В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентина Матвиенко: Окно в Европу и дверь в Федерацию. Назад
Валентина Матвиенко: Окно в Европу и дверь в Федерацию.



На вопросы редакции отвечает губернатор Санкт-Петербурга Валентина МАТВИЕНКО



- Валентина Ивановна, ваш опыт работы в правительстве, на посту полномочного представителя Президента и губернатора Санкт-Петербурга позволяет говорить о принципах федерализма в нашей стране. Что, на ваш взгляд, в системе федеральных отношений выдержало испытание временем, что оказалось малопродуктивным либо вовсе невостребованным?

- Рассматривая проблему российского федерализма, следует выделить, как представляется, следующие моменты. Прежде всего, правомерность и плодотворность самого принципа федеративной организации российского геополитического пространства. История распорядилась так, что Россия уже в средние века, после Смутного времени, начинает складываться как своего рода федерация территорий, сохраняющих как определенные элементы самобытности, так и принадлежность к единому геополитическому целому - пространству единого Российского государства (условию и гаранту физического выживания). Актуализация этой проблематики в новейшее время при создании РСФСР и СССР вновь продемонстрировала необходимость федеративной организации в пределах исторически сложившихся границ России.

- То есть, Санкт-Петербург был, если идти от сложившегося образа, не только окном в Европу, но и дверью в Федерацию?

-Вот именно. И отсюда первый вывод, который может быть сделан из анализа исторической ретроспективы: испытание временем выдержал сам принцип федеративной организации российского геополитического пространства. Испытание временем выдержала идея неуклонного, последовательного, оптимального воплощения принципа федерализма в практике управления территориями. Наконец, испытание временем выдержало завещанное от предков понимание необходимости сохранения единства геополитического пространства России.

Что оказалось малопродуктивным? Во-первых, призыв "брать столько суверенитета, сколько сможете проглотить". Суверенная Российская Федерация - это залог суверенности, независимости, самоидентичности каждой входящей в нее территории. В противном случае откликнувшиеся на призыв территории неизбежно попадают под жесткий контроль других суверенитетов. Особенно значимо это для сегодняшней геополитической реальности, которую во многом определяет стратегическая борьба за природные ресурсы.

Во-вторых, это попытки "обустроить" Россию как унитарное государство. Вертикаль исполнительной и судебной власти образует своего рода точку сборки, вокруг которой формируется, складывается, утверждается единое политическое пространство, образуемое совокупостью субъектов федерации. Попытка превратить эту точку в поле, игнорируя историческую самобытность и реальную хозяйственную идентичность той или иной территории, приводит к стагнации производительных сил, а значит - неминуемо разрушает горизонтальные связи, которые делают федерацию живым организмом, одухотворенным сознанием общности судьбы и стратегических интересов.

- Продолжая тему, как вы можете прокомментировать на примере Санкт-Петрбурга отношения между центром и регионом в свете последних решений о передаче законодательным собраниям права выбирать губернаторов по представлению Президента?

- Если в двух словах, то в предложении Президента мне видится стремление достичь продуктивного консенсуса между федеральной исполнительной властью и законодательным органом, отражающим современные реалии федеративного устройства. Причем это должно быть осуществлено в наиболее сложной сфере - сфере кадровой политики. Чем более обширным и конструктивным будет в России опыт нахождения согласия по вопросам общественной значимости, тем более полные и эффективные формы приобретет российская демократия уже в ближайшие годы.

Президент как легитимный глава исполнительной власти берет на себя политическую ответственность за подбор конкретной фигуры, которая будет реализовывать соответствующие управленческие полномочия в границах компетенции исполнительной власти субъекта федерации. Законодательное собрание реализует принцип верховенства закона на территории субъекта федерации, избирая главу исполнительной власти этого субъекта по представлению Президента.

