В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Федоров:Клуб сторонников Путина Назад
Валерий Федоров:Клуб сторонников Путина

Так воспринимают многие партию "Единая Россия"



После думских выборов в умах россиян в отношении партии "Единая Россия" не произошло существенных подвижек по сравнению с декабрем. Более того, идет, пусть и медленный, рост поддержки "Единой России". Скорее всего, работает известный механизм bandwagon - присоединения к победителю. На выборах 7 декабря 2003 года уровень поддержки партии составил 37 процентов, а в январе - апреле колебался от 38 до 40 процентов. "Единая Россия" продолжает занимать безальтернативное первое место, далеко превосходя по популярности всех конкурентов. Остальные партии сохраняют примерно те же уровни поддержки, которые были зафиксированы 7 декабря. Исключение - "Яблоко". Проигнорировав президентскую кампанию и практически уйдя с информационного поля, эта партия потеряла вообще какой бы то ни было рейтинг, и анализировать сегодня "яблочный" электорат мы не решаемся - так мало респондентов относит себя к числу сторонников "Яблока".

"Единая Россия" воспринимается, прежде всего, как партия Путина. В ответах на вопрос, чьи именно интересы она представляет, 38 процентов назвали президента. Со значительным отрывом на втором месте (19 процентов) следует ответ "всего народа, всего российского населения", на третьем месте (17 процентов) - интересы "государственного аппарата и бюрократии", то есть партии власти. Еще 14 процентов считают, что "Единая Россия" представляет интересы правительства.

Гораздо меньше ясности с политическим курсом, с идеологией партии. В ответах на вопрос об общей направленности ее деятельности царит полный плюрализм: 20 процентов затруднились ответить, 23 - считают "Единую Россию" партией стабильности и порядка, 25 - партией реформ; а еще 25 процентов видят в ней не партию, а "клуб" сторонников Путина, не имеющий собственного курса и самостоятельной позиции.

Тем не менее, рискну предположить, что ни курс, ни политическая позиция для "Единой России" особо не важны. Главное слагаемое ее успеха - связь с президентом. Это ключевая отличительная черта партии, ее метка в массовом сознании и основа победы на выборах 7 декабря. Это и сегодня помогает доминировать "Единой России" в партийном спектре.

В то же время связка с президентом не означает, что у "Единой России" нет собственных лидеров. Мы регулярно опрашиваем россиян о 5-6 политиках, вызывающих наибольшее доверие. По совокупному потенциалу тройки лидеров "Единая Россия" регулярно занимает первое место. Лидирует в рейтинге Сергей Шойгу - от 20 до 30 процентов. Далее со значительным отрывом следует Юрий Лужков - около 10 процентов. С прошлого года появился в этом списке и Борис Грызлов, рейтинг доверия ему тоже колеблется вокруг 10 процентов. Подобного лидерского набора нет больше ни у кого. Все остальные партии, как правило, представлены только одним человеком, за исключением СПС, который, пока присутствовал на политической сцене как актуальная сила, был представлен союзом лидеров. Однако по совокупному потенциалу набор Хакамада-Немцов-Чубайс не идет ни в какое в сравнение с лидерской тройкой "Единой России".

Раньше мы полагали, что сторонник "Единой России" - это средний россиянин. Однако детальный математический анализ материалов нашего опроса выявил заметное отклонение от среднероссийских значений в ответах на 10 ключевых вопросов сторонников "Единой России" и тех, кто готов голосовать за нее на выборах. Более того, "Единая Россия" и КПРФ - это две партии, чей электорат максимально отклоняется от среднероссийских параметров - социальных, имущественных, психологических.

Сторонников "Единой России" отличает несколько больший достаток. В среднем при вопросе о материальном положении ответ "едва сводим концы с концами" выбирают 17 процентов россиян, но среди сторонников "Единой России" таковых заметно меньше - 12 процентов. "Денег хватает только на продукты и на одежду" - отвечают 39 процентов населения и 35 процентов сторонников "Единой России". Могут "без труда приобретать вещи длительного пользования" 10 процентов всех опрошенных и 12 процентов сторонников "Единой России".

"Скорее удовлетворены" собственной жизнью 37 процентов населения и 45 процентов сторонников "Единой России". "Совершенно не удовлетворены" соответственно 17 и 9 процентов. 62 процента россиян и 69 процентов сторонников "Единой России" считают, что уже приспособились к переменам последних 15 лет. Убежденны, что никогда не смогут адаптироваться - соответственно 18 и 12 процентов.

Сторонники "Единой России" позитивнее оценивают существующее положение и убеждены, что события в стране развиваются в правильном направлении. Лишь 20 процентов сторонников "Единой России" обратного мнения, а в среднем по России таковых существенно больше - 35-37 процентов. Сторонники "Единой России" демонстрируют большее согласие с политическим и экономическим курсом власти (82 процента при среднем уровне около 60 процентов) и полагают, что в ближайшем будущем власть добьется изменений к лучшему (соответственно 37 и 26 процентов).

Наконец, сторонники партии демонстрируют западническую, проевропейскую, более либеральную позицию. Например, почти половина из них (48 процентов) выступают за скорейшее вхождение России в западную цивилизацию (среднее значение этого показателя по стране - 40 процентов).

В марте мы задавали респондентам вопрос, противопоставлявший две предельные ценности: с одной стороны, - демократия, политические и личные свободы; с другой, - жесткий порядок. 45 процентов сторонников "Единой России" выбрали демократию (в среднем по стране - 39 процентов).

