В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Ковалев: Ветеранами не рождаются. Назад
Николай Ковалев: Ветеранами не рождаются.
На вопросы редакции отвечает Николай КОВАЛЕВ, генерал армии, депутат Государственной Думы РФ, председатель комитета по делам ветеранов ГД РФ.

- Николай Дмитриевич, в Большом англо-русском словаре слово "ветеран" толкуется, в основном, как бывалый, испытанный в боях солдат. В меньшей степени, как опытный, умудренный работник. Но есть еще одна - отвлеченная - версия: старое многолетнее дерево. Понятно, что наш разговор пойдет не о деревьях, а о людях. На какую формулировку ориентировались вы, вступая в должность председателя комитета по делам ветеранов?

- Обывательское восприятие понятия "ветеран" - участник войны, офицер-отставник, "афганец". На самом деле внимание комитета распространяется на огромное количество наших граждан. Сухие цифры таковы: один миллион восемьсот тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, восемь миллионов восемьсот тысяч тружеников тыла, двадцать миллионов ветеранов труда, полтора миллиона участников боевых действий, примерно четыреста тысяч участников событий в Чечне, полтора миллиона ветеранов военной службы, пятьсот пятьдесят тысяч ветеранов правоохранительных органов и двадцать четыре тысячи ветеранов подразделений особого риска. В общей сложности - свыше тридцати миллионов человек, живущих в России. Меньшая часть из них объединены в различные ветеранские организации, большая - не связана между собой никакими общественными нитями. Я не знаю о существовании в стране какого-либо центра или структуры, координирующих работу всех ветеранских организаций, анализирующих и разрабатывающих рекомендации для всего ветеранского корпуса, способных видеть проблемы в этой сфере глобально, на федеральном уровне. В определенном смысле, именно таковой представляется мне главная функция нашего комитета. А для того чтобы наши наработки и предложения не оказались оторванными от жизни, мы активно строим отношения с организациями ветеранов по всей стране. Важно, чтобы сами люди подсказывали нам актуальную проблематику и "тонкие места" законов, требующие быстрого реагирования. Параллельно таким образом решается еще один важный вопрос: для комитета крайне необходимо провести "перепись" ветеранских объединений и центров, дабы эта довольно аморфная система стала понятной и, со временем, более структурированной.

- Одно из главных направлений деятельности государства Президент России Владимир Путин выразил точно и емко - борьба с бедностью. К сожалению, понятия "ветеран" и "бедность" в нашей стране почти синонимы. Что входит в перечень первоочередных задач для изменения сложившейся ситуации?

- Ответ банален, но это правда: систематическое недофинансирование всех наших программ. Я предполагаю, что после этих слов последует ожидаемая реакция отторжения. Опять, мол, просят денег, опять жалуются. Давайте опираться на факты. Комитет по делам ветеранов Думы прошлого созыва выдвинул сто пять законопроектов. Только пять из них удалось превратить в федеральные законы. Остальные отвергались не потому, что все до одного были плохо подготовлены в юридической части, носили популистский характер или не являлись актуальными. Причина, по которой прежнее правительство "забалтывало" законодательные инициативы комитета одна - отсутствие свободных средств. Справедливости ради должен сказать, что позиция кабинета Фрадкова, по крайней мере, в части намерений, обнадеживает. Новый состав правительства уже продекларировал необходимость изменить положение.

- Как эти планы, а часть из них уже превратилась в рабочие документы и предложения, корреспондируются с реальными интересами людей? Я имею ввиду прежде всего планируемые поправки в пенсионном законодательстве по переводу ветеранских льгот в денежную форму.

- Ежедневно только ко мне обращается не менее пятидесяти человек - пишут, звонят, приходят в кабинет. Так что спонтанные социологические замеры происходят в комитете естественным путем. Не надо быть провидцем, чтобы понять - обиженные будут. Вопрос почти любой реформы в пропорциях: кого в итоге окажется больше? Тех граждан, чья жизнь улучшится или тех, кому на Руси не станет жить веселее. Я считаю, что переход на денежные надбавки к пенсиям и пособиям - идея абсолютно правильная. Огромное число ветеранов, имеющих льготы сегодня, ими практически не пользуются. А если человек получит дополнительные средства, он сам ими распорядится максимально эффективно. Проблема в другом: какова сумма этих надбавок, достаточно ли ее будет, чтобы решить вопросы, характерные для жизни большинства ветеранов и пенсионеров?

Я бы взглянул на тему шире. Был период, когда государство ориентировалось на льготы ветеранским организациям, то есть, юридическим лицам. Это привело к неоднозначным последствиям. Сейчас ломаем головы над тем, как безболезненнее провести реформу индивидуальных льгот. Но и это не панацея. Мне кажется в этой многогранной, отражающей интересы миллионов людей проблеме крайне важно выработать стратегический путь движения, генеральный принцип, на который и нанизывать все необходимые для его реализации законодательные акты.

Но далеко не все ограничивается исключительно финансовыми возможностями государства. Второй важный аспект - юридическая состоятельность действующего законодательства, в первую очередь, Федерального закона "О ветеранах", принятого в 1998 году.

- Он устарел или в нем изначально были огрехи и недоработки?