Никакого поражения в конституционных демократических правах населения такая схема не предусматривает. Более того, в ней даже трудно усмотреть какие-либо намеки на "кризисный менеджмент". Президент избирается всенародным голосованием, законодательное собрание субъекта федерации - жителями субъекта федерации. Все делается в полном соответствии с демократической процедурой, под контролем структур гражданского общества и международной общественности. Два полностью легитимных участника политического процесса решают конкретный вопрос управления территорией на период полномочий главы федеральной исполнительной власти - вот в чем видится сухой остаток той процедуры, вокруг которой сегодня напущено столько тумана.

- Санкт-Петербург - один из крупнейших культурных и научных центров. Что делает городская администрация, чтобы Санкт-Петербург и внутренне, по ощущениям граждан, и внешне соответствовал званию второй столицы России?

- В настоящее время наш основной стратегический ориентир - превращение Санкт-Петербурга в город, где действуют европейские стандарты жизнеобеспечения населения, ведения деловой активности, инвестиционного климата, развития городских территорий. Безусловно, эта задача носит комплексный характер и должна решаться поэтапно. Что уже удалось сделать?

Прежде всего, город перестал ощущать себя гигантской декорацией под открытым небом, определил векторы своего движения, ориентированные на реалии мировой экономики и перспективы глобализации. Речь идет об идеологии инновационного развития, задающей цель и смысл социально-экономической перспективе города.

Российскими экспертами высоко оценен интеллектуальный потенциал и конкретный опыт, накопленный петербургскими учеными в отработке моделей и создании институтов инфраструктуры инновационной экономики. А это значит, что вектор инновационного развития определен не умозрительно, а на основе реальных достижений, которые есть и которые в будущем станут определять жизнь горожан. Хотя уже сейчас внушительный отряд петербургских специалистов и менеджеров занят в инновационном бизнесе.

В частности, недавно созданный при Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики Центр трансфера технологий "Северо-Запад" проводит по заказу Правительства России цикл научно-исследовательских разработок в данном направлении. Петербургская "фабрика мысли" - Центр стратегических разработок "Северо-Запад" - в качестве приоритетного направления своей научной деятельности осуществляет проект "Институты развития инновационной экономики". Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), зарегистрированная в Санкт-Петербурге, объединяет 18 полных и 17 ассоциированных российских и иностранных членов, среди которых всемирно известные организации венчурного инвестирования. РАВИ - организатор ежегодных Российских венчурных ярмарок.

В северной столице зарегистрирован и первый в России Венчурный инновационный фонд при участии государства. Региональный Фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга, многие годы возглавлявшийся нынешним министром науки и образования А.А. Фурсенко, обладает одним из старейших в Петербурге инновационно-технологических центров и принимает участие в создании коучинг-центров по всей России для подготовки специалистов в области инноватики, венчурного инвестирования и так далее.

Во-вторых, практика управления городом все дальше уходит от традиций недавнего прошлого, стремится воспроизводить стандарты и нормы цивилизованных стран. К примеру, сфера ЖКХ реформируется не кампаниями и лозунгами, но в направлении развития рыночных отношений, которые предполагают как создание условий для превращения ЖКХ в сферу рентабельного бизнеса, так и появление иного типа потребителя услуг, прежде всего, в плане платежеспособности, деловой ответственности, способности к выбору и хозяйственному риску.

Еще один важный аспект проблемы реализации европейских стандартов - социально направленная политика управления мегаполисом. Формирование эффективной системы отношений означает оказание реальной адресной помощи действительно нуждающимся, создание благоприятной деловой среды для тех, кто хочет, может и должен трудиться, привлечение инвестиций для развития бизнес-среды, ускоренного накопления капитала, увеличения в городе количества рабочих мест.

С начала 2004 года в городе идет увеличение доходов работников бюджетной сферы. Новая администрация приняла социально ориентированный бюджет на 2005 год, и с января будет производиться доплата до прожиточного минимума пенсионерам, достигшим 65 лет, - тем, кто реально не может найти себе места в структурах вторичной занятости.

