В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Михаилом Гришанковым для Русской Службы Новостей Назад
Интервью с Михаилом Гришанковым для Русской Службы Новостей
"Благодаря применению законодательства на миграционный учет встали 6 миллионов человек", - отметил в эфире РСН первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Михаил Гришанков, анализируя ситуацию с миграцией в Российской Федерации.

Рустам Арифджанов: В студии Рустам Арифджанов, вместе со мной Михаил Игнатьевич Гришанков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности. Здравствуйте, Михаил Игнатьевич.

Михаил Гришанков: Добрый вечер.

Р.А.: И, как я и обещал, будем говорить и мигрантах, да? Тема волнительная, а иногда переходящая даже в острую, по-моему. Вот такая большая миграция на территории Российской Федерации - это миф, или, действительно, реальность? Потому что с Дальнего Востока приходят сведенья, называют цифры: миллион, полтора, три миллиона мигрантов из соседней Китайской Народной Республики. Москвичи и жители больших городов жалуются на большое количество людей, из бывших советских республик, а ныне государств Центральной Азии и государств Кавказа. Их действительно много?

М.Г.: Мигрантов действительно много. Если вспомнить историю, то после развала Советского Союза границ не было, пограничного контроля не было, практически никакого контроля на границах с нашими новыми соседями не было. Поэтому в Россию хлынули неограниченные потоки мигрантов, которые по разным причинам приехали в Россию, но чаще всего, естественно, зарабатывать деньги для своих семей. Поток этот колоссален, в конце 90-х годов он достигал не один десяток миллионов человек. Сегодня можно констатировать, что благодаря применению нового законодательства официально уже встали на учет около 6 миллионов мигрантов. Это официально. Я бы сейчас не стал пугать радиослушателей цифрами о том, что полтора или три миллиона китайцев находится на Дальнем Востоке, на самом деле это не правда. Хотя мы все помним истории, которые рассказывал, в том числе, и Владимир Владимирович Путин. Когда призывал наводить порядок в этой сфере, он рассказывал историю, что в Санкт-Петербурге в одной квартире жило 420 человек, ну, было прописано. И самое удивительное, что у них же документы, которые мы не всегда четко понимаем, поэтому, естественно, преступные группировки, которые привлекали нелегальных эмигрантов для разных целей, активно использовали несовершенство законодательства. Сегодня начали наводить порядок, и еще раз отмечу - около 6 миллионов официально зарегистрировано. Это хороший результат, то есть люди выходят из тени. Хотя, конечно, не мало еще незаконных мигрантов.

Р.А.: К нам дозвонился Сергей, послушаем его вопрос. Сергей, добрый вечер!

Радиослушатель: Да, здравствуйте. Я сам из Владивостока, живу в Москве. У меня вопрос: что вообще кардинально делается для изменения ситуации на Дальнем Востоке?

Р.А.: А Вы как ее хотите изменить, Сергей?

Р.: Как изменить? Ну, может быть, поднять материнские деньги по рождению? Может быть, каких-нибудь переселенцев? Ведь весь Дальний Восток состоит из жителей Украины, изначально осваивался украинцами. Это во-первых. Во-вторых - ежегодно полтора миллиона людей выезжают с Дальнего Востока. Села пустые, деревни пустые, города пустые. И китайцев, на самом деле, очень много, просто в городе их не увидишь. А на самом деле они есть, они здесь, они рядом, мы чувствуем их. Можно отъехать от Владивостока 50 - 60 км, и увидишь в Уссурийске, на рынке - их тысячи там! И еще я хочу сказать в дополнение ко всему, что на самом деле то, что существует такой поток мигрантов - это наше счастье скорее, а не проблема. Это счастье, что кто-то к нам едет, понимаете? Потому что если не изменить ситуацию, то Дальний Восток мы потеряем в ближайшие 20 лет, и это будет на совести нынешней власти.

Р.А.: Что же, Сергей, спасибо, что позвонили. Михаил Игнатьевич! Вы депутат Госдумы, Вы первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, поэтому, когда говорят "на совести нынешней власти", значит, и к Вам обращаются!

