В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интернет-интервью руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Москве Кондрата Ивана Николаевича Назад
Интернет-интервью руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Москве Кондрата Ивана Николаевича
31 января 2008 года в 12 часов в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Москве Кондрата Ивана Николаевича.

Тема интервью: "Итоги 2007 года по основным направлениям деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Москве".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
Ведущая интернет-интервью Карпунина Наталия Ивановна (Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя Кондрата Ивана Николаевича - Руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Москве.

Тема сегодняшнего интервью: "Итоги 2007 года по основным направлениям деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Москве".

Основными задачами Управления Федеральной регистрационной службы по Москве являются:
- осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объекты недвижимого имущества;
- осуществление деятельности по государственной регистрации общественных и религиозных объединений;

* осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
* осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить итоги деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Москве за прошедший 2007 год, обсудить актуальные проблемы законодательного обеспечения в области регистрации прав на недвижимое имущество, пробелы и недостатки действующего законодательства в этой области и сформулировать предложения по его усовершенствованию. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит Руководитель Управления Федеральной Регистрационной службы по Москве Кондрат Иван Николаевич.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущая: Осенью 2006 года был принят новый Административный регламент. Какие преимущества им установлены по сравнению с действующим порядком проведения государственной регистрации? Позволит ли это реально сократить очереди на регистрацию и сократить период с момента подачи документов до получения свидетельства о регистрации? Вопрос от Елены Яковлевой из Московской области.

Кондрат И. Н.: 14 сентября 2006 года Министерством юстиции Российской Федерации утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав. Указанный документ внес значительные изменения в существующий порядок государственной регистрации. В частности, изменился порядок приема документов (в настоящее время документы принимаются ежедневно 6 дней в неделю, включая субботу). В целях совершенствования организации работы Управления в соответствии с Административным регламентом утвержден порядок предварительной записи заявителей. В приемной на Большой Тульской улице и в Отделе регистрации прав на недвижимость по Северному административному округу Москвы внедрены пилотные проекты исполнения Административного регламента по регистрации прав на недвижимость. Административный регламент впервые четко определил формы взаимоотношений между гражданином и государственным органом.

Ведущая: Следующий вопрос у нас также некоторым образом пересекается с первым. И задает его Виктор Стеклицын из Москвы. Иван Николаевич! Процесс сдачи документов в Ваше управление занимает огромное количество времени. Я уже не говорю о медлительности, очередях, и пр. Будут ли когда-нибудь эти очереди уменьшаться и что делается для того, чтобы увеличить пропускную способность Управления?

Кондрат И. Н.: В Управлении уделяется особое внимание этому вопросу - ликвидации очередей в процессе приема документов на государственную регистрацию. В целях эффективного выполнения указанной задачи принят комплекс мер организационного характера. Федеральной регистрационной службой проработаны и утверждены вопросы формирования структуры, штатного расписания и полномочий территориальных отделов с учетом равномерного распределения нагрузки на отделы. Надо сказать, что при создании территориальных (обособленных) подразделений исходили из административно-территориального деления города. Все территориальные (обособленные) отделы, созданные в рамках административных округов, в настоящее обладают в полном объеме полномочиями по проведению государственной регистрации прав, в том числе по проведению правовой экспертизы, принятию решений о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав. В целях оптимизации процесса проведения государственной регистрации, а также повышения качества работы в Управлении применяется принцип специализации приемных территориальных (обособленных) отделов в зависимости от назначения объектов недвижимого имущества (жилые, нежилые). Применение упомянутого выше принципа размещения и работы территориальных (обособленных) отделов позволяет несколько ослабить проблему очередей и времени ожидания граждан в процессе приема документов на государственную регистрацию. Однако, учитывая социальную значимость национальных проектов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений в собственность (приватизация, ипотечное кредитование и др.), для удобства заявителей при приеме документов на государственную регистрацию прав на жилые помещения можно обратиться в любую приемную Управления по жилому фонду. Кроме того, в Управлении созданы следующие специализированные отделы, осуществляющие государственную регистрацию прав на жилые помещения и сделки с ним:
- Отдел регистрации прав при долевом строительстве и других видах инвестиций (регистрация прав на вновь созданные объекты жилого фонда и государственная регистрация договоров участия в долевом строительстве);
- Отдел регистрации прав на жилые помещения.
Для создания более комфортных условий для участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним, и улучшения качества обслуживания заявителей в настоящее время рассматривается вопрос о расширении сети приемных Управления.

