

Между тем Салоники стали для Леонтьева своеобразным "мостом" к религии и церкви. Он подолгу жил на Афоне, а позже - выйдя на пенсию (1873) и переехав в Россию - в Оптиной пустыни. Был, правда, непродолжительный (хотя и крайне плодотворный) период работы в газете "Варшавский дневник", возглавлявшейся князем Н.Н.Голицыным, когда консервативное мировоззрение Леонтьева выкристаллизовалось в систему. Но завершился этот период окончательным уходом от мира: Константин Николаевич снял в Оптиной пустыни двухэтажный дом, избрав жизнь философа-отшельника (не чуждавшегося, впрочем, вопросов современной политики), а в августе 1891-го принял тайный постриг с именем Климента. Однако новая перемена оказалась последней: переезд в Троице-Сергиеву лавру сопровождался жестокой простудой и 12 ноября 1891 года Константин Николаевич Леонтьев скончался от воспаления легких.



Комментировать эту биографию невозможно. В том числе потому, что "духовные искания" и "напряженная внутренняя жизнь" (на что обычно указывают литературоведы) вряд ли могут быть атрибутированы. А значит, подозреваю, нам так и не удастся определить, как на этих житейских - и в общем-то мелочных - событиях и фактах выросла цельная система взглядов, объединенная сильным именем "Леонтьев". Без комментариев следует оставить и работу "Чем и как либерализм наш вреден?", опубликованную впервые в 1880 году в "Варшавском дневнике". Впрочем, оставить по другой причине: сегодня, спустя 15 лет либеральных лозунгов и метаний, она уже вряд ли требует комментариев.



Вячеслав АНДРЕЕВ







http://www.fondedin.ru/


Док. 496009
Перв. публик.: 24.09.04
Последн. ред.: 24.09.08
Число обращений: 197

  • Андреев Вячеслав Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``