М.Г.: Несомненно, на моей совести. Конечно, я несу ответственность, так же как и другие представители власти. Но Сергей, начав вопрос о том, как же изменится ситуация, тут же признал, что миграция является позитивным действом для страны. Если говорить о наведении порядка, даже не наведении порядка - изменении ситуации, он говорил об изменении ситуацию. Да, понятно, материнский капитал, да, рождаемость. Но быстро чудес не бывает. И даже если через 9 месяцев наши женщины порадуют нас новыми гражданами страны, то им же еще надо вырасти! То, что выходцы из Украины... Я лично не вижу в этом ничего плохого, если они достойно, честно работают на нашу страну. Они же все наши соотечественники, по большому счету. Мы же все жили в одной стране. И я не сторонник того, чтобы национально окрашивать тех граждан, рядом с которыми мы живем. Вопрос в том, что главное - это развитие экономики. И как осваивалась эта Сибирь и Дальний Восток? Строились крупные предприятия, высокие заработки, - и люди просто ехали туда, это факт из советских времен. И я уверен, что сейчас Владивосток и Приморский край будут колоссально двигаться вперед, колоссально развиваться. И не только потому, что там будет саммит АТЭС, но и много других программ федеральных идет там. Поэтому экономика - это основа для привлечения трудовых ресурсов. И не только мигрантов из других стран, но и трудовых ресурсов из России.

Р.А.: Мы говорим не только о мигрантах из-за пределов нашей страны, но, наверное, поговорим и о миграции внутри страны, да, Михаил Игнатьевич? Это всегда было свойственно России, мы вообще народ кочевой, образно говоря. Если бы так не было, мы бы не освоили ни Сибирь, ни Дальний Восток, ни Тюмень с ее нефтью и газом, где сейчас зарабатывается основное пополнение бюджета России. Мы обещали ответить на звонок Юрия - и сейчас отвечаем. Здравствуйте, Юрий!

Радиослушатель: Здравствуйте! Вот у нас за демографию отвечает вице-премьер, у которого всего лишь один ребенок. А какой вклад в демографию России внес господин Гришанков? Лично!

Р.А.: Спасибо за вопрос, Юрий!

М.Г.: Вы знаете, две дочери. Старшей дочери 20 лет исполняется буквально на днях, младшей - 15. и, не буду скрывать, мечтал бы о том, чтобы сегодня иметь гораздо больше детей. Но жизнь есть жизнь... Двое детей, я считаю, для российской семьи - это очень мало. И своих дочерей я настраиваю на то, что, как минимум, трое.

Р.А.: Ну и правильно. Потому что когда у нас двое детей - мы только стабилизируем обстановку, а трое - уже увеличиваем население Российской Федерации.

М.Г.: Знаете, я хотел бы отметить, что многие мои друзья, сегодня, уже в достаточно зрелом возрасте, третьего ребенка практически все родили. То есть я горжусь тем, что мои близкие друзья убедили своих жен, что третий ребенок - это счастье для семьи. Это факт.

Р.А.: Вернемся к мигрантам. Хотя уповать на мигрантов и только на них, наверное, не очень правильно. Самим нужно заглядывать на 20 лет вперед и растить новую смену, иначе... Мы, все-таки, не страна эмигрантов, как США, и не хотелось бы ею стать.

М.Г.: Да, и это неправильно было бы, если бы Россия стала такой страной.

Р.А.: Но, тем не менее, каков вклад трудовых эмигрантов в экономику России сейчас? Он значителен? Или это все больше утекает туда, к ним, откуда они приехали?

