В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Башкирова, Вера Карпова. Жуков, Штирлиц, Жеглов и Чапаев Назад
Елена Башкирова, Вера Карпова. Жуков, Штирлиц, Жеглов и Чапаев
На выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ убедительную победу одержала партия "Единая Россия". За нее отдали голоса 37,57 процента россиян. За всю историю российского парламентаризма ни одна из партий не добивалась подобного успеха. В настоящее время фракция "Единая Россия" составляет большинство в Государственной Думе. Поэтому изучение отношения жителей России к партии "Единая Россия" является не только актуальным, но и необходимым условием для любого анализа политической ситуации в России. Чем руководствовались люди, отдавая свои голоса, этой партии? Кто составляет электорат "Единой России"? Как он видит настоящее России, и что он ждет от нее в будущем? Какие направления развития страны считает важными? Ответы на эти и другие вопросы мы получили в ходе нашего исследования.



Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring в период с 14 по 19 апреля 2004 года по заказу фонда "Единство во имя России" провел опрос населения России по общероссийской национальной репрезентативной выборке. Опрос проводился методом личного интервью по месту жительства. Всего было опрошено 1600 респондентов в возрасте 18 лет и старше в 106 городских и сельских населенных пунктах 46 субъектах федерации 7 федеральных округах. Основными задачами этого исследования были: изучение образа партии "Единая Россия" в глазах россиян, сравнительный анализ сторонников "Единой России" и других партий, а также определение перспектив дальнейшего развития партии.



Определение сторонников

Для выделения тех респондентов, которые являются сторонниками партии "Единая Россия", был задан прямой вопрос на самоидентификацию: "Сторонником какой партии (из числа принимавших участие в выборах в Госдуму или вновь созданных партий) вы себя считаете?"

По результатам ответов респондентов на этот вопрос для дальнейшего анализа все опрошенные были объединены в три группы в зависимости от партийных предпочтений: сторонники "Единой России", сторонники других партий (в эту группу вошли респонденты, которые назвали КПРФ, ЛДПР, "Родину", "Аграрную партию" СПС и другие партии) и "не сторонники" какой-либо партии (респонденты, сказавшие, что не являются сторонником какой-либо партии и затруднившиеся ответить на данный вопрос).

Также респондентам было предложено вспомнить, за кого они голосовали на прошедших в декабре 2003 года выборах в Государственную Думу РФ. При анализе результатов ответов респондентов на этот вопрос проявился так называемый эффект "присоединения к победителям", который выражался в следующем: при рассмотрении ответов без учета тех, кто не ходил на выборы, либо "затруднились ответить", отмечается превышение (на 7,43 процентов доли тех, кто сказал о своем голосовании за "Единую Россию" по сравнению с реальными данными выборов (45 процентов против 37,57 процента). Тем не менее, эффект "присоединения к победителям" проявлялся и для других партий, прошедших 5-процентный барьер: КПРФ, "Родина" и ЛДПР. То есть респондентам по прошествии некоторого времени со дня выборов свойственно говорить, что они отдали свои голоса победителям, даже если на самом деле они голосовали иначе. Анализ социально-демографических характеристик электората "Единой России" показал, что при общей его однородности можно отметить некоторое преобладание молодежи в возрасте 18-24 года и представительниц слабого пола. По уровню образования и дохода существенных отличий от среднего по выборке не наблюдается, то есть в электорате партии практически одинаково представлены все группы респондентов.



Мотивы выбора партии и ее образ в глазах россиян

Респондентам было предложено охарактеризовать основную мотивацию выбора партии, за которую они отдали голос на декабрьских выборах в Госдуму РФ. "Какие основные мотивы побудили вас отдать свой голос за эту партию?"

При сравнении ответов сторонников различных партий можно отметить, что для приверженцев "Единой России" основной мотивацией была "поддержка Президента Путина", сторонники блока "Родина" и КПРФ чаще других говорили "я разделяю программу этой партии", а приверженцы ЛДПР чаще называли "доверие лидеру этой партии".

Для характеристики образа партии "Единая Россия" в глазах общественного мнения использовался вопрос: "Какое определение, на Ваш взгляд, наиболее подходит партии "Единая Россия"?". В целом среди респондентов преобладают ответы "партия Путина" - 35 процентов, "партия власти" - 17 процентов и "партия большинства россиян" - 15 процентов. Интересен сравнительный анализ мнений сторонников "Единой России", других партий и "аполитичных" респондентов, которые не считают себя сторонниками какой-либо партии. Так сторонники "Единой Росси" чаще говорят, что это "партия Путина", "партия большинства россиян" и "партия будущего России", в то время как среди сторонников других партий чаще встречается ответ "партия бюрократов", а "аполитичные" респонденты, не видя существенных различий между партиями, говорят "такая же партия, как и остальные".