Социальная направленность управления городом видится и в отказе от норм и традиций, которые определяли "специфику" российского бизнеса в последнее десятилетие. К примеру, город принципиально изменил механизм распределения городского заказа, построив эту работу в соответствии с нормами деловой этики, принятыми в передовых странах, начиная от обновления нормативной базы и кончая использованием модифицированной информационной системы.

Результат выглядит достаточно поучительно. В прошлом году экономия бюджетных средств за счет использования конкурсных торгов при размещении городского заказа составляла всего 286 миллионов рублей. За 8 месяцев этого года городской бюджет сэкономил 1 миллиард 139 миллионов рублей - в 4 раза больше, чем за весь 2003 год. Думается, приведенный пример в комментариях не нуждается.

- Валентина Ивановна, вы сторонник передачи некоторых столичных функций Санкт-Петербургу. В этой связи в средствах массовой информации постоянно циркулируют самые различные слухи и спекуляции. Обозначьте, как говорится, из первых уст свою позицию.

- Я никогда не отстаивала идею переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Подобные предложения вызывают у меня отрицательную реакцию, поскольку, как профессиональный дипломат и политик, я хорошо понимаю все негативные последствия такого шага.

Поэтому, когда исполнительной властью поднимается вопрос о переносе некоторых столичных функций на территорию Санкт-Петербурга, то речь идет лишь о конкретном наборе возможных политических решений и практических действий ограниченного характера, способных оказать положительное воздействие как на международный имидж России, так и на функционирование механизма управления страной.

Между тем, реализация ряда столичных функций де факто в Санкт-Петербурге уже состоялась. Город постоянно выступает пространством проведения ответственных внешнеполитических акций, реализует функции столицы по широкому спектру научных и культурных обменов, церковных и иных гуманитарных связей, имеющих особое значение в современном мире. Не использовать при этом те богатейшие возможности, которые достались нам по наследству от блистательной столицы бывшей империи - значит проявлять равнодушие к имиджу современной России. Однако за счет скромных возможностей местного бюджета поддерживать надлежащий уровень респектабельности при проведении протокольных мероприятий большой политики просто-напросто невозможно. Разовые субвенции целевого назначения спасти положения не могут, поскольку зависят от текущего состояния государственных финансов.

С этих, сугубо прагматических позиций, закрепление за городом некоторых столичных функций заложит правовую основу для устойчивого федерального финансирования этих функций. И российский бюджет от такой меры только выиграет, поскольку это освободит Министерство финансов от поиска свободных средств для решения тех или иных задач, которые порой возникают в связи с проведением в нашем городе ответственных внешнеполитических акций. В результате город приобретет дополнительный ресурс финансовой устойчивости, поскольку сможет использовать статус носителя столичных функций как дополнительный ресурс инвестиционного и кредитного имиджа. Прежде всего, это даст возможность несколько изменить ситуацию, когда основная масса наиболее преуспевающих российских корпораций стоит на налоговом учете в Москве. Некоторые корпорации уже готовы переместиться на берегах Невы.

- Какие стратегические задачи стоят перед народно-хозяйственным комплексом города в начале XXI века? Что можно сделать в ближайшее время силами города, на что требуется значительное время и помощь федерального центра?

- Основная задача народно-хозяйственного комплекса Санкт-Петербурга - выход на уровень производственной культуры, технологических решений, организационных структур, идентичных европейским нормам производственной и деловой активности. Именно в этом видится реализация основной стратегической установки новой городской Администрации - обеспечение европейских стандартов жизни.

Петербург был, есть и будет российским городом, способным не просто осуществить "трансферт" тех или иных конкретных достижений мирового прогресса на российскую почву, но и адаптировать их к потребностям экономического, социального, культурного развития России. В современных условиях эта исторически сложившаяся функция города приобретает особое значение.

