В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Персона грата`: Михаил Горшков Назад
`Персона грата`: Михаил Горшков
Кадры решают всё. Мы долгое время добросовестно заблуждались, полагая, что слова эти принадлежат вождю мирового пролетариата. Потом уже выяснилось, что этот вдохновляющий лозунг издавна был начертан крупными иероглифами в процветающих японских корпорациях. Но только там, судя по всему, в отличие от страны Советов эти слова сумели наполнить реальным содержанием. Бесспорно одно: и социализм, и капитализм строят живые, конкретные люди, о которых и пойдет разговор. Директор академического Института социологии Михаил Константинович Горшков - желанная персона на "Радио России".

- Куда идет Россия, до сих пор достаточно сложно сформулировать, и утешает лишь то, что сейчас уже редко можно услышать панические фразы о пропасти, которая впереди лежит и ждет наш народ и страну. Есть ли понимание у наших сограждан, что мы сегодня строим, куда мы идем, к чему стремимся?

Горшков: В целом, есть. Последние наши исследования показывают, что вырастает в общественном мировоззрении некая золотая середина, к которой тянется большинство. Что это за середина? Это понимание обществом государства, которое могло бы устроить многих в виде рыночной экономики, но с очень сильным социальным вектором развития. Как ни странно, и представители средних слоев, не говоря уже о малообеспеченных, и представители даже высшего класса в значительной своей степени выступают сегодня за усиление позиций государства, за усиление регулирующей роли государства как раз в строительстве нового общества. Речь не идет об уходе в крайности - ультралиберальные или ультрарадикальные, речь идет о том, что, наконец, большинство населения стало понимать, что только на путях стабильного, цивилизованного и рационального развития, на основании возможных модернизационных прорывов, чему способствуют выдвинутые недавно президентом национальные проекты, только на этих началах Россия может выйти на серьезные, хорошие, качественные рубежи своего развития.

- Это все каким-то естественным образом формируется в общественном сознании...

Горшков: Именно естественным, а не путем внесения извне. Помните, в начале 90-х годов наших аппаратчиков обуревали мысли разработки национальной идеи. Ну, глупость чистейшая. Как ее можно разработать наверху и спустить вниз, в массы. Это уже пробовали неоднократно, но мало что из этого получалось. То, о чем я сейчас говорю, вызрело за годы реформ, с трудом, с болезнями, со многими потерями для значительной части населения. Эта золотая середина вызрела, и это очень важно.

- Собственно идеи, которая, наверное, гнездится в голове у каждого нормального человека, - улучшать качество жизни своей и своей семьи, максимально реализовывать свои таланты и возможности, вполне достаточно, и никакая национальная идея не нужна?

Горшков: Это нормальные общечеловеческие ценности. И самое важное - претворять их в жизнь, а меньше дискутировать на повышенных, эмоциональных тонах, что предшествовало недавнему времени.

Досье:

ГОРШКОВ Михаил Константинович - директор Института социологии РАН. Родился 29 декабря 1950 года в столице. Окончил Московский медицинский институт имени Семашко и Академию общественных наук. Работал на кафедре социологии и социальной психологии академии и в аппарате ЦК КПСС. Возглавлял российский независимый Институт социальных и национальных проблем и академический Институт комплексных и социальных исследований. Доктор философских наук. Профессор Российской академии государственной службы при главе государства. Действительны член Академии гуманитарных наук, Академии безопасности, обороны и правопорядка, Международной академии информатизации.

Автор около 200 научных работ по социологии массового сознания и социологии социальных и политических процессов. Лауреат Государственной премии РФ 2003 года в области науки и техники. Вице-президент Российского общества социологов.

Женат. Отец двоих детей. Михаил Горшков - страстный футбольный болельщик, поклонник сборной России и столичной команды "Торпедо", которая ныне стала футбольным клубом "Москва".

- Вы упомянули национальные проекты. Эти проекты, да и другие амбициозные задачи не только для правительства и чиновников, для российской элиты, их решение предполагает, что граждане тоже не будут всемером стоять с ложкой и ждать небесной манны. Как вы думаете, много ли в России сегодня людей, от кого можно ожидать энтузиазма и трудолюбия?