- В этом законе с момента его принятия оказалось много нестыковок. Есть откровенные нелепости, вызванные, на мой взгляд, спешкой при подготовке проекта и нехваткой квалификации законодателей на тот момент. Приведу самые броские ошибки. Статус ветерана Великой Отечественной войны автоматически распространяется на всех, кто числился в штатных списках боевых частей и соединений. В том числе и на тех, кто в годы войны был занят работой в прачечных, столовых, складах, обслуживавших строевые роты. В силу особенностей такой службы люди находились довольно далеко от передовой и участия в боевых действиях не принимали. Так что они скорее ветераны тыла, чем фронта. С другой стороны, тысячи военнослужащих - милиционеров, пограничников, сотрудников спецслужб, пожарных, воевавших в полном смысле слова, вынуждены документально доказывать свою причастность в боевым действиям. Или - дети офицеров и солдат, погибших в горячих точках в мирное время, освобождены от призыва не действительную воинскую службу. Почему тогда не освобождены сыновья милиционеров, омоновцев, также погибших при исполнении боевого долга в тех же горячих точках?

Неопределенный статус тех, кто после Победы в 1945 году еще долго занимался чисто военными вопросами, рискуя при этом жизнью. Тех, для кого война не кончилась после подписания Капитуляции. Это военнослужащие частей, расквартированных в Европе, саперы, моряки минных тральщиков, чистивших нашу землю и море от мин...

Неясен статус детей и сирот войны, тех, кто был угнан на работы в Германию. Симптоматичным фактом в решении всех этих проблем считаю успешное прохождение в Думе закона о жителях блокадного Ленинграда, признанных теперь уже участниками войны со всеми вытекающими отсюда правами. Собственно, такие государственные решения и есть стратегический подход к социальному развитию страны.

- Все ли облеченные властью сегодня понимают и принимают эту точку зрения?

- Должен констатировать - не все. Моральная сторона дела - третий аспект, который мне хотелось бы выделить особо. И в жизни, и в политике я сторонник такого постулата: сильным надо не мешать, слабым нужно помогать. У нас, особенно, на уровне среднего и низшего чиновничьих звеньев все происходит ровно наоборот. Сильному, энергичному, предприимчивому мешают созидать, а старому, слабому, бедному прелагают такие условия для получения помощи, что ему легче от этой помощи отказаться. Не знаю, откуда появился, окреп и прочно вошел в жизнь тезис, на который, к сожалению, ориентированы многие наши граждане. А именно: ветераны и пенсионеры - это прошлое. И уж если от него нельзя избавиться в одночасье, так давайте это прошлое просто не замечать. С таким подходом нормальное будущее не построить. Каждый человек, находящийся в активной фазе жизни, не может не понимать, что пройдет время, и он тоже перейдет в категорию ветеранов. Каково ему там будет - вопрос не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Если сменить пафос на простой житейский вопрос, все станет предельно ясно. Кто из нас готов представить себя в тех бесконечных очередях, в которых часто стоят нынешние ветераны ради получения очередной справки, подтверждающей факты их достойно, а подчас и героически прожитой жизни? Как объяснить сегодня девушке, раздумывающей над предложением руки и сердца от молодого лейтенанта, что при трагическом случае в карьере будущего мужа, она и ее дети автоматически потеряют все привилегии по оплате жилья, а ее пенсия скорее всего будет минимальной по причине того, что в гарнизонах работы для женщин практически нет? Да, престиж профессии, звания, статуса складывается именно из таких, казалось бы, мелочей.

- Нельзя ли привести конкретный пример федерального масштаба, который бы иллюстрировал внимание государства к проблемам ветеранов по остаточному принципу?

- Пожалуйста. В 2002 году Думой был принят Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", о той самой "автогражданке". Он вступил в силу с января этого года. Семнадцатой статьей этого закона предусмотрено предоставление инвалидам, получившим или приобретшим машины по линии органов социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета компенсации в размере пятидесяти процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования. Порядок выплаты должен быть утвержден Правительством страны. До сегодняшнего дня не определены ни порядок выплат, ни объемы средств, которые необходимо выделить из бюджета органам исполнительной власти в регионах для покрытия этих компенсаций. Наш комитет, как и положено, вступил в переписку с кабинетом, из Белого дома письма пошли в соответствующие министерства... Короче говоря, к 59-летию Победы решить вопрос мы не успели. Остается надеяться, что он будет рассмотрен к 60-летию. Правда, ветераны более смертны, чем остальные граждане нашей страны, в частности, чиновники. И потому что лет уж много, и потому что раны и болезни не дают покоя.

- Николай Дмитриевич, вы коснулись темы, без которой наш разговор оказался бы неполным. Менее, чем через год Россия будет отмечать великий праздник - 60 лет Победе в Великой Отечественной войне. Уже существуют различные программы, связанные с этим праздником. Известно, что и Ван комитет принимает деятельное участие в их разработке. Какова на ваш взгляд должна быть стратегическая линия всех задуманных мероприятий?

- Изменение нравственных критериев в отношении ветеранов войны, ветеранов вообще. Старшее поколение - это не груз, который молодые вынуждены тащить за собой в светлое завтра. Ветераны - это, если хотите, наша гарантия достойного будущего, это ориентир, по которому ориентируется во времени и пространстве любой народ. Уверен, счастливой и благополучной считать себя может только та страна, в которой старики улыбаются. И не только по праздникам.

Интервью вел Михаил БЫКОВ



http://www.fondedin.ru/


Док. 495278
Перв. публик.: 23.05.04
Последн. ред.: 23.09.08
Число обращений: 182

  • Ковалев Николай Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``