М.Г.: Вклад, на самом деле, очень значительный. И совершенно очевидно, что для растущей экономики России есть проблема нехватки трудовых ресурсов, и это чаще всего ощущается в развитых территориях. Давайте представим себе: 6 миллионов, скажем так, наших бывших соотечественников, сегодня работают рядом с нами. Они выполняют работу достаточно тяжелую. И можно признать, что очень часто они выполняют работу, на которую не идут наши сограждане. Поэтому их вклад, на самом деле, колоссален. С каждого миллиона официально зарегистрированных мигрантов около 18 миллиардов дополнительных доходов в бюджет России. Понятно, что они зарабатывают деньги и отправляют их к себе на родину, кормить свои семьи. И слава Богу! И чем больше они будут зарабатывать, тем больше будут платить налогов те компании, в которых они работают. Их вклад в экономику - он ощутим, и я не стал бы их отбрасывать, как делают отдельные эксперты, говоря о том, что мы сами справимся. Нет, конечно, не справимся уже. Я считаю. Что принципиально важно, что вывели этих людей из тени. Вот я хочу вернуться к законам, в отношении которых мы проводили достаточно бурную дискуссию в Госдуме. По инициативе фракции "Единая Россия" в этом году начало действовать новое законодательство. И удивительно было для меня прочитать заключение экспертов по международной миграции, которые сказали, что в России колоссальная миграционная реформа. Откровенно говоря, впервые государство пошло не путем ужесточения, а дали возможность в уведомительном порядке тем, кто приехал в Россию, зарегистрироваться. На почте отправил документ - получил регистрацию. Все. И поэтому 6 миллионов вышло из тени. Ведь эти люди, надо тоже признать, часто использовались как рабы, это тоже факт. У них не было ни социальной, ни медицинской защиты, и мы много историй знаем о том. Как у них просто забирали паспорта, пока последние соки из них не выжмут. Сегодня они легально работают. И компании, в которых они работают, платят налоги. И одна из цифр, которые приводил руководитель миграционной службы Константин Олегович Ромодановский: за 2007 год - 3 миллиарда штрафов. Это работодатели, те, кто привык пользоваться рабским трудом, а сегодня приходят к ним и спрашивают: "А откуда у вас люди работают? Как они въехали? И что вы делаете для того, чтобы они получали зарплату, и чтобы вы платили налоги?". Это огромная сумма, на самом деле, 3 миллиарда. И важно было, что когда мы принимали эти законы, мы не только легализовали возможность честно работать для тех, кто хочет, в России, но мы и ужесточили ответственность тех, кто использует труд мигрантов. Хочу сказать. Что не каждая страна способна это сделать. Не сегодняшний день проблема миграции есть и в Штатах, и в Европе, и в той же Германии, и в той же Франции. Сегодня мы получили результат очень хорошего эксперимента, который надо продолжать. Надо вывести людей из тени, чтобы они честно платили налоги.

Р.А.: Ну да, потому что мы иногда жалуемся, что мы очень долго ждем маршруток, а когда они ходят часто, мы начинаем жаловаться, что за рулем маршруток люди, не очень хорошо говорящие по-русски. Иногда жалуемся, что выйдешь во двор - а там метет, или снег убирает, молдаванин или таджик, а не будет его - будем падать на льду! Кстати, это не только России свойственно на постсоветском пространстве, это и Казахстану свойственно, там тоже большой поток эмигрантов из Киргизии, из Таджикистана, из Узбекистана. Более того, Казахстан даже стал нашим соперником за миграционные потоки, потому что идет борьба за этих людей. Они нужны и нам. И Казахстану. Как только страна становится побогаче, так сразу туда устремляются мигранты. Михаил Игнатьевич, а из каких стран больше всего едет мигрантов в Россию?

М.Г.: Вы практически все страны назвали. Конечно, Украина, конечно, Молдова, конечно, Киргизстан, и больше всего - Таджикистан. Из Узбекистана, по моим данным, меньше, чем из других стран. Когда мы говорим о том же Китае, то, как бы мы себя не пугали... Конечно. Мы опасаемся. Это великая страна, которая находится вблизи нас, и на Дальнем Востоке достаточно много сегодня привлекается рабочих из Китая, но под жесточайшим контролем. Я могу привести пример, Хабаровский край, губернатор Ишаев. На столько качественно и эффективно использует труд китайцев, что получили совершенно ощутимые результаты в изменении облика Хабаровска. На весенне-летний период пригласили определенное количество сотрудников, они отработали, благоустроили город, выехали. Все было под контролем. И это нормально

Р.А.: У китайцев нет тенденции оставаться в России?

