В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Юргенс: Нужен диалог. Когда власть захочет... Назад
Игорь Юргенс: Нужен диалог. Когда власть захочет...

С приходом Путина "семибанкирщина" не могла не трансформироваться в нечто более цивилизованное, потому что 7-8 параллельных центров власти, которые к тому же очень серьезно конкурировали друг с другом на рынке, новой администрации были категорически не нужны. Именно трансформация олигархических структур постоянно меняет отношения власти и бизнеса, и наша задача - пристально вглядеться в этот калейдоскоп.

Хочу засвидетельствовать, что хотя удаление Гусинского и Березовского и вызвало тревогу у некоторых крупных предпринимателей, но преобладало среди них определенное чувство облегчения: и тот, и другой явно перешли предел политкорректности и неадекватно реагировали на вполне внятные сигналы о том, что пора немного умерить свои аппетиты в политической сфере. Мы ходили тогда к Генеральному прокурору, но с просьбой формального, я бы сказал, характера: не заключать в тюрьму до предъявления обвинений.

Вскоре после первого знакового события, каким стало удаление со сцены Гусинского и Березовского, крупнейшим банкирам, предпринимателям, владельцам финансово-промышленных групп было предложено вступить в Российский союз промышленников и предпринимателей. Новые члены РСПП были приглашены на "круглый стол" к президенту. В переводе с дипломатического языка смысл сказанного там состоял в следующем: "Вы не лезете в политику, мы не лезем в историю вашей приватизации".

На этой простой и понятной базе отношения между властью и бизнесом и развивались три следующих года. На взгляд изнутри Российского союза промышленников и предпринимателей - развивались вполне прилично. Лидеры крупного бизнеса выделили довольно серьезные средства для анализа и разработки стратегии реформ, для подготовки законодательства. По ряду позиций был достигнут бесспорный успех: проекты реформ налоговой, валютной, пенсионной, эскизы реформ медицинского страхования и социального страхования, Трудового кодекса, банковской реформы и т. д. были подготовлены в недрах РСПП. Конечно, это были либеральные проекты, но в полной мере учитывавшие вектор развития страны, как его видел президент.

Судя по тем указаниям, которые он давал своей Администрации и кабинету министров, по его распоряжениям ввести соответствующих экспертов в межведомственные комиссии и по работе этих комиссий, наша экспертиза была востребована в полной мере, тем более что иные аналитические центры, "заточенные" под эти цели, на тот момент отсутствовали. В общем, складывалось впечатление, что предпринимательский класс взрослеет вместе с классом политическим и параллельно взрослению всей страны. 2001-2002 годы мне, наблюдателю со стороны - нанятому менеджеру, а не крупному собственнику - запомнились как время перемен во внутреннем самоощущении РСПП, появления того самого чувства, которое Павел Рябушинский когда-то определил так: "богатство обязывает", "richesse oblige".

Хотел бы подчеркнуть один тезис: во взаимоотношениях бизнеса и власти роль бизнеса всегда вторична. Когда он видит адекватное поведение власти, когда "голова рыбы" в порядке, бизнес довольно быстро воспринимает сигналы власти и корректирует свое поведение. В ходе семи "круглых столов" бюро РСПП, которое для многих ассоциируются с "профсоюзом олигархов", от заседания к заседанию, от конференции к конференции, от встречи к встрече это ощущение усиливалось в связи с тем, что именно так вела себя сторона власти, под которую подстраивается все население, включая самых крупных бизнесменов

И так, достаточно конструктивно работая, мы подошли к 2003 году. В самом начале года у некоторых из присутствующих здесь, в том числе и у меня, сложилось впечатление, что борьба с олигархатом и станет той стержневой, лейтмотивной темой, которая приведет к победе на выборах сначала партии власти, а потом президента со значимыми результатами, потому что это популярно в народе".

И действительно популярно, тут не о чем спорить. Я, честно говоря, не думал, что за дело возьмутся так капитально. Первый доклад о "заговоре олигархов", абсолютно никчемный, просто производил впечатление анекдота. Утверждалось, например, будто Дерипаска, Фридман, Ходорковский, Потанин и кто-то еще, в едином заговорщицком порыве, готовы сбросить власть и сделать своими Думу и правительство. Но мне, минимум раз в месяц заседающему с ними, было известно, что эти четверо точно не сядут в одной комнате не то что заговоры строить, но даже вместе ужинать. Поэтому я и воспринял первый доклад как заявочную шутиху. Но потом все обернулось значительно серьезнее.

