При обсуждении состояния нашего здравоохранения нужна диверсификация, а не винегрет из проблем. Потребность в реформах здравоохранения действительно возникла еще в 1960-х годах - но не только в СССР, а во всех странах, во всех национальных системах. И нынешнее состояние российского здравоохранения я бы связал со спецификой нашей политической элиты, еще достаточно молодой и пока физически здоровой, которая мало задумывается над такой грустной материей, как болезнь и старость.
Мы и сейчас, в условиях рыночной экономики, не ушли от системы планирования и по-прежнему "содержим учреждения", а не обеспечиваем конечный результат. Так что мотивы внедрения медицинского страхования понятны. И я - не сторонник разрушения системы ОМС, даже не заработавшей в полном объеме.
Но хочется успокоить и сторонников бюджетной медицины. В принципе, возвращение к ней состоялось - после того, как в систему ОМС стали поступать средства за счет единого социального налога и мы постепенно вернулись к тому же постатейному финансированию и постатейному контролю.
Звучат призывы вернуться к советской системе здравоохранения с ее базовыми принципами: бесплатность, доступность, этапность, первичность профилактики, активность населения и т. д. В первый пореформенный период, примерно до 1993 года, мы и пытались сохранить все эти качества на резко изменившемся социально-экономическом фоне. Затем стали адаптировать к постсоветским условиям бывшую, как мы говорили в своих кругах, систему здравоохранения. Но адаптировать ее к нынешним условиям просто нереально. А новая система еще не построена. Нам придется это сделать.
Во всех странах концепция развития здравоохранения всегда связана с государственной политикой. Однако в Нидерландах строили систему обособленную от политической и экономической конъюнктуры: какие бы войны или катаклизмы ни происходили, как бы ни колебались цены на нефть. Медицинский бизнес должен работать - вот и вся политика! А в Великобритании и Германии политика в области здравоохранения или образования сама активно формирует общую политику государства.
Мы же с вами живем в стране, где политика государства автоматически переносится на все отраслевые политики, в том числе на политику здравоохранения.
Выскажу крамольную мысль - у меня большие сомнения, что при построении нового государства мы полностью сформировали его политику, в том числе социальную. Что толку ставить вопрос о политике в системе здравоохранения, если не сделан более общий выбор. Мы будем вводить платное здравоохранение или нет? Никто не знает. Мы будем развивать медицинские страховые компании и отдавать им некоторые элементы управления? Тоже неизвестно. Это не обсуждается, не анализируется, и даже не определяется в первом приближении. И вы хотите иметь в подобных условиях четко сформированную концепцию здравоохранения?
Руслан ХАЛЬФИН
Директор департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздрава РФ