М.Г.: Конечно, есть. Но вопрос, опять же, контроля. Вы знаете, у них все жестко вертикально интегрировано, поэтому всегда есть старший, с которого можно спросить. А если компания, которая занимается привлечением рабочей силы, не выполняет своих обязательств, то достаточно просто закрыть им возможность работы на этом рынке. То есть вопрос, на самом деле, четкого исполнения законодательства. Не понятийных договоренностей, что "мы сегодня привезем поработать, а потом увезем", а жесткий контроль, со стороны пограничных служб, миграционной службы.

Р.А.: Значит, мы не должны отвергать мигрантов и миграцию, а должны просто ее контролировать - вот залог безопасности.

М.Г.: Совершенно очевидно. Я бы сказал, не только контролировать, но и влиять на нее. Вот Вы привели пример с водителями маршруток. Очень важно, чтобы люди, которые приезжают работать в нашу страну, были адаптированы к нашей культуре, чтобы они знали, в том числе, и русский язык.

Р.А.: К нам позвонил Слава. Здравствуйте, Слава! Слушаем Вас.

Радиослушатель: Здравствуйте. Я вот хотел сказать по поводу демографии. Потому что в основном все политики говорят, но никто ничего не хочет делать. Я гражданин Молдовы, я приехал сюда, там продал недвижимость, здесь купил. И что? Я подаю документы, чтобы получить для начала хотя бы разрешение на временное проживание, так как я русский, у меня трое детей, и все нормально! А со мной сдают документы люди, приехавшие с Кавказа, из Армении, Грузии, Таджикистана... И я не знаю, каким образом, но они почему-то получают это разрешение, а я никак не могу получить!

Р.А.: А как Вам объясняют, почему Вы не можете получить? Вам же что-то должны сказать!

Р.: Да, конечно. Квота закончилась просто, и все. Понимаете, в чем дело?

Р.А.: Спасибо за звонок. Михаил Игнатьевич, я понимаю, что мы не знаем всей тонкостей биографии Славы, и трудно точный ответ высказать, но, наверное, какая-то правда есть в словах нашего слушателя? Некоторым удается быстро получить вид на жительство, а вот этническим русским, то есть людям, безусловно, владеющим русским языком, которым и адаптироваться здесь не надо, это родная земля для него - почему ему трудно?

М.Г.: Я бы просто призвал бы Вячеслава к тому, чтобы он был настойчив в своей цели. Конечно, мы всегда виним окружающих в том, что у нас что-либо не получается. Я считаю, что он просто должен идти в миграционную службу и добиваться решения своего вопроса. Быстрее или медленнее получили остальные - давайте признаем, Вячеслав же не знает, они же не в один день сдавали документы, поэтому я бы не стал здесь сгущать краски. На сегодняшний день достаточно серьезные проверки проходят.

Р.А.: Может быть, речь идет еще и о квалификации рабочих. Может быть, тот человек из Армении не так хорошо владеет русским языком, но обладает такой профессией, которая нужна конкретному предприятию.

М.Г.: Вполне возможно. Еще раз призову Вячеслава: идите и разговаривайте с сотрудниками миграционной службы. Я не буду с Вами об этом разговаривать, это их обязанность, и их достаточно жестко контролируют. А контекст, в котором сказал Вячеслав - если есть конкретная информация, то есть и специальная служба, которая будет с этим разбираться. Бороться надо, и Вы получите все необходимые документы.

Р.А.: Более того. Константин Олегович Ромодановский - бывший начальник службы собственной безопасности МВД, человек строгий и справедливый, поэтому обращайтесь в Федеральную миграционную службу, я думаю, что если есть нарушения, Константин Олегович решит это сурово и справедливо.

М.Г.: Рустам, я подтверждаю Ваши слова. Не взирая на должности и звания - предельно жесткий подход к исполнению законодательства всеми сотрудниками миграционной службы.

Р.А.: Вот у нас есть телефонный звонок, сейчас нас соединят. Слушаем Вас!

Радиослушатель: Добрый вечер.

Р.А.: Как вас зовут?