Горшков: По нашим оценкам, не менее трети. А если по стране, то от 30 до 40 процентов. Да, действительно эта цифра удивляет многих, но это тот слой людей, который научился жить сам, который уже сформировал свой достаточно качественный, профессиональный, квалификационный ресурс. Это тот слой людей, который имеет очень неплохие образовательные параметры, причем зачастую не только одно, но и два, а в последние годы даже три образования. Их ведь никто не принуждает к этому, они делают это по собственной инициативе: повышают свой квалификационно-образовательный статус, находят очень хорошие профессиональные точки роста, неплохо при этом зарабатывают и чувствуют себя, как минимум, в середине социальной лестницы. То есть, относят себя к тем средним слоям, которые на Западе принято называть средним классом.

- В исследованиях среднего класса очень долго не могли определиться с уровнем дохода людей, сколько они должны зарабатывать, чтобы их можно было отнести к среднему классу. Насколько этот показатель важен?

Горшков: Показатель этот важен, но для России, как это ни парадоксально прозвучит, он не стоит на первом месте. Для России важна комбинация критериев и признаков. В нашей стране, чтобы отнести человека к среднему классу, надо понять его уровень образования, его уровень доходов, чтобы он был бы не ниже среднерегионального (образование должно быть, кстати говоря, незаконченное высшее или высшее, по крайней мере, не ниже средне-специального). В России очень важно, чтобы труд представителей среднего класса не носил физического характера. Скажем, это больше пролетарий умственного труда, чем физического. И что очень важно, особенно для России как страны социокультурной, с большими духовными традициями, чтобы человек сам себя относил к среднему классу, чтобы понимал, что он несет на себе какие-то социально важные функции.

Мы проводили эксперименты в школах, и большинство учителей, даже при мизерной зарплате, себя не относят к низшим слоям, они приписывают себя к среднему классу, хотя по уровню доходов их по объективным показателям, конечно, следовало бы отнести за границы среднего класса.

Поэтому я и говорю о комбинации признаков, когда самозачисление совпадает с твоим объективным положением в обществе. В этом смысле существуют границы, так как регионы в стране разные. Доходные границы российского среднего класса в зависимости от региона разнятся от 250 у.е. до 600-700 у.е.

- В советские времена очень высококвалифицированные и высокооплачиваемые рабочие относились к элите. Сейчас такого нет?

Горшков: И сейчас такое есть. Порядка 5 процентов российских рабочих можно сегодня отнести к среднему классу, причем по всем параметрам.

- Но они занимаются физическим трудом?

Горшков: Здесь есть некая одна условность, но мы на нее закрываем глаза. Потому что это вчерашние инженерно-технические работники, это люди с высшим образованием, те инженеры, которые перешли на высокооплачиваемые рабочие места, требующие высочайшей квалификации и работы с высокими и инновационными технологиями. Да, они рабочие по характеру труда, хотя в значительной степени труд их носит и умственный характер.

- Российский средний класс возник не в одночасье и не пустом месте. Тот средний слой, который достался с советских времен, наверное, и был основным фундаментом?

Горшков: Верно. В основе формирования современного российского среднего класса лежит колоссальный человеческий капитал, накопленный предшествующими поколениями. Это важно и закономерно. На пустом месте социальная структура общества не формируется, поэтому, по нашим оценкам, до 60 процентов современного среднего класса - это выходцы из советских и позднесоветских слоев общества. И что еще очень важно - это выходцы из тех слоев, где хотя бы один родитель имел высшее образование, а у 40 процентов оба родителя имели высшее образование. Отсюда сегодня выходит средний класс, воспроизводя традиции интеллигенции в своих лучших чертах. Это использование образовательного потенциала, это следование традициям духовной жизни, это разнообразный круг досуговых интересов и предпочтений. Не сидеть на диване, а вести активный образ жизни - это важнейшая черта западного среднего класса, и она сегодня переходит, как стиль жизни, в образ жизни российского среднего класса. По этим параметрам различий почти нет. Мы сравнивали структуру досуга западного среднего класса и российского. Она по своим духовным интересам и предпочтениям почти одинаковая.



http://www.radiorus.ru/news.html?id=153530

Док. 495513
Перв. публик.: 06.02.06
Последн. ред.: 23.09.08
Число обращений: 143

  • Горшков Михаил Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``