Имиджевые характеристики партии

Для более детального и полного изучения имиджа партии необходимо применение более сложных, глубинных методов анализа. Так, в рамках данного исследования была применена психологическая методика, основанная на методе соционики. Ее суть заключается в определении ассоциаций респондентов с самой партией, ее лидерами и членами партии.

Реализация данной методики производилась следующим образом: для определения психологических характеристик тех, кого респонденты хотели бы видеть в роли лидера партии и ее типичного представителя, им предложили ряд реальных и узнаваемых героев кинофильмов и книг, которых отличает ярко выраженная психологическая окраска. Список состоял из 16 общеизвестных героев: Маршал Жуков Штирлиц, Глеб Жеглов, Гоша/Георгий (фильм "Москва слезам не верит"), Шерлок Холмс, Павел Корчагин, Атос, Юрий Деточкин (фильм "Берегись автомобиля"), Василий Чапаев, Пьер Безухов, Сергей Есенин, Дон Кихот, Шурик (фильм "Иван Васильевич меняет профессию"), Женя Лукашин (фильм "С легким паром"), Печорин, Данила Багров (х/ф "Брат"/ "Брат-2"). Далее респондентам предлагалось ответить на 2 аналогичных вопроса: "Кто из реальных людей и вымышленных героев мог бы стать лидером партии "Единая Россия"?" и "Кто из них мог бы стать ее типичным представителем?".

Анализ результатов ответов на эти вопросы подразумевает сначала определение психологических характеристик упомянутых людей. Методика соционики подразумевает выделение 4-х основных психологических типов, основанное на подразделении данных героев в зависимости от доминирования двух характеристик: этика-логика и интровертность-экстравертность. Обычно эти четыре группы называют по основной черте характера, которая отличает этих героев, а именно: этические экстраверты - "страстные", этические интроверты - "душевные", логические экстраверты - "предприимчивые" и логические интроверты - "хладнокровные". Представителями "страстных" являются Георгий и Чапаев; "душевных" - Атос и Безухов, "предприимчивых" - Жуков и Штирлиц и "хладнокровных" - Жеглов и Багров.

Большинство респондентов (27 процентов) в качестве возможного лидера партии "Единая Россия" назвали Маршала Жукова, 15 процентов упомянули Штирлица, 14 процентов - Глеба Жеглова, 9 процентов опрошенных назвали Василия Чапаева и по 8 процентов Павла Корчагина и Данилу Багрова. При определении типичного члена партии ответы распределились схожим образом, но лидирующие позиции теперь занимает Штирлиц (17 процентов), за ним следует Глеб Жеглов (14 процентов), в то время как маршал Жуков занимает третье место (11 процентов).

При сравнении мнения сторонников "Единой России", других партий и "аполитичных" респондентов обращает на себя внимание факт, что сторонники "Единой России" чаще в качестве возможного лидера партии упоминают маршала Жукова, у "аполитичных" респондентов этот вопрос вызывает большие затруднения, чем у других. Также приверженцы "Единой России" чаще, чем в среднем по выборке говорят, что в качестве типичного члена партии они могли бы себе представить Штирлица, Глеба Жеглова и Данилу Багрова.

Как уже говорилось ранее, основной целью данной методики является не просто определение героев, с которыми ассоциируются лидер и типичный член партии, но что важнее - определение эмоционально-психологического облика человека, которого респонденты могли бы и хотели бы видеть на месте лидера и типичного члена партии.

В качестве лидера партии респонденты в большей степени предпочитают видеть человека предприимчивого с преобладанием логики и при этом экстраверта, который характеризуется инициативностью и склонностью самим производить словесную и поведенческую информацию, нежели принимать ее от других, который сам проявляет инициативу, но при этом строго логичен в своих действиях. Типичными представителями этой группы являются маршал Жуков и Штирлиц. Также достаточно велика доля респондентов, которые в качестве возможного лидера партии склонны видеть логического интроверта, то есть человека хладнокровного, логичного в своих действиях и решениях, но склонного занимать выжидательную позицию, принимать к рассмотрению чужие предложения, общение для них - это средство получения информации. К данной категории относятся Глеб Жеглов и Данила Багров. Группы этических экстра- и интровертов менее популярны среди респондентов, что может объясняться тем, что в глазах общества лидер партии вообще и "Единой России" в частности в своих решениях должен руководствоваться логикой, а не эмоциями, которые более свойственны героям с преобладанием "этики".