Р.: Николай Иванович. Вот такая ситуация тут. Как это можно понять и как разобраться? Человек 50 - 80 живут в подвале. Эмигранты. Да, может быть, они много полезного делают, но вы понимаете - в подвале! Как живут? И жильцы дома очень переживают, и бояться в последнее время.

М.Г.: Николай Иванович, адрес дома?

Р.: Мукомольный проезд, дом 5.

М.Г.: Хорошо. Я гарантирую, что будет проведена проверка по этому адресу.

Р.: Спасибо.

Рустам Арифджанов: Ну что ж, продолжим. В студии Рустам Арифджанов и Михаил Игнатьевич Гришанков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности. Михаил Игнатьевич, мы затронули тему адаптации эмигрантов здесь, и действительно, это чрезвычайно важная тема. Потому что приезжают люди с другой культурой, не очень хорошо знающие русский язык - может быть, даже, вполне допускаю, что очень хорошие, приличные, культурные люди - но по-своему. И это иногда порождает просто национализм на бытовом уровне. Я думаю, что ни одна девушка из российского города не пройдет в мини-юбке по какому-нибудь кавказскому селу, так же как мужчина в шортах, понимая, что это самоубийственно - или, во всяком случае, нарушение всех правил приличия.

М.Г.: Да, конечно.

Р.А.: Но точно так же приезжающие к нам люди должны понимать, что это города с другой культурой - она другая, и значит, надо следовать правилам этой культуры.

М.Г.: Вы совершенно правильно обозначили одну из острейших проблем - с этим связана, в том числе, и преступность, и, скажем так, многое другое. На сегодняшний день, имея огромное количество эмигрантов - опять же, с разных стран, из Средней Азии, из Украины, из Молдавии - Украина и Молдавия понятно, у нас как бы практически единые жизненные ценности и культура практически одинаковая, но Средняя Азия, конечно, отличается, и сложности есть. Ряд предложений был в последнее время очень четко озвучен и Константином Олеговичем Ромодановским, и федеральной миграционной службой. Мы поддерживаем эти предложения. Законодательно их, конечно, не решить, но на своем парламентском уровне мы ведем такие же переговоры, как Ромодановский ведет с руководителем миграционной службы. На сегодняшний день возможный путь решения этой проблемы - это создание неких центров в тех республиках, откуда к нам идут мигранты. То есть это должна быть очень четкая работа с теми агентствами, которые занимаются привлечением этих мигрантов. Во-первых, я считаю, эти агентства должны быть лицензированные - такая форма существует во многих странах. И в этих центрах уже готовить тех людей, которые собираются ехать в Россию.

Р.А.: То есть приток эмигрантов должен быть организованный, а не просто сорвался и поехал?

М.Г.: Да, совершенно верно.

Р.А.: Тогда по подвалам не будут жить.

М.Г.: Во-первых, упростили бы жизнь для этих же людей. Он уже, скажем так, другими глазами смотрели бы на те правила и нормы, которые существуют в России. Ведь иногда что происходит - когда они не знают наших законов, как только им любой чиновник начинает задавать какой-либо вопрос, их начинает просто трясти, они тут же думают, сколько денег им придется отдать из того заработка, который у них есть. Поэтому подготовка мигрантов именно там, на территории, где они постоянно проживают, создание неких культурных центров, где они могли бы повышать свой уровень - это необходимо.

Р.А.: Спасибо. 956-17-41, мы принимаем ваши звонки. Николай Иванович, здравствуйте, слушаем вас!

