В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Савенков: `Такого количества высших офицеров, одновременно привлеченных к уголовной ответственности, не было давно` Назад
Александр Савенков: `Такого количества высших офицеров, одновременно привлеченных к уголовной ответственности, не было давно`
Главная военная прокуратура не самый "раскрученный" элемент прокурорской системы. О ней обычно вспоминают только тогда, когда в армии случается очередное ЧП. Но в последнее время возбудителями спокойствия все чаще выступают сами военные прокуроры. Проверки затронули практически все сферы сложного военного организма, не обойдя святая святых - центральный аппарат Минобороны. О борьбе с "оборотнями в погонах" и других громких делах в интервью "Итогам" рассказывает заместитель генерального прокурора РФ - главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков. Александр Николаевич, бытует мнение, что кардинально решить проблему наведения порядка в армии невозможно без создания специализированной службы - военной полиции. В самом деле, у нас есть и военные суды, и военная прокуратура. Не хватает лишь одного, но весьма существенного звена.

Что касается самой идеи, ее можно обсуждать. Однако с мнением, что, мол, без военной полиции не обойтись, не согласен в корне. Да, опыт армий других стран показывает, что такие органы там функционируют. Но нужны ли они нам сейчас? Создавать в период сокращения армии новую структуру, которая к тому же не будет решать конкретных боевых задач, думаю, вряд ли целесообразно. Убежден, что потенциал уже существующих органов военной юстиции не до конца исчерпан.

А каков фронт работ военных прокуроров? Что происходит с войсковой преступностью?

На наш век, думаю, работы хватит. При том, что динамика преступлений не претерпела существенных изменений, меняется сама структура преступности: мы отмечаем резкое увеличение доли Преступлений, совершаемых офицерами. Сегодня это приблизительно одна десятая от общего количества. Стало больше фактов рукоприкладства в отношениях командиров с подчиненными, не снижается число преступлений, связанных с хищениями денежных средств и военного имущества. Суммы ущерба по уголовным делам, расследованным военными прокурорами в прошлом и текущем году, сопоставимы с годовым содержанием дивизии: по продовольствию - около 40 миллионов рублей, по горюче-смазочным материалам - 148 миллионов, по денежному довольствию - около 309 миллионов. В 2004 году за хищения и злоупотребления должностными полномочиями были привлечены к ответственности 20 командиров воинских частей, 43 должностных лица продовольственных, вещевых, кадровых, финансовых служб. Как говорится, "что охраняю, то и имею".

По имеющейся информации, ГВП приступила к масштабным проверкам в сфере распределения жилья для военнослужащих. Каковы результаты здесь?

Жилье - еще одна больная тема. В июле этого года мы начали, по сути, сплошную проверку законности выдачи государственных жилищных сертификатов. Так вот, только за три месяца нашей работы освобождено 650 незаконно полученных квартир, возбуждено почти 100 уголовных дел, по некоторым из них уже состоялись судебные приговоры. Кто эти люди? Командиры воинских частей, работники кадровых, финансовых органов, военные медики. Одна из цепочек привела нас в центральный аппарат Министерства обороны: арестован ответственный работник Главного финансово-экономического управления, который за взятки в массовом порядке незаконно оформлял жилищные сертификаты.

Известно также, что вы вплотную занялись Главным военно-медицинским управлением Минобороны - одним из главных фигурантов уголовного дела выступает начальник ГВМУ генерал-полковник Чиж.

Генерал-полковник медицинской службы Иван Михайлович Чиж действительно был допрошен в рамках расследования возбужденного нами уголовного дела. Речь идет о завышении цен при закупках медицинского оборудования для нужд Вооруженных сил. Установлен ущерб, исчисляемый десятками миллионов рублей. В ближайшее время будет определен круг обвиняемых. Контракты, где были указаны завышенные цены, подписывал именно генерал-полковник Чиж. Вопрос о его ответственности будет решен по результатам расследования.

Словом, началась охота на "оборотней в военных погонах"?

Давайте не будем вешать эти ставшие, увы, расхожими ярлыки на всех подряд. Мы никогда не придавали своей работе характер кампанейщины, она велась и ведется вне зависимости от какой бы то ни было конъюнктуры. Многое решает наше взаимодействие с контрольно-ревизионными органами ведомств, с военной контрразведкой. От качества этого взаимодействия и зависит результат, на который мы выходим.

