В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как и кто контролирует коррупциогенность законов. Назад
Как и кто контролирует коррупциогенность законов.
В конце сентября прозвучало предложение проводить антикоррупционную экспертизу законопроектов отраслевых ведомств. А о том, как и кто сегодня контролирует коррупциогенность законов рассказал Михаил Гришанков, председатель Комиссии Госдумы по противодействию коррупции.


- Михаил Игнатьевич, вопрос об антикоррупционной экспертизе поднимался еще в 1998 году. Какие тогда были предложения?
- Да, вопрос о качестве принимаемых законов, механизме и наборе критериев, которые бы обеспечивали высокий уровень законотворчества, стоит давно. Еще с момента формирования Государственной Думы первого созыва. Многие специалисты в области права, например, предлагали выработать своего рода "Закон о принятии законов", в котором отразились бы принципы их подготовки. Безусловно, в числе обязательных критериев предлагалось проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых законов. К сожалению, идея "Закона о законах" не нашла поддержки ни у депутатов, ни у представителей исполнительной власти. Поэтому неудивительно, что качество принимаемых документов оставляет желать лучшего.


- В связи с чем возникла сама идея проверки закона на "коррупциогенность"?
- Дело в том, что в настоящее время отсутствуют жесткие требования обязательной экспертизы законопроектов и четкий механизм их принятия. Это позволяет лоббистским группам продвигать свои интересы, создавая, в том числе, условия для коррупционной деятельности.


- Какие функции выполняет Комиссия?
- Комиссия была создана в апреле 2004 года. Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является организация антикоррупционной экспертизы законопроектов. Экспертиза должна поставить барьер на пути проникновения в законодательство норм, обеспечивающих почву для коррупции. И такая работа Комиссией ведется.


- Есть ли какие-то особенно показательные примеры?
- Да, конечно. Летом 2004 года Комиссия дала отрицательное заключение на законопроект, касающийся рекламы пива. Существующий при Комиссии экспертный совет, в который входят авторитетные специалисты-практики и ученые-правоведы, выявил в нем целый ряд коррупционных положений. В результате Совет Думы принял решение создать рабочую группу, которая переработала законопроект с учетом рекомендаций Комиссии. После этого депутаты приняли его практически единодушно. Введенные этим законом ограничения на рекламу пива в средствах массовой информации уже сегодня дают свои плоды: потребление пива в стране начало снижаться.


Или вот еще, более свежий, пример. По решению Совета Думы наша Комиссия провела его экспертизу законопроекта "О лекарственных средствах", инициаторами которого явились члены Совета Федерации г-н Брынцалов и г-н Шпигель. Мы выявили в документе положения, которые могли создать коррупционные возможности для чиновников и привилегии для отдельных производителей лекарственных средств. Комиссия рекомендовала отклонить указанный законопроект и отправить его на доработку. Авторы законопроекта учли лишь некоторые замечания и, используя лоббистские возможности, попытались "продавить" принятие закона. Однако в сентябре этого года Президент направил в Госдуму письмо, в котором указал на неприемлемость предлагаемых авторами законопроекта норм. То есть поддержал нашу позицию.


- Но это были примеры проверки отдельных законопроектов. А проводится ли экспертиза каждого законопроекта, поступающего на рассмотрение в Госдуму?
- Мы стремимся к тому, чтобы проверка законопроектов на коррупциогенность приобрела системный характер. В весеннюю сессию текущего созыва Комиссия внесла предложения об изменении Регламента работы Государственной Думы, предусматривающие создание четкого механизма проведения подобных экспертиз.


- Скажите, Комиссия проводит экспертизу налоговых законопроектов на коррупиогенность?
- Как я уже отметил, сегодня Комиссия осуществляет экспертизу по решению Совета Думы. Если ей будет поручено провести экспертизу в налоговой сфере, то Комиссия и её Экспертный совет будут ими заниматься.


- Существуют ли в настоящее время методики проведения экспертизы? Какие из них использует Комиссия?
- Сегодня есть целый ряд качественных, на мой взгляд, "продуктов" в этой области. Это методика, разработанная фондом "Индем" г-на Сатарова, методика НИИ Счетной Палаты, подходы, выработанные в Центре стратегических разработок. И хотя единой интегрированной методики сегодня нет, во многом они перекликаются между собой. Члены нашего Экспертного совета при проведении своих исследований опирались, в частности, на наработки перечисленных выше структур. Хотел бы добавить, что методики постоянно совершенствуются. Например, 12 октября 2005 года, в Центре стратегических разработок прошла встреча экспертов, участие в которой принимали специалисты в этой области. В ходе встречи участники обменялись мнениями о методиках, используемых при анализе нормативных актов, касающихся различных областей права.


- Каким образом проводится экспертиза? На что в первую очередь обращают внимание специалисты?
- Проверка законопроектов на коррупциогенность проводится по целому ряду позиций. Например, специалисты анализируют связь изучаемого акта с другими нормативными правовыми документами. Они выясняют наличие многовариантности диспозиций правовых норм, наличие бланкетных (отсылочных) норм, дающих широкие возможности ведомственного и локального нормотворчества. Также эксперты ищут возможные противоречия правовых норм, как между равноправными актами, например, федеральными законами, так и между федеральными и региональными по вопросам общего ведения. Кроме того, специалисты определяют объем дискреционных полномочий, позволяющим чиновникам в зависимости по ситуации действовать по своему усмотрению. Они проверяют отсутствие конкурсных процедур и наличие норм, регламентирующих ответственность госслужащих и т. д.


- Что Вы думаете о предложении Минэкономразвития, которое недавно озвучил Андрей Шаров? Если намерение станет законом, то к чему это приведет?
- инициатива Минэкономразвития, предполагающая проведение антикоррупционной экспертизы законопроектов, участие в подготовке которых принимает министерство, заслуживает поддержки. Это позволило бы уже на раннем этапе выявлять нормы, реализация которых создаст условия для коррупции. Хотелось бы также, чтобы инициатива побыстрее перешла в практическую плоскость. Я думаю, что очень важно привлечь авторитетных независимых экспертов к анализу готовящихся в Минэкономразвития законопроектов. Участие таких специалистов существенно повысило бы уровень доверия к результатам экспертизы и качеству находящихся "на выходе" документов.


- И тогда законы перестанут создавать почву для коррупции?
- Нет, конечно. Надо отдавать себе отчет и в том, что ведомственная экспертиза не может рассматриваться как "знак качества", на сто процентов гарантирующий чистоту законопроекта. Последнее слово все равно должно оставаться за законодателями.




http://www.bishelp.ru/zakon/detail.php?ID=6022&print=1

Док. 495056
Перв. публик.: 16.11.05
Последн. ред.: 22.09.08
Число обращений: 167

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``