Представления опрошенных о типичном члене партии несколько отличаются от образа лидера, но в целом носят аналогичную направленность. Так лидируют предпочтения героев логического склада, но если для лидера партии большинство респондентов предпочитают экстраверта (более инициативного героя), то в качестве типичного члена партии более предпочтительными являются логические интроверты, так называемая группа "хладнокровных". Также можно отметить более высокую, нежели для лидера партии, долю упоминаний героев этического склада. Возможным объяснением этого феномена может быть то, что для типичного члена в глазах общества нет такого строго требования на логичность, и в большей степени допускается эмоциональная составляющая.

В 2003 году аналогичная методика была применена для анализа образа Президента Путина. Тогда в ответах респондентов также лидировали маршал Жуков, Штирлиц и Глеб Жеглов. Такое совпадение психологических ассоциаций говорит о достаточно тесной взаимосвязи образа лидера партии и Президента Путина, что можно рассматривать как косвенное подтверждение восприятия партии "Единая Россия" как партии Путина.



Знакомство с программой партии

Одной из характеристик электорального поведения и информированности, как сторонников "Единой России" так и других респондентов (сторонников других партий и "аполитичных") является знание программы партии, которое может играть роль не только при принятии положительного решения при голосовании, но и при отказе отдавать свой голос за данную партию. В связи с этим респондентам был задан вопрос о том насколько хорошо они знают содержание программы партии "Единая Россия". Интересно сравнение степени информированности различных категорий респондентов: сторонников "Единой России", сторонников других партий и группы "аполитичных".

Анализ результатов ответов респондентов на данный вопрос позволяет сделать два вывода: 1) лишь небольшая часть опрошенных знает программу партии довольно хорошо (5 процентов) и 2) степень знакомства с программой среди сторонников других партий и аполитичный респондентов существенно ниже по сравнению со сторонниками партии "Единая Россия".

Такие результаты говорят о том, что у населения на данный момент нет ясного представления о программе и общем направлении будущей деятельности партии "Единая Россия", что с одной стороны позволяет иметь довольно "широкий" электорат, в котором есть представители практически всех слоев населения, но с другой стороны снижает степень устойчивости электората, так как некоторые его представители могут изменить свое отношение к партии, если ее реальные действия не будут соответствовать тем представлениям, которые сложились у населения. Учитывая невысокий уровень знакомства с программой партии, можно предположить, что мнения населения скорее носят "оптимистический" характер, то есть они больше похожи на желания, нежели на реальные, подтвержденные документально ожидания.

Также можно отметить, что в случае возникновения спора между сторонником "Единой России" и приверженцем другой партии или "аполитичным" оппонентом у каждой из сторон может оказаться недостаточный уровень аргументации своих предпочтений (и соответственно контраргументации), что приведет к тому, что спор будет носить скорее эмоциональный характер, что не способствует расширению и упрочнению электората партии.



Деятельность партии

В период между выборами, то есть в ближайшие 3-4 года имидж партии "Единая Россия" в глазах общественного мнения в первую очередь будет формировать ее деятельность, защита интересов тех или иных слоев населения. Для определения оценки деятельности "Единой России" респондентам был задан ряд вопросов, которые должны были выявить как само отношение общества к деятельности партии, так и желаемые изменения в ее структуре, идеологии, задачах.

В целом по России отношение к деятельности партии "Единая Россия" положительное: так 16 процентов респондентов сказали, что "полностью поддерживают" деятельность партии, а 41 процент - "скорее поддерживают". Противоположных точек зрения придерживаются 22 процента ("скорее не поддерживаю") и 11 процентов ("полностью не поддерживаю) соответственно. Затруднились дать оценку деятельности партии 10 процентов респондентов.

Как и следовало ожидать, уровень поддержки деятельности "Единой России" среди ее сторонников существенно выше, нежели в целом по выборке, среди сторонников других партий и "аполитичных респондентов". Сторонники других партий чаще остальных респондентов говорят, что "скорее не поддерживают" или "полностью не поддерживают" деятельность партии "Единая Россия".