Отсюда первый стратегический приоритет народно-хозяйственного комплекса - обретение конкурентоспособности, отвечающей европейским и мировым экономическим реалиям. Причем эта конкурентоспособность должна основываться на самом надежном и не подвластном инфляции капитале - капитале знаний, умений, навыков свободного творческого труда, накопленного петербуржцами. Поэтому стратегической установкой новой городской Администрации является забота о подрастающем поколении, в образование, воспитание, развитие которого с 2005 года планируется вкладывать каждый пятый рубль городского бюджета.

К настоящему времени Петербург не просто унаследовал, но и приумножил мощный интеллектуальный капитал. В городе функционирует 329 научных учреждений, в том числе - 49 исследовательских организаций Российской академии наук и других академий, имеющих государственный статус; 190 отраслевых научных организаций, 12 государственных научных центров. 78 высших учебных заведений Петербурга успешно осуществляют научно-исследовательскую деятельность.

В академических и исследовательских организациях города занято более 170 тысяч научных сотрудников, в том числе 5,4 тысячи докторов наук, более 18 тысяч кандидатов наук. Всего около 300 тысяч горожан своим трудом и талантом обеспечивают деятельность системы научных организаций.

Система высшего образования Петербурга включает 49 государственных гражданских вузов и 47 негосударственных вузов. Численность студентов высших учебных заведений составляет 380 тысяч человек. Из них в государственных вузах учатся 319 тысяч. Среди студентов дневных отделений вузов 66 процентов - петербуржцы. Все это - неоценимый капитал ХХI века, и этот капитал должен быть передан в надежные руки.

Другой стратегический приоритет - становление в городе благоприятной среды ведения цивилизованного бизнеса. В принципе, именно в решении этой задачи видится основное условие развития инновационного потенциала города как в системе международного разделения труда, так и на внутреннем российском рынке. Основным показателем здесь выступает состояние малого и среднего предпринимательства, в среде которого и формируется современная модель деловой и производственной (трудовой) активности, соответствующая нормам и традициям европейского бизнеса.

В целом, процессы, характеризующие эту часть народно-хозяйственного комплекса современного Петербурга, отличаются положительной динамикой и определенными успехами. По данным прошлого года, в Петербурге на 1000 человек населения приходится 23 малых предприятия. В Москве этот показатель составляет 22, в Калининграде - 11. Петербургский показатель более чем в 3 раза выше среднего по России (5-7). За последнее десятилетие число малых предприятий Санкт-Петербурга увеличилось в 10 раз. При этом численность занятых на них петербуржцев выросла в 4 раза и составила порядка 735,8 тысяч человек. В последние годы малый бизнес формирует устойчивую базу налоговых поступлений, которая в настоящее время составляет порядка 27 процентов.

Как показывают социологические исследования, основные проблемы, с которыми сталкиваются петербургские предприниматели в сфере малого бизнеса, - это существующий налоговый режим, нестабильность нормативно-правового регулирования малого бизнеса, нехватка оборотных средств, проблема подбора кадров, поиск источников инвестиций, чрезмерная конкуренция, сложность прохождения процедур административного регулирования.

Часть этих проблем сейчас оперативно решает город имеющимися административными и организационными ресурсами, например, модернизирует и упрощает процедуру административного регулирования. Но большой блок проблем требует более масштабной и эффективной поддержки федерального центра.

Конечно, речь не идет о тех объектах, которые должен содержать город на свой бюджет. Имеются в виду масштабные проекты, вроде финансирования развития городского метрополитена или строительства современных скоростных магистралей, имеющих стратегическое значение для Северо-Запада и России в целом. Эти проекты включены в программы действия федерального правительства, на них выделено бюджетное финансирование, которое должно выполняться точно и в срок.

Оценивая стратегические перспективы Санкт-Петербурга, я сохраняю уверенность и оптимизм.



Интервью вел Вячеслав СУХНЕВ





http://www.fondedin.ru/

Док. 496000
Перв. публик.: 24.09.04
Последн. ред.: 24.09.08
Число обращений: 201

  • Матвиенко Валентина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``