Слушатель: Здравствуйте. Очень много есть что сказать на эту тему. Мой бизнес связан со стройкой, и я хочу отметить несколько вопросов. Первое - что на стройке невозможно работать без эмигрантов, это категорически однозначно. Наши российские люди не идут на ту работу, которая от них требуется, и не могут работать в том режиме, в котором работают эмигранты. Обычно заказчик требует выполнения строительных объектов быстро, организовать работу русских людей в две-три смены без выходных невозможно, это я вам скажу совершенно точно. Эти люди, эмигранты, работают от зари до зари, без выходных, они зарабатывают деньги. Второй вопрос - официально их регистрировать чрезвычайно сложно. Это связано с громадной волокитой, с оформлением кучи бумаг. При том, что после того как они получат свои разрешения, они отработают максимум полгода, и ты их больше не увидишь. Они уедут домой, потеряются, кого-то ты выгонишь за недостойное поведение, и так далее. И третий вопрос - оформлять официально этих людей на работу. Наша стройка связана с работой в Москве, в Подмосковье и в ближайших областях. У нас много маленьких мелких объектов, куда я должен выставлять своих строителей. В каждой области, будь то Воронежская, Тульская, Калужская, Московская, и Москва - я должен оформить пять разрешений. При том, что у меня объект, положим, идет три-четыре недели - ну, полтора месяца - значит, я его потом переставляю, я ему заново должен переоформлять разрешение. Нонсенс, абсолютно бесполезная работа. Поэтому приходится работать. И еще могу сказать, что в регистрационной службе за деньги решается все. Сто процентов я это говорю, потому что сам эти вопросы решаю. И коррупция там на таком уровне, что к гадалке не ходи.

Р.А.: Спасибо, Николай Иванович, за звонок, сейчас попробуем ответить. Я просто хочу спросить, Михаил Игнатьевич - вот три или четыре пункта перечислил наш слушатель Николай Иванович - интересно, сколько законов Российской Федерации он умудрился нарушить, да? И регистрировать сложно, и работать с утра до ночи без выходных, и взяткодательство - ведь у нас же карается не только человек, который берет взятки, но и человек, который дает взятки.

М.Г.: Да, конечно.

Р.А.: Я понимаю, что навести порядок сложно, но если не наведем порядок, то как работать?

М.Г.: Рустам, ваши последние слова - я просто подписываюсь под ними. Николай Иванович, больно говорить, конечно, может быть, вам как бизнесмену не очень приятно это слышать, но вы в любом случае обязаны будете выполнять все эти правила, потому что если вы не будете их выполнять, у вас проблем будет гораздо больше. То есть люди должны работать легально. Конечно, я согласен с тем, что без эмигрантов сегодня стройки практически не могут двигаться, и вы привлекаете, вы заинтересованы в получении прибыли, поэтому ищете, где подешевле найти рабочую силу. Правда, что наши не хотят идти работать - не только на стройку, и в село мало хотят идти работать - то есть это правда. Но привлекая, вы же обязаны выполнять законы. И поэтому если волокита, если идет невыполнение законов - просто не бойтесь и задавайте прямые открытые вопросы тем руководителям, которые возглавляют те ведомства, куда вы обращаетесь. Очень часто волокита идет на нижнем и среднем звене. Не бойтесь требовать и отстаивать свои права. Поэтому когда вы говорите о том, что вы вынуждены давать взятки - я не призываю сейчас, конечно, всех броситься в Государственную думу, но нет вопросов, готовы это обсуждать. И уверяю вас, позиция Ромодановского предельно жесткая. Если будут выявлены факты - не просто увольнение людей, а привлечение к уголовной ответственности в том числе. Вы же сами в том числе - извините, что я говорю это - вы же сами заинтересованы в том, чтобы за деньги решать какие-то вопросы. А вы почитайте закон. Но, опять же, волокита возможна в силу самых разных причин - для этого есть у вас и риск, бейтесь, двигайтесь. Но в любом случае разрешения оформлять надо.

Р.А.: 956-17-41. Вопрос от Игоря Валерьевича. Добрый вечер, Игорь Валерьевич!

