В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Создание антинаркотических поясов вокруг России Назад
Создание антинаркотических поясов вокруг России
И. МЕРКУЛОВА: У нас сейчас на связи Михаил Гришанков, первый