Всего 21 процент россиян выступает против государственного вмешательства в экономику, а среди сторонников "Единой России" - 24 процента. Небольшое, но показательное смещение в пользу более либеральной позиции.

Однако пока сторонники "Единой России" готовы поддерживать на выборах саму партию, а не конкретных кандидатов, выдвигаемых и поддерживаемых партийным руководством. Для большинства россиян (в том числе для половины сторонников "Единой России") партийная принадлежность кандидата особого значения не имеет. Лишь 20 процентов всех избирателей и 39 процентов сторонников "Единой России" декларируют свою готовность голосовать за выдвиженцев этой партии на региональных выборах. Причины достаточно очевидны: и отсутствие стройной идеологии, и кадровая рыхлость, и накопившееся у людей недоверие к партиям-однодневкам.

Нынешняя партийная система в целом не пользуется поддержкой у избирателей и устраивает лишь 17 процентов опрошенных. Большинство настроено в пользу ее радикального изменения. Примерно 30 процентов всех опрошенных и 37 процентов электората "Единой России" выступают за малопартийную систему (2-3 крупные партии), 22 и 25 процентов соответственно - вообще за однопартийную систему.

Как мы знаем, сокращение числа партий и их укрупнение были главной целью реформы законодательства о партиях. Но, судя по мнению большинства россиян, достигнуть этой цели не удалось. Поэтому перестройку партийной системы действительно можно отнести к числу главных задач второго президентства Путина. Это задача абсолютно не надуманная, при ее решении можно опереться на реальные общественные настроения.

Большинство россиян не понимают, на какой именно платформе стоит "Единая Россия". В ответах на вопрос о ценностях, на которые должна ориентироваться партия, мы видим некую смесь достаточно противоречивых ценностей, не связанных с какой-либо конкретной идеологией.

Однако очевидны три наиболее востребованных ценности. На первом месте - повышение уровня, улучшение качества жизни населения (42 процента в среднем и 40 процентов электората "Единой России"). На втором - укрепление государства, стабильность и порядок в стране (38 и 45 процентов). На третьем месте - социальная справедливость (34 и 41 процент). В целом это смесь правых (взгляды на собственно политическое устройство, государство, нацию, порядок) и левых, социал-демократических ценностей (социальная справедливость, солидарность, государственное вмешательство и государственное регулирование экономики). Большинство россиян полагают, что самая крупная, доминирующая партия, партия президента, должна руководствоваться именно этими ценностями.

Почему за "Единую Россию" голосует вдвое меньше россиян, чем за самого президента? Это значимая для партии проблема. Но сам общественный запрос на стабильность, на укрепление государства, на повышение уровня и качества жизни обращен сегодня не к партии, даже не к такой мощной, сильной и ассоциирующейся с президентом партии, как "Единая Россия", а непосредственно к президенту, причем не столько как к личности, сколько к институту, символу нации.

"Единая Россия" предлагает сегодня лишь один из вариантов ответа на этот запрос, наиболее популярный, но в то же время и наименее четкий. Он известен под названием "центризма". Но, судя по оценкам политического курса партии россиянами, центризм "Единой России" внутренне противоречив и малосодержателен.

"Единая Россия" стоит перед выбором двух вариантов своей идеологической трансформации. Один предполагает соединение консервативной политики с социал-демократической экономикой. Именно таков сегодня магистральный запрос большинства россиян. Но в этом случае партии придется отказаться от поддержки либерального правительства Михаила Фрадкова и потребовать большей социализации, усиления государственного вмешательства в экономику, перераспределения доходов, справедливого распределения плодов экономического роста. В целом такая платформа будет похожа на предвыборную позицию блока "Родина". Спрос на нее есть.

Другой вариант состоит в том, чтобы попытаться соединить консервативные ценности в политике с консервативными или неолиберальными ценностями в экономике. Значительной социальной поддержки такого неоконсерватизма в России пока не просматривается. Но уже существует некий плацдарм в виде группы, демонстрирующей склонность именно к такому сочетанию ценностей: государство, нация, порядок, семья, мораль - в политике; права человека, свобода, рынок, минимизация государственного вмешательства - в экономике. Эта группа не велика и пока не превышает 5-6 процентов от российского электората. Ее можно охарактеризовать как пограничный сегмент между СПС, "Единой Россией" и "Родиной". В составе электората каждой из этих политических сил доля национал-консерваторов не велика, от 7 до 9 процентов. Примерно половина потенциальных национал-консерваторов считает себя сторонниками "Единой России", остальные делятся между СПС и "Родиной".

Если мы хотим обустроить полуторапартийную систему, то никакая дискуссия о программе "Единой России" не нужна. Но в этом случае интеллектуальный потенциал партии окончательно умрет. Если же мы не отрицаем право и возможность участия в политике других мелких партий, то тогда внутренние дискуссии в "Единой России" будут восприняты избирателями как признак ее слабости. С одной стороны, население хочет жить спокойно. С другой - стране нужны развитие и реформы.

Соответственно, необходим некий баланс, необходимо стимулировать население к тому, чтобы оно задумалось, куда мы идем и зачем идем. Чтобы еще не определившийся потенциальный электорат мог понимать смысл создания и деятельности партии и смысл ее идей.



Валерий Валерьевич Федоров

Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)





http://www.fondedin.ru/


Док. 495290
Перв. публик.: 23.06.04
Последн. ред.: 23.09.08
Число обращений: 208

  • Федоров Валерий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``