Ведущая: Иван Николаевич! Для многих далеко не секрет, что правовая культура наших граждан оставляет желать лучшего, а большинство государственных учреждений не всегда способствуют в свою очередь информационной открытости, и с огромной неохотой дают какие-либо разъяснения. Каким образом столичное Управление Росрегистрации собирается бороться с данной проблемой? Вопрос от Сергея Смирницкого из Москвы.

Кондрат И. Н.: По первой части вашего вопроса об информационной открытости хочу сказать, что Управление Федеральной регистрационной службы по Москве уделяет серьезное внимание правовому просвещению граждан и ведет большую работу по освещению своей деятельности в средствах массовой информации. Начальники отделов Управления отвечают на вопросы москвичей на окружных телеканалах и в газетах административных округов Москвы. В 2007 году с участием специалистов Управления в печатных СМИ был опубликован 71 материал, прозвучало 4 выступления на радио, организовано 16 выступлений на телевидении. Дальнейшее улучшение взаимодействия Управления со средствами массовой информации является сегодня одним из важнейших направлений в нашей работе. Я вступил в должность в октябре 2007 года и уже в ноябре провел пресс-конференцию в РИА "Новости", где ответил на вопросы журналистов ведущих средств массовой информации: таких как- "Российская газета", "Независимая", "Время новостей", "Ведомости", радио "Маяк". В декабре по приглашению "Российской газеты" прошел "Деловой завтрак" с моим участием. В наступившем году наша главная задача - организовать работу на качественно новом уровне технического и информационного оснащения.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, более подробно о новом проекте "интернет-консультация". Что это за проект, и кому и по каким вопросам можно туда обратиться? Спрашивает Юлия Волчанина из Москвы.

Кондрат И. Н.: В целях более качественного предоставления информации заявителям в декабре прошлого года мы запустили Интернет - консультирование. На официальном сайте Управления в специальном разделе размещены наиболее часто поступающие (при личном обращении, посредством телефона и электронной почты) вопросы и ответы на них. Изложены они в доступной форме. Раз в квартал специалисты Управления проверяют актуальность изложенной информации, прорабатывают и размещают новые вопросы-ответы.

Ведущая: Следующий вопрос от Светланы Игнатовой. Уважаемый Иван Николаевич! Расскажите, пожалуйста, какие методы контроля за деятельностью государственных регистраторов существуют в Вашем Управлении?

Кондрат И. Н.: На еженедельных совещаниях с руководителями структурных подразделений, рассматриваются все вопросы, возникающие при осуществлении государственной регистрации прав, кадровые и иные вопросы как правового, так и организационного характера. В соответствии с утверждаемыми графиками проводятся проверки в территориальных отделах. По итогам готовятся справки с оценкой деятельности отдела и предложениями по ее совершенствованию. Особо хочу отметить, что утвержден План антикоррупционных мероприятий при внедрении Административных регламентов. При работе с представленными в Управление документами в информационных системах отражается информация об этапах прохождения дел и сотрудниках, осуществляющих выполнение работ на каждом этапе. Кроме того, есть контрольные листы прохождения на бумажных носителях. С целью оперативного реагирования на жалобы, с сентября 2007г. начал работу "Телефон доверия". Только за 5 месяцев на "Телефон доверия" поступило 135 сообщений. В большинстве случаев именно работа "Телефона доверия" и социологические исследования позволяют выявить проблемные участки в работе Управления и определить пути их решения.