На базе все того же доклада было подготовлено еще десятка полтора квазианалитических материалов, часть из которых я видел. Кончилось все тем, что кто-то подал президенту составленную по их мотивам бумагу о заговоре уже вполне серьезном. И не налоговые преступления Ходорковского привели его в "Матросскую Тишину".

Конструктивное сотрудничество бизнеса и власти оборвалось летом 2003 года не только из-за аррогантного, высокомерного поведения одной из финансово-промышленных групп. Безусловно, помимо предвыборной ситуации, помимо стилистики поведения тех или иных групп, помимо заносчивости, неосторожных действий и высказываний конкретных персонажей сказалось и различное понимание нашей элитой путей развития страны.

Ходорковский и ряд других крупных собственников настаивали на либеральном пути. Соответствующие проблемы обсуждались на конференции РСПП с участием нескольких нобелевских лауреатов по экономике. Ее участников затем принял президент Путин, и я понял, что он акцептовал многое из того, что говорилось на конференции.

Но другая группа нашей элиты выступает за большее присутствие государства в экономике и во всем остальном, за перераспределительные механизмы. Все, что формулируют академик Львов и Глазьев, безусловно, не только популярно, но и имеет право на существование, являясь полноценной теорией. От этого нельзя просто отмахнуться.

Но дело не только в столкновении либеральной и государственнической теорий. После того, как определенным группам были даны эфир, деньги и харизматические лидеры типа Рогозина, отношения бизнеса и власти приняли хаотический характер. Все закрутилось так, что теперь остановить процесс трудно. Когда в Тамбове или Пензе, где нет ни одного олигарха, невероятно популярна антиолигархическая тема, ясно, что это уже просто инерция хорошо организованной пиар-кампании.

Что делать сейчас? Как известно, существуют всего три силы, способные развивать государство и, в первую очередь экономику, - власть, бизнес и гражданское общество, которое следит за первыми двумя. В экономическую сферу непосредственно вовлечена и такая часть гражданского общества, как профсоюзы, если они развиты; в политическую сферу - такая часть, как правозащитные организации, следящие за политическим процессом. Игнорировать существование треугольника "государство - бизнес - гражданское общество" не удастся, если мы взялись удваивать ВВП, бороться с бедностью и решать прочие проблемы, которые стоят перед страной. Поэтому нужно переналадить, перезагрузить эту матрицу, которая является триединым ядром современного постиндустриального общества, к чему нас призывает и правящая партия.

Конечно, на фоне всех боев, которые происходили и происходят, и тех не очень популярных фигур, имена которых стали нарицательными, сделать это быстро будет трудно. Переформатирование диалога бизнеса и власти предполагает подключение к нему, помимо того "крупняка", который вызывает соответствующую реакцию, бизнеса среднего и малого. Хотя бы для изменения антуража, самого формата встреч с президентом нужно создавать какие-то координационные советы и с малым, и средним бизнесом. Собственно, процесс создания координационного совета организации "Бизнес и Россия" уже начался. Что из этого получится, мы увидим в ближайшее время.

Диалог незаменим. Именно этот message (послание) адресовал нам премьер Фрадков, попросив подготовить несколько прогнозов развития экономики и теоретически проработать проблему повышения конкурентоспособности российской экономики (в прежних терминах - "промышленной политики"). Премьер много говорил о "точках роста" и национальных цепочках производства добавленной стоимости, которую просто невозможно произвести без участия крупного бизнеса. Доля мелкого бизнеса в ВВП - максимум 15 процентов, поэтому нужно заниматься и "крупняком". Это послание Фрадкова РСПП однозначно воспринял. Я абсолютно уверен, что и братские организации - Торгово-промышленная палата, "Деловая Россия", "ОПОРа" - думают сейчас о том же самом.

Надеюсь, после встречи с премьером в недалеком будущем состоится и встреча с президентом. Тогда матрица будет перезагружена. Персоналии, возможно, отчасти поменяются, и правила игры будут более жесткими. Не думаю, чтобы кто-то попробовал вновь рискнуть и сыграть в политику, как сиделец "Матросской тишины", когда хеджировал свои политические риски.

Ближайшие четыре года нам предстоит работать над улучшением благосостояния народа, ростом промышленного производства, диверсификацией топливно-энергетического комплекса и всем остальным. В любом случае делать все это придется в диалоге бизнеса и власти. Может быть, более строгом и менее креативном, но не менее продуктивном. Если власть того захочет.

Юргенс Игорь Юрьевич,

вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей


http://www.fondedin.ru/


Док. 495276
Перв. публик.: 23.05.04
Последн. ред.: 23.09.08
Число обращений: 205

  • Юргенс Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``