И часто выходите на генералов?

Добраться до генерала не самоцель. В подавляющем большинстве это добросовестные, преданные России люди. Но, как говорится, в семье не без... известно кого. Судите сами. На сегодняшний день три генерала осуждены и отбывают наказание в местах лишения свободы. Два адмирала и один генерал осуждены условно - в том числе бывший командующий Северным флотом адмирал Сучков. Уголовные дела в отношении двух генералов сейчас рассматриваются судами. В отношении еще четырех генералов ведется следствие. К сожалению, могу констатировать - такого количества высших офицеров, одновременно привлеченных к уголовной ответственности, не было давно.

С чем это связано?

Наверное, с общей ситуацией в стране. Если мы говорим о необходимости повышения требовательности ко всем государственным и общественным институтам, то, наверно, в первую очередь это должно затрагивать силовые структуры. Мы не можем позволить, чтобы в армии оставались те, кто подрывает ее основы изнутри, кто в условиях борьбы с терроризмом ставит под угрозу выполнение войсками стоящих перед ними задач. Результат нашей деятельности определяется в значительной мере и тем, насколько сами ведомства прониклись необходимостью самоочищения.

Кстати, сегодня много говорится о том, что большую долю вины за случившееся в Беслане несут представители силовых ведомств, проявившие халатность и некомпетентность. ГВП намерена сказать свое веское слово по этому поводу?

Наши сотрудники вошли в состав следственной бригады, занимающейся обстоятельствами трагедии в Беслане. Однако возглавляет ее заместитель генерального прокурора в Южном федеральном округе, поэтому говорить от имени следствия и тем более делать какие-то выводы я не могу. Скажу одно: офицеры военной прокуратуры добросовестно выполняют свои обязанности на том участке, который им поручен. Исполнение этих поручений находится на моем личном ежедневном контроле.

Одно из самых громких расследований ГВП последнего времени - дело экс-вице-премьера Украины Юлии Тимошенко. Вы объявили Тимошенко в международный розыск, в ответ украинская оппозиция обвинила вас в том, что вы просто решили подыграть партии власти в разгар президентских выборов...

События развивались так. Двум офицерам Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны - Изгагину и Чурилову - некоторое время назад были предъявлены обвинения в совершении ряда должностных преступлений, в том числе - в получении взяток от ПФК "Единые энергетические системы Украины", которую возглавляла Тимошенко. Однако они были оправданы минувшей зимой: суд посчитал, что доказательств их вины недостаточно. Тем не менее, поскольку ущерб был очевиден, мы не имели права останавливаться на полпути. Была проведена судебно-бухгалтерская экспертиза и установлено, что цены на поставки из Украины строительных материалов и других товарно-материальных ценностей для нужд Вооруженных сил завышены более чем на 80 миллионов долларов. Привлечены к ответственности офицеры, которые занимались этими контрактами.

Те же самые Изгагин и Чурилов?

Нет, это уже совершенно другие лица. На сегодняшний день в числе обвиняемых по делу находятся пять бывших и действующих должностных лиц центрального аппарата Минобороны. На допросах они назвали конкретные суммы, полученные ими от "Единых энергосистем Украины" за завышение цены. Есть свидетельские показания, указывающие на то, что именно Тимошенко дала поручение о даче взятки. Установлен посредник, передававший деньги. Доказательства настолько убедительны, что суд счел необходимым избрать мерой пресечения в отношении Тимошенко заключение под стражу, а Интерпол - принять к производству наше поручение об объявлении ее в международный розыск. Следственные действия проводились в течение весны - лета, судебно-бухгалтерская экспертиза была закончена только в сентябре, поэтому искать какую-то политическую подоплеку, связывать наши шаги с президентской кампанией на Украине не стоит.

Теперь о самом наболевшем: в разгаре новый призыв, а проблемы старые. Одна из них - взяточничество.

Приведу такие данные: за период весеннего призыва только в Главную военную прокуратуру обратились более 1, 5 тысячи человек, а в военные прокуратуры в целом по стране - свыше 4, 5 тысячи человек. Большинство обращений являлись сигналами о взяточничестве. Мы развернули беспощадную борьбу с этим явлением. Только в этом году привлечено к ответственности более 70 должностных лиц военкоматов всех уровней, паразитировавших на призывных кампаниях (вместе с медицинскими работниками - более ста). Осуждены начальник отделения Черемушкинского райвоенкомата Москвы, начальник отделения одного из военкоматов Чувашской Республики, возбуждено уголовное дело в отношении военного комиссара Республики Мордовия.

