В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евсей Гурвич Назад
Евсей Гурвич

В оценке отношений бизнеса и государства и в массовом сознании, и в сознании самой власти смешиваются три разных понятия: законность, справедливость и целесообразность. Для массового сознания деятельность Ходорковского несправедлива и поэтому незаконна. На взгляд власти, деятельность Ходорковского нецелесообразна и поэтому незаконна.

Но попробуем разграничить эти понятия и посмотреть на то, как складывался наш бизнес. Безусловно, процесс был не справедливым. Я не касаюсь нормативной стороны. Но с дескриптивной стороны несправедливость - факт, констатация которого делает наш бизнес сильно уязвимым.

Достаточно шаткой была законность процесса - приватизация проводилась по быстро менявшимся правилам, и сейчас трудно отследить, что соответствовало закону, а что не соответствовало. Бесспорно одно: приватизацию проводила власть, она устанавливала законы, она их применяла. Поэтому попытка пересмотреть итоги приватизации с точки зрения закона, на мой взгляд, поставит под сомнение всю легитимность нынешнего режима. Это возможно только в рамках революционного отказа от всего периода 1990-х и нового начала отсчета с нуля.

Наконец, сложившаяся к 2000 году экономическая система явно была бесперспективной и потому нецелесообразной. Суть ее состояла в захвате крупным бизнесом всех ветвей власти - и исполнительной, и законодательной, и судебной. Крупный бизнес формировал среду под себя, использовал подкуп всех этих ветвей для принятия нужных ему решений. В результате стандартные рыночные механизмы работали у нас в обратном направлении. Например, банкротство использовалось для захвата лучших предприятий, а не для отсеивания худших.

С другой стороны, государство вмешивалось в дела малого и среднего бизнеса, чем полностью подавляло их развитие. В итоге в мире сложилось четкое и вполне обоснованное убеждение, что в России сформировался "дружественный капитализм", бесперспективность которого хорошо известна на примере других стран.

Что изменилось за последние четыре года? Переходим ли мы к новой модели отношений государства и бизнеса? Только давайте смотреть не на декларации, а на реальные процессы. Что вообще нужно для эффективного развития экономики и что нужно власти и бизнесу друг от друга?

Нужна защита прав собственности. Здесь ситуация явно ухудшилась, поскольку эти права поставлены под сомнение. Нужна власть закона. Тоже налицо ухудшение, поскольку к прежнему беззаконию добавилось еще и выборочное применение закона против политически не лояльного бизнеса.

Нужна некоррумпированная бюрократия, отделение бизнеса от власти. Ситуация тоже не изменилась. Единственное, что произошло - запрет бизнесу выходить на поле высокой политики. Это создает комфортные условия для самой власти, но мало что дает для развития страны в целом.

Угроза пересмотра результатов раздела собственности - очень сильное оружие, с большой разрушительной силой. Но его применение было бы оправданным, если бы это было созидательное разрушение, если бы за ним последовал переход к более продуктивной модели.

Однако подобная модель не просматривается и не предъявлена. В то же время ее формирование жизненно необходимо для того, чтобы наша страна стала эффективной, современной, цивилизованной и конкурентоспособной. Поэтому нужно сделать все, чтобы перейти от конфронтации и недоверия бизнеса и власти к сотрудничеству ради выработки модели, продуктивной и приемлемой для обеих сторон. Если это не удастся, реализуются пессимистические сценарии.

Евсей ГУРВИЧ

Научный руководитель Некоммерческого партнерства

"Группа содействия эффективной экономической политике"










http://www.fondedin.ru/


Док. 495272
Перв. публик.: 23.05.04
Последн. ред.: 23.09.08
Число обращений: 225

  • Гурвич Евсей Томович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``