Слушатель: Добрый вечер. Столкнулся с такой проблемой. У меня супруга - гражданка Украины. Пятнадцать лет живем вместе, сделали все медицинские документы, проверки, и хотим сделать вид на жительство, временное проживание. В городе Александрове Владимирской области, где находится федеральная служба, куда я обращаюсь, работает два раза в неделю. Очередь набирается с утра, с шести часов, целая толпа. И я уже месяц не могу просто подать документы - понимаете, в чем дело. Наверное, специально чиновниками создается такой график работы, чтобы зарабатывать деньги. Я там обращался и к начальнику - и начальник паспортной службы не может ничего сделать с той женщиной, которая принимает документы. Она работает два дня в неделю, людей ужасно много, люди в обморок падают, дышать нечем - просто катастрофа какая-то. И вот этими двумя днями в неделю большой Александровский район не обслужить, потому что со всех концов страны бывшего СССР - каких только национальностей там не встретишь. И проводить целыми днями в очереди, и там на одного человека уходит два-три часа, представляете? А людей собирается по двадцать-тридцать человек. И вот она в день по пять-шесть человек примет, и все. Остальные все уходят, ничего не сделав, ничего не сдав. Просто сдать документы - целая проблема.

Р.А.: Спасибо, Игорь Валерьевич, за звонок. Хотя это беда не только эмиграционных служб России, а вообще всех, кто оформляем визы или другие миграционные документы в любой стране мира. И в Штатах очереди стоят, и в Германии, и во Франции. Я не знаю, почему - так складывается работа эмиграционных служб.

М.Г.: А вы знаете, я обратил бы внимание, что эмиграционная служба создана недавно. И совершенно очевидно, что нужно увеличивать ее штат. На эту тему у нас был отдельный разговор с Константином Олеговичем. То есть очевидно, что она должна становиться все цивилизованней. Сегодня там многие работники на пределе возможностей. Ведь правильно, очереди, колоссальные очереди. Сегодня мы законодательно дали людям возможности, а государство, скажем так, технологию на тысячу процентов еще до конца не доработало. Потому что в этой ситуации люди, конечно, не должны стоять в очередях. Но позиция руководства - они стремятся увеличивать количество приемных дней.

Р.А.: Но есть же какой-то норматив - на такое-то количество эмигрантов такое-то количество работников.

М.Г.: Конечно. Но не хватает работников миграционной службы. Но проблема есть, и я беру на себя обязательство еще раз озвучить этот вопрос перед Константином Олеговичем.

Р.А.: А это должны быть какие-то специальные работники? Ведь просто человека не посадишь?

М.Г.: Вы знаете, на самом деле просто надо увеличивать штаты. Потому что у нас, чем больше мы будем легализовать мигрантов, тем больше работы будет с ними. То есть нужно увеличивать штат. Как бы ни было прискорбно, но вот в этой ситуации, конкретно с этой службой я лично, образно говоря, за то, чтобы количество бюрократов выросло. Потому что они решают суперважную задачу, и по большому счету они столкнулись и решают задачу, которая долгие годы не решалась. Ведь миграционные проблемы долгие годы были вообще вне поля зрения государства. И не потому, что не хотели делать - много было других сложностей, много было других вопросов, которые стояли на повестке дня. Сегодня мы дожили до того, что первое - стремимся быстро решить демографическую ситуацию, привлечь, образно говоря, наших сограждан к тому, чтобы задумались о будущем страны. Ну и миграционные потоки тоже начали регулировать.

Р.А.: Михаил Игнатьевич, пять минут у нас остается до конца эфира. Не могу не затронуть тему преступности. Правда ли среди мигрантов так велика преступность?

М.Г.: Вы знаете, если говорить о статистических данных - я приведу последние цифры. В общем количестве преступлений, которые совершаются в России, количество преступлений, совершаемых эмигрантами, в разных регионах разное - где-то от полутора до трех-пяти процентов - вот эти цифры. То есть их нельзя назвать какими-либо катастрофическими. И в 2007 году после применения новых законов, которые были приняты Думой, скажет так, больше порядка стали наводить, жестче стали контролировать все это - на семь процентов снизилась преступность среди этой категории людей, которые живут рядом с нами. То есть это плюс. Обращу внимание на то, что и сами мигранты стали чаще обращаться в органы МВД, если в отношении них совершаются преступные действия. То есть это говорит о том, что мы как бы возвращаем их к нормальной жизни. Но то, что преступность, конечно, существует - иногда этническая преступность - это факт.

Р.А.: Ну понятно, люди оторваны от дома, от семей, и находятся здесь в одиночестве - они сплачиваются, и этим, естественно, пользуются лидеры преступных группировок.