У этой проблемы есть и другая сторона: взятки военкомам дают, потому что армии попросту боятся. И боятся не без основания. Достаточно вспомнить недавний случай, когда 170 новобранцев заболели от переохлаждения, а один из них умер.

Главная военная прокуратура тщательно расследовала это дело, непосредственный виновный - подполковник Кострюков, командир погранотряда, в который были направлены военнослужащие, - осужден, свыше 20 должностных лиц, офицеры и генералы, привлечены к дисциплинарной ответственности. Выяснилось, что хотя в Генеральном штабе перед каждым призывом издавались подробные инструкции, на их исполнение - особенно в части передвижения молодого пополнения к местам службы - практически не обращали внимания. Мы внесли представления в Минобороны России и добились того, чтобы всех призывников обмундировывали непосредственно на призывных пунктах. То есть через всю страну раздетым теперь уже никто не поедет. Кроме того, по нашему предложению в каждом аэропорту, на каждой железнодорожной станции оборудованы специальные места для размещения молодого пополнения. Есть, конечно, и так называемый человеческий фактор, поэтому я не исключаю вероятности единичных нарушений со стороны отдельных недобросовестных должностных лиц. Но, уверен, массового, системного характера они носить уже не могут.

Хорошо, довезли человека до армии. А дальше? Согласно вашей статистике число преступлений против личности, совершаемых в армейской среде, год от года растет.

Да, уголовных дел, возбужденных по фактам неуставных отношений, действительно стало больше. Но причина здесь проста: меньше стали скрывать преступления. Общими усилиями -Минобороны, военной прокуратуры, военной контрразведки - удалось добиться того, что до минимума снизился порог латентной преступности. Если раньше удавалось вскрыть лишь очевидные нарушения, которые заканчивались серьезными травмами, то сейчас как последствия по уголовным делам фигурируют и просто побои, и моральное воздействие. Ни один даже самый незначительный эпизод не остается без юридической оценки. Тем не менее обратите внимание: по всем ведомствам, в которых предусмотрена военная служба - это и Минобороны, и внутренние войска МВД, и пограничники, и МЧС, и другие структуры, - регистрируется в год чуть больше 20 тысяч преступлений. А в целом по стране - более 2, 7 миллиона. Коэффициент преступности в войсках в 2-2, 5 раза ниже, чем в целом по стране. Хотя, разумеется, и существующий уровень преступности нельзя считать приемлемым. Армия всегда считалась символом порядка, и каждое правонарушение здесь закономерно воспринимается как ЧП.

Собственно, "любовь" к службе начинает прививаться задолго до того, как призывник надел форму. Большой общественный резонанс имела история со школьником из Сургута, погибшим во время военных сборов. Дело закрыто?

Ни в коем случае, оно возвращено на новое судебное рассмотрение, которое начнется в конце октября. У меня нет никаких сомнений в том, что работник военкомата - подполковник Завадский - повинен в гибели этого молодого человека. Мы будем добиваться законного и справедливого судебного решения. *** По данным Главной военной прокуратуры, в 2003 году военными прокурорами расследовано почти 15 тысяч уголовных дел. За различные преступления осуждены около 13 тысяч военнослужащих, в том числе около 3, 4 тысячи - за неуставные взаимоотношения и рукоприкладство. Потерпевшими от действий этих лиц признаны 4, 5 тысячи военнослужащих. От неуставных проявлений погибли 38 человек. Зарегистрировано свыше 2 тысяч преступлений экономической направленности, половина из которых совершена должностными лицами с использованием своего служебного положения. Государству возмещен ущерб на сумму более 1 миллиарда 770 миллионов рублей. В текущем году расследовано 11 200 уголовных дел. Проведено 42, 7 тысячи прокурорских проверок, в ходе которых государству возвращено почти полмиллиарда рублей. На почве неуставных взаимоотношений за 9 месяцев этого года пострадали около 3 тысяч военнослужащих, 31 погиб. За совершение этих преступлений осуждены более 3, 2 тысячи военнослужащих.

29.10.2004
http://www.severinform.ru/?page=interview&interid=41

Док. 495381
Перв. публик.: 29.10.04
Последн. ред.: 23.09.08
Число обращений: 204

  • Савенков Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``