Для более детального анализа деятельности "Единой России" респондентам было предложено ответить на вопрос: "Как Вы считаете, интересы какого социального слоя защищает партия "Единая Россия"?"

Как видно из данных, представленных в гистограмме, сторонники "Единой России" чаще говорят, что эта партия выражает интересы "всего народа в целом", "среднего класса" и "простых граждан", в то время как сторонники других партий и "аполитичные" респонденты более склонны придерживаться негативного мнения и говорят, что "Единая Россия" защищает интересы "олигархов".

Чуть более половины респондентов (51 процент) говорят, что "Единая Россия" защищает интересы таких людей как они, но 41 процент придерживается противоположной точки зрения. Обращает на себя внимание тот факт, что при очевидном преобладании положительных ответов среди сторонников партии по сравнению с приверженцами других партий и "аполитичными" респондентам, тем не менее, 24 процента тех, кто сказал, что считают себя сторонниками "Единой России", не видят реальной поддержки их интересов со стороны партии.

Последний вопрос, который задавался в ходе исследования, касался будущей деятельности "Единой России", а именно сфер, на которых нужно сосредоточить внимание в первую очередь. Ответы на этот вопрос объединили как сторонников "Единой России" так и приверженцев других партий и "аполитичных" респондентов. Основной причиной такого феномена является то, что все респонденты независимо от своих политических убеждений считают, что наиболее актуальными проблемами страны, требующими первоочередного решения и рассмотрения, являются: "проблема бедности", "проблемы в социальной сфере", "борьба с коррупцией", "борьба с терроризмом" и "обороноспособность и безопасность страны".



Выводы

Как показали результаты исследования электорат партии "Единая Россия" достаточно велик - 35 процентов опрошенных сказали, что считают себя сторонниками этой партии, причем утверждают, что голосовали за нее на прошедших выборах в Государственную Думу и Федеральное Собрание РФ 39 процентов респондентов (или 45 процентов без учета тех, кто не ходили на выборы или затруднились ответить). Также при анализе результатов ответов респондентов на вопрос о голосовании в декабре 2003 года заметно проявился эффект "присоединения к победителю", не только в рейтинге "Единой России", но и в числе проголосовавших за другие партии, прошедшие 5-процентный барьер.

Основными мотивами голосования за ту или иную партию респонденты чаще всего называли: сторонники "Единой России" - "эту партию поддержал Президент Путин", приверженцы КПРФ - "я разделяю программу этой партии", сторонники ЛДПР - "я доверяю лидерам этой партии" и приверженцы блока "Родина" - "я разделяю программу этой партии".

Применение методики соционики для более глубинного психологического анализа имиджевых характеристик партии "Единая Россия" позволило выявить, что в качестве лидера партии респонденты предпочитают видеть логического экстраверта, человека инициативного и последовательного в своих решениях, в то время как типичный член партии представляется скорее логическим интровертом, то есть человеком не менее строгим в принятии и аргументации своих решений, но с меньшей степенью инициативности и самостоятельности, которому больше свойственно подчинение.

В целом в стране деятельность партии "Единая Россия" оценивается положительно (57 процентов респондентов в той или иной степени поддерживают ее), но, тем не менее, есть достаточно существенная доля опрошенных (31 процент), которые выражают негативное отношение к деятельности партии. Они же, в отличие от сторонников "Единой России", склонны считать, что она защищает интересы олигархов, и не уделяет должного внимания интересам таких людей как они.

Последнее что хотелось бы еще раз упомянуть - это довольно низкую степень информированности респондентов о партии вообще и о ее программе в частности, даже среди сторонников "Единой России", то есть ее потенциального электората и тех, кто может личным убеждением его расширить, лишь 8 процентов знают программу партии "довольно хорошо", а 22 процента "знают довольно плохо" и 9 процентов не знают совсем". Такая ситуация может сказаться на формировании и дальнейшем укреплении электората "Единой России", который мог бы базироваться не только на имидже и поддержке президента Путина, но и на четком понимании электоратом целей и задач партии.



БАШКИРОВА Елена Ивановна,

Президент группы компаний РОМИР

КАРПОВА Вера Александровна,

Руководитель проектов управления общественно-политических и элитных исследований РОМИР





http://www.fondedin.ru/


Док. 495292
Перв. публик.: 23.06.04
Последн. ред.: 23.09.08
Число обращений: 201

  • Башкирова Елена Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``