М.Г.: Лидеры криминала очень активно пользуются именно привлечением - скажем так, рекрутируя бойцов из нелегальной эмиграции.

Р.А.: Пожалуй, последний звонок - Дарик к нам позвонил - если я правильно называю, как вас зовут. Добрый вечер!

Слушатель: Да, правильно. Добрый вечер. Скорее всего, вопрос по эмиграции. Знаете, я в 2004 году в Алтайском крае получил гражданство Российской Федерации, и на основании этого паспорт.

Р.А.: Да, вы гражданин Российской Федерации, такой же, как мы, как Михаил Игнатьевич - с чем вам и поздравляем.

С.: Спасибо, но вот я приехал в 2005 году, купил в Иваново дом, и у меня паспорт - как сказать, постарел, упал в воду, короче, грязным был. Меня оштафовали пару раз, и из-за этого я стал менять паспорт. Я там паспорт поменял, мне начальник паспортного стола сказал, что отправит запрос туда, в Алтайский край. Потом, если что, паспорт у меня изымут. Вот туда отправили запрос, и оттуда получили ответ, что необоснованно выдан паспорт. Как это понять, куда мне обращаться?

Р.А.: Спасибо за вопрос - хотя, понимаете, Дарик, мы сочувствуем вам, но мы не знаем всех тонкостей.

М.Г.: Я просто хочу сказать, что вы же в Алтай приезжали не в голое поле - значит, у вас там были друзья, товарищи, знакомые, к кому вы приезжали. Пусть они придут в этот паспортный стол и уточнят ситуацию. То есть нужно просто уточнить - может быть, какая-то ошибка, когда искали ваши документы, может быть, кто-то что-то не нашел. То есть это дело уже юристов, обращайтесь к юристам.

Р.А.: Да, так просто по поводу каждой судьбы, не встретившись с человеком, трудно что-то посоветовать. Но правильно говорил Михаил Игнатьевич - если вы чувствуете, что вы правы, если вы знаете, что вы правы, если вы реально и честно н получили гражданство Российской федерации, то, во-первых, и нечего бояться, и вы имеете все права требовать, нажимать, не бояться - они обязаны заниматься вами. Чиновник - он для того и чиновник, что получает деньги, получает зарплату за то, что он должен заниматься вами.

М.Г.: Напишите официальное письмо в Алтайский край, и вам обязаны в течение месяца ответить. Если вы хотите выяснить - напишите, почему вам дали такой ответ. То есть все обстоятельства надо выяснять, и для этого привлекайте юристов - не надо изобретать велосипед, пусть работают профессионалы.

Р.А.: Ну что ж - минута, Михаил Игнатьевич, пора подводить итоги. Мы должны с вами признать - да мы это и не скрывали, что Россия ни сегодня, ни завтра, ни через десять лет без эмигрантов не обойдется.

М.Г.: Никогда. Это уже правда.

Р.А.: Нам нужно просто наладить и эту службу, и нашу жизнь с ними так, чтобы прежде всего было удобно нам, коренному населению России, жителям России, чья это страна. Но чтобы и они не жили на положении, вызывающем у них озлобление - потому что оттуда и появляется преступность, агрессивность и бытовой национализм.

М.Г.: Вы совершенно правы. И обращу внимание - когда у нас проходил круглый стол на прошлой неделе, его инициатором была фракция "Единая Россия" - мы поставили перед собой совершенно конкретные задачи. Да, первые шаги сделаны, нужно двигаться дальше, нужно максимально эффективно использовать тех людей, которые к нам приезжают. Поэтому задача государства - обеспечить безопасность своих сограждан, и дать все возможности для развития экономики.

Р.А.: Спасибо большое. В гостях у нас был Михаил Игнатьевич Гришанков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности. В студии с ним беседовал Рустам Арифджанов. Мы встретимся завтра, завтра я с девяти утра. Звоните.

М.Г.: Всего доброго.




http://www.rusnovosti.ru/program_reports/25227/

Док. 495044
Перв. публик.: 30.10.07
Последн. ред.: 22.09.08
Число обращений: 88

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``