Ведущая: Если государственный регистратор допустил ошибку при оформлении документов, не правильно дал консультацию, затребовал лишние документы и т. п. Куда следует обращаться и какую ответственность понесет данный регистратор?

Кондрат И. Н.: Государственный регистратор - является государственным служащим, в отношении которого по инициативе работодателя может быть проведена служебная проверка в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Таким образом, в любом из перечисленных Вами случаев Вы можете обратиться к руководителю Управления. При этом, приостановление государственной регистрации прав, отказ в государственной регистрации прав либо уклонение от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, в арбитражный суд. Технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются в трехдневный срок по решению государственного регистратора, после обнаружения ошибки или получения в письменной форме заявления об ошибке в записях от любого заинтересованного лица.

Ведущая: А мы переходим к следующему блоку вопросов, которые касаются одной из самых актуальных тем - это регистрация некоммерческих организаций. И первый вопрос из этого блока задает Елена Сторожева из Москвы. Скажите пожалуйста, сколько в действительности может потребоваться затрат для того, чтобы зарегистрировать НКО?

Кондрат И. Н.: Если Вы имеете финансовые затраты в виду, то в соответствии с Налоговым кодексом РФ, за государственную регистрацию юридических лиц НКО взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Ведущая: Ну, наверное, пользователь имел ввиду и финансовые, и временные затраты.

Кондрат И. Н.: Время тоже определено законом, в месячный срок производится регистрация.

Ведущая: Спасибо. Иван Николаевич! Как часто Вашим Управлением проводится контроль НКО. Какова методика проводимого контроля. По какому принципу выделяются организации в которых будет проводится проверка? Как скоро Вы реагируете на поступающие жалобы в отношении некоммерческих организаций? Дмитрий Ульянов, Москва.

Кондрат И. Н.: Контроль за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Управлением на основании ежегодного плана работы Управления. В План проверок в первую очередь включаются те некоммерческие организации, которые не информируют нас о продолжении своей деятельности, а также в отношении которых в Управление поступает информации о нарушении ими действующего законодательства. Проверки деятельности некоммерческих организаций проводятся в строгом соответствии с Порядком проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами (уставным целям) и Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных действующим законодательством. Жалобы, поступившие в Управление в отношении НКО, рассматриваются в установленные законом сроки, т.е. в месячный срок. Далее, если информация изложенная в жалобе подтверждается, то в соответствии с пунктом 9 Административного регламента назначается внеплановая проверка.

Ведущая: Мы знаем, что срок подачи отчета о своей деятельности для НКО до 15 апреля. Уважаемый Иван Николаевич! Скажите пожалуйста, какие отчеты о своей деятельности и в какой форме должна представлять некоммерческая общественная организация в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве до 15 апреля.
Кондрат И. Н.: До 15 апреля некоммерческие организации всех организационно - правовых форм должны представить в территориальное управление Росрегистрации отчеты по формам, утвержденным Постановлением правительства РФ ©212 - отчет о деятельности и сведения о персональном составе руководящих органов, и отчет о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Общественные объединения, в том числе общественные фонды, представляют информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании. В случае, если в отчетном периоде общественное объединение не получало денежных средств от международных и иностранных организаций, то в ежегодном отчете о продолжении деятельности, делается запись об отсутствии таких поступлений. Некоммерческие организации, являющиеся благотворительными, осуществляющие свою деятельность в соответствии с положениями ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" могут предоставлять отчеты одновременно со сведениями, предусмотренными ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" к 30 марта. Ежегодная отчетность некоммерческих организаций представляется в Федеральную регистрационную службу или ее территориальные органы непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения. Датой представления документов считается дата их принятия органами Росрегистрации, если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения".
Непредставление отчетности является основанием для вынесения предупреждения. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", является основанием для обращения Федеральной регистрационной службы или ее территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Ведущая: Иван Николаевич! Скажите, пожалуйста, Ваше Управление взаимодействует ли каким-либо образом с другими органами государственной исполнительной власти по вопросам деятельности некоммерческих организаций? Вопрос от Людмилы Парышевой из Москвы.

Кондрат И. Н.: В рамках возложенных на Управление полномочий по контролю за деятельностью некоммерческих организаций мы взаимодействуем с налоговыми органами, а также с внебюджетными фондами, а именно, с территориальными отделениями Пенсионного фонда Москвы и Фонда социального страхования, и другими государственными органами, учреждениями.

Ведущая: Мы переходим к следующему блоку вопросов, которые касаются осуществления контроля за деятельностью нотариусов/адвокатов. И следующий вопрос из этого блока задает Владимир Усманов из Московской области. В сферу Ваших обязанностей входит и контроль за нотариусами. Как обстоят дела в этом направлении, какие проблемы необходимо решать на данном этапе.

Кондрат И. Н.: Для начала хотелось бы дать такую справку: с 1999 года в Москве перестали существовать государственные нотариальные конторы. Все нотариусы, которые работают в Москве, являются нотариусами, занимающимися частной практикой. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты. В Москве - это Московская городская нотариальная палата. Вместе с тем любое заинтересованное лицо вправе обжаловать неправильно совершенное нотариальное действие или отказ в его совершении в суд по месту нахождения нотариуса. Функции контроля и надзора за нотариатом весьма многообразны. Территориальные органы Федеральной регистрационной службы вместе с нотариальными палатами осуществляют прием экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, принимают квалификационный экзамен на получение лицензии на право нотариальной деятельности, выдает эти лицензии. Совместно с нотариальными палатами проводятся проверки исполнения нотариусами правил нотариально делопроизводства, соблюдения режима работы нотариальных контор. Управление Росрегистрации наделяет лиц (помощников нотариусов) полномочиями нотариуса на период их временного отсутствия по уважительным причинам. Естественно, при этом проверяется, соответствует ли это лицо требованиям, предъявляемым к нотариусам.

Ведущая: Будет ли ужесточаться контроль за нотариусами на территории г. Москвы? Нередко имеют место случаи подложных доверенностей и т. д. Как Управление борется с такими проявлениями коррумпированности? Спрашивает Андрей Астафьев, Москва.

Кондрат И. Н.: Факты обнаружения поддельных нотариальных документов действительно имеют место. Однако следует отметить, что далеко не всегда это результат преступных действий нотариусов. Правоохранительными органами и Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве выявляются факты изготовления документов с использованием поддельных печатей и подписи нотариусов. Если же нотариус, злоупотребляя своими полномочиями, изготавливает нотариальный документ от имени гражданина, например, доверенность, завещание, хотя гражданин к нотариусу не обращался, то его действия квалифицируются уже как преступление (злоупотребление полномочиями и, как правило, мошенничество). Информация обо всех фактах обнаружения поддельных нотариальных документов, выявленных Управлением, направляется в правоохранительные органы.

Ведущая: Ведутся ли в настоящее время какие-либо расследования или возбуждены ли процедуры отзыва разрешений на профессиональную деятельность в отношении московских адвокатов, нотариусов за нарушение ими закона в сфере профессиональной деятельности? И предусматриваются ли какие- либо санкции за потерю адвокатом своего удостоверения?

Кондрат И. Н.: Известны два уголовных дела в отношении нотариусов, по которым вынесены обвинительные приговоры нотариусам в связи с установленными фактами злоупотреблений полномочиями нотариуса, связанных с мошенничеством с квартирами умерших граждан. Оба нотариуса осуждены к длительным срокам лишения свободы. Ещё одно уголовное дело в отношении нотариуса за аналогичные преступления находится в стадии судебного рассмотрения, приговор ещё не вынесен. Недавно вступил в силу приговор в отношении нотариуса, осужденного к условной мере наказания, однако Управлением его полномочия уже прекращены. Вообще процедура прекращения полномочий нотариуса (или лишение его лицензии) предусмотрена Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и требует обращения нотариальной палаты в суд с ходатайством даже в случае осуждения нотариуса за умышленное преступлении, т.е. вступление приговора в законную силу не является основанием для прекращения его полномочий. Такое решение может вынести только суд в порядке гражданского судопроизводства (ст. 12 Основ). Исключение составляют лишь случаи, когда нотариусу в качестве дополнительной меры наказания судом назначается лишение права на занятие нотариальной деятельностью. Ещё одним из оснований прекращения полномочий нотариуса являются неоднократные нарушения законодательства, допускаемые нотариусом при осуществлении нотариальной деятельности, которые выявляются нотариальной палатой в ходе плановых проверок или по жалобам граждан. Как правило, ежегодно Московской городской нотариальной палатой направляется в суд 3-4 материала о прекращении полномочий нотариусов. Управление Федеральной регистрационной службы правом обращения в суд с ходатайством о прекращении полномочий нотариуса не наделено. Сейчас в одном из судов Москвы находится такое ходатайство Московской городской нотариальной палаты, решение по нему ещё не принято. Представитель Управления обязательно участвует в судебных заседаниях в качестве заинтересованной стороны, поддерживая ходатайство Палаты. В соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" территориальные органы Федеральной регистрационной службы наделены правом внесения в Адвокатскую палату представления о прекращении статуса адвоката. Если Совет адвокатской палаты в течение 3 месяцев не рассмотрит указанное представление, то Управление вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката. В 2006 году Управление направило два таких заявления в суд, по обоим судом приняты решения о прекращении статуса адвоката. Статус ещё одного адвоката был прекращен Адвокатской палатой г. Москвы по представлению Управления. В 2007 году таких представлений Управление в Адвокатскую палату не направляло.

Ведущая: Следующий вопрос от Елены Сидоряк из Москвы. Обратилась к московскому нотариусу для оформления документов, а помимо платы за нотариальное удостоверение нотариус потребовал, чтобы мною были оплачены "технические работы" - подшивка, брошюровка и т. д. Законно ли это? Вправе ли нотариус требовать дополнительную плату за выполнение такой работы и если да, то как это должно закрепляться юридически?

Кондрат И. Н.: В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Размеры государственной пошлины и нотариального тарифа при обращении за совершением нотариальных действий установлены Налоговым кодексом РФ. Кроме того в соответствии с разъяснениями Министерства финансов РФ за оказание услуг правового и технического характера взимается плата с учетом себестоимости затрат на составление документов. А она бывает очень высока с учетом арендной платы за помещения нотариальных контор, оплаты труда сотрудников контор. В подтверждение взимания платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус, по просьбе обратившегося за совершением нотариального действия, выдает квитанцию. Ежегодно на Правлении Московской городской нотариальной палаты принимаются рекомендации о размерах тарифов за совершение нотариальных действий и стоимости правовой и технической работы. Аналогичный документ утвержден и Федеральной нотариальной палатой.
Ведущая: На сайте УФРС по Москве выложены реестры адвокатов и нотариусов. Однако даже поверхностный анализ списков говорит о том, что данные актуализируются достаточно редко. Когда можно будет ознакомиться с обновленными реестрами? Виктор Коляжный, Московская область.

Кондрат И. Н.: В соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" отдел контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата Управления Федеральной регистрационной службы по Москве ведет региональный реестр адвокатов г. Москвы. Корректировка реестра, т.е внесение изменений и сведений о новых адвокатах осуществляется не реже одного раза в месяц и только в соответствии и на основании издаваемых Управлением распоряжений. Поэтому заявление о неактуальности данных реестра адвокатов на сайте Управления несправедливо. Последняя информация с обновленными данными регионального реестра адвокатов г. Москвы размещена на сайте Управления 28 января 2008 года.
Несколько сложнее обстоит дело с информацией о нотариальных конторах.
В соответствии с Приказом Минюста РФ от 2003г. "Об утверждении порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой" реестр формируется и ведется Управлением по контролю в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы. Территориальный орган Росрегистрации предоставляет сведения о вновь назначенных и сложивших полномочия нотариусов и об изменении адреса нотариальных контор в Федеральную регистрационную службу в соответствии с этим приказом, при изменении сведений о нотариусе в течение 10 дней со дня получения. На сайте Управления Федеральной регистрационной службы по Москве размещены сведения о нотариусах г. Москвы (о местонахождении и телефонах, номерах лицензий на право нотариальной деятельности и приказов о назначении на должность нотариуса), эта информация постоянно обновляется. Однако ее актуальность зависит исключительно от своевременности направления ее в Управление самим нотариусом.

Ведущая: Мы переходим к следующему блоку - к блоку практических вопросов. И следующий вопрос задает Раиса Соломатина из Москвы. Как зарегистрировать в ЕГРП условие совместной продажи дома и земельного участка, оговоренное в определении суда об утверждении мирового соглашения, если собственником по согласию сторон мирового соглашения является одна сторона, позволившая другой стороне стать собственником имущества в целом. Сторона, ставшая собственником, нарушила мировое соглашение и попыталась продать имущество единолично. Как занести в ЕГРП данные о праве распоряжения имуществом стороны-несобственника? Является ли это обременением (ограничением) в связи с имеющимся определением суда?

Кондрат И. Н.: В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 1997г. и в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"2004г. ограничения (или обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. Таким образом, государственная регистрация обременений прав с момента вступления в силу Закона о внесении изменений осуществляется лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
Нормами действующего законодательства, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, не установлена возможность государственной регистрации ограничений (обременений) прав распоряжения имуществом стороны - несобственника. В данном случае, возможно внесение соответствующей записи в "Особые отметки государственного регистратора".

Ведущая: Уважаемый Иван Николаевич, УФРС отказывает в регистрации решения суда, ссылаясь на то, что факт "согласования цены продаваемого имущества - одно из условий сторон в решении суда, не является обременением. Но истец и ответчик условились продать имущество по согласованной цене, истец разрешил ответчику оформить право собственности на ответчика в связи со своим отсутствием в России, а ответчик воспользовался этим и попытался продать имущество. Имущество (дом с земельным участком) арестованы. Как внести данное условие обязательного согласования цены продаваемого имущества в ЕГРП? Это крайне необходимо истцу.

Кондрат И. Н.: В соответствии с действующим законодательством РФ сами решения суда государственной регистрации не подлежат. На основании вступивших в законную силу судебных актов проводится государственная регистрация прав, сделок и обременений (ограничений) прав. В частности, регистрирующий орган проводит государственную регистрацию права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, аренды, ипотеки, арестов и т.д. При этом государственной регистрации подлежат только те права, сделки и обременения (ограничения), обязательность государственной регистрации которых прямо установлена действующим законодательством. Правообладатель, стороны договора и сам регистрирующий орган не вправе по собственному усмотрению устанавливать требование по государственной регистрации права, сделки или обременения (ограничения) права, внесению каких-либо иных записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если по закону внесение таких записей не требуется. Таким образом, запись об условии обязательного согласования цены продаваемого имущества не может быть внесена в ЕГРП, поскольку законом внесение такой записи не предусмотрено. К сожалению, в заданном вопросе не прозвучала информация о том, каким именно документом подтверждено разрешение на оформление права собственности на ответчика в связи с отсутствием истца в России. Как правило, таким документом является доверенность. Следует отметить, что в доверенности Вы вправе указать любые условия, на которых согласны произвести отчуждение недвижимого имущества, в том числе сведения о согласовании цены недвижимости. Поскольку поверенный не вправе отступать от указаний доверителя, при проведении правовой экспертизы представляемых для проведения государственной регистрации документов будет проверено соответствие совершаемых доверенным лицом действий полномочиям, указанным в выданной Вами доверенности. Существуют и иные гражданско-правовые механизмы защиты интересов собственника при отчуждении недвижимости его представителем. Кроме того, Вы вправе направить в регистрирующий орган уведомление о существующих в отношении конкретного объекта недвижимости проблемах. Ваша информация будет принята к сведению и учтена в рамках действующего законодательства при проведении регистрационных действий.

Ведущая: Мы переходим к следующему блоку вопросов, которые касаются самых различных проблем в области регистрации. И первый вопрос из этого блока задает Александра Казанина из Москвы. Иван Николаевич! Расскажите, пожалуйста, как на данном этапе обстоят дела с коррупцией в Вашей службе? Планируете ли Вы проводить какие-либо действия по выявлению незаконных действий государственных регистраторов и пресечению данных фактов в Вашем Управлении?

Кондрат И. Н.: Сегодня вопросы борьбы с коррупцией во всех органах государственной власти ставятся во главу угла. Это касается и нашего Управления. Многое, если не все, начинается с наведения элементарного порядка. Я понимаю, что мысль эта не новая, но в нашем случае, многие проблемы возникли именно из-за того, что в какой-то момент был ослаблен контроль за трудовой дисциплиной. В Административном регламенте детально прописаны все действия государственных регистраторов. Если добиться точного исполнения регламента, большинство негативных моментов, о которых Вы говорите, исчезнут. Мы проанализировали нашу работу и выявили в ней наиболее узкие места, которые создавали предпосылки для злоупотреблений. Главное - это недостаток информации. Люди зачастую даже не знают, какие документы им необходимо получить для оформления права собственности и куда именно нужно обращаться. Отдельные граждане для этого привлекают посредников, которые крутятся около чиновников. Коррупция ведь на пустом месте не возникает. Имеются различные организационные методы контроля за тем, как чиновники выполняют свои обязанности. Одна из таких форм - проведение экспресс-опросов, во время которых мы просим граждан оценить работу подразделений. С недавнего времени у нас работает телефон доверия. Любой человек может позвонить по нему и высказать свое мнение о работе Управления.

Ведущая: Как вы относитесь к различного рода посредническим организациям, которые в большинстве своем способствуют коррупционной составляющей? Планируются ли в ближайшее время какие-либо меры направленные в отношении данных организаций? Вопрос от Сергея Новикова из Москвы.

Кондрат И. Н.: Я на сегодняшний день знаю только одного официального посредника - это ОАО "Мосжилрегистрация", учрежденное правительством Москвы. Эта организация принимает документы от граждан, проводит предварительную правовую экспертизу, обрабатывает их, а затем по доверенности передает в наши приемные. В настоящее время изменен порядок взаимодействия с этой организацией. Раньше, сроки проведения регистрационных действий в случае отсутствия оснований для приостановления или отказа в регистрации составляли 5 дней. Сейчас сокращенные сроки проведения регистрационных действий, независимо от их предварительной обработки, установлены исключительно в соответствии с требованиями Административного регламента и Закона.

Ведущая: Как обстоят дела с регистрацией договоров участия в долевом строительстве? Есть ли какие-либо проблемы в этом направлении? Какой объем таких договоров был зарегистрирован УФРС по Москве с момента вступления в силу закона? Татьяна Тучина, Москва.

Кондрат И. Н.: Спасибо, очень важный вопрос. В соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 2004г. договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. С момента вступления в силу Закона о долевом строительстве до настоящего времени существует тенденция (хотя и не большая) увеличения объема подаваемых заявлений о государственной регистрации договоров долевого строительства. Однако все еще сохраняется больший объем заявлений представляемых на государственную регистрацию прав, возникающих на основании договоров соинвестирования (то есть заключенных на основании Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 1999г. Надо иметь в виду, что Закон о долевом строительстве предъявляет очень жесткие требования к деятельности застройщика по строительству объектов недвижимости и не всякий застройщик сможет им соответствовать и захочет эти требования выполнять. Долгое время привлечение денежных средств участников долевого строительства осуществлялось по инвестиционной деятельности, то есть когда застройщик не нёс практически никакой ответственности перед дольщиками и привлечь его к ответственности было почти невозможно в силу несовершенства законодательства. Это и послужило причиной принятия Закона о долевом строительстве. С порядком осуществления государственной регистрации договоров долевого строительства проблем нет. Вопросы же, возникающие в процессе осуществления государственной регистрации при проведении правовой экспертизы представленных документов, решаются в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Однако, необходимо отметить, что существует ряд юридических вопросов по форме применения Закона о долевом строительстве, порядок разрешения которых до настоящего времени не определен (например, возможность осуществления государственной регистрации договора долевого строительства, подписанного, но не зарегистрированного в Едином государственном реестре прав, по которому уже оплачена стоимость объекта долевого строительства (квартиры). Начиная с июля 2005 года по 31.12.2007, в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве подано 5380 заявлений о государственной регистрации договоров долевого строительства, более 1700 заявлений о регистрации уступки прав по данным договорам. Из них зарегистрировано 6491 договоров долевого строительства и договоров уступки прав требования по ним. При этом, из общего числа зарегистрированных договоров долевого строительства 5083 договора зарегистрировано по жилому фонду ( на квартиры).

Ведущая: Последний вопрос, ответом на который можно подвести итог всему выше сказанному. Вопрос от Бориса Антонова из Москвы. Расскажите, пожалуйста, о том, какая работа ведется по повышению качества информирования населения по вопросам регистрации сделок.

Кондрат И. Н.: Для более полного обеспечения населения необходимой информацией по вопросам, относящимся к компетенции Управления, а также в целях оперативности решения наиболее сложных вопросов в Управлении:
- в соответствии с ежемесячно утвержденным графиком, руководители структурных подразделений осуществляют прием граждан;
- функционирует окно для консультирования граждан;
- работает многоканальная телефонная справочная служба;
- постоянно обновляется справочно-информационный Интернет-сайт, располагающий полным набором справочной информации о режиме работы Управления и его приемных, порядке регистрации, необходимых для этого документах. Одним из нововведений является установление инфоматов - специальных терминалов доступа к информационно-справочным материалам. Инфоматы устанавливаются сейчас во всех приемных, что позволит заявителям получить все необходимые сведения, только нажав кнопку. Мы запустили новый проект - интернет-консультацию. На специальном разделе нашего сайта размещены наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них. Причем изложены они в очень простой форме, понятной даже юридически неподготовленному читателю. Управление использует любую возможность для разъяснений позиций закона для граждан: принимает участие в проведении конференций, выступает на радио, телевидении, в печати, где доносит требования закона до большого числа читателей, а также отвечает на вопросы вызывающие интерес у москвичей.

Ведущая: Спасибо большое, Иван Николаевич! Очень приятно, что Вы столь активно применяете информационные технологии в Вашей работе. Мне остается только еще раз поблагодарить Вас за исчерпывающие, подробные ответы на вопросы нашей интернет-аудитории и еще раз напомнить, что у нас в гостях сегодня был руководитель Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, Кондрат Иван Николаевич. Спасибо Вам большое!

Кондрат И. Н.: Спасибо Вам!

31.01.2008
http://www.garant.ru/cooperation/gov/interview/31012008.htm

Док. 495734
Перв. публик.: 31.01.08
Последн. ред.: 06.07.09
Число обращений: 138

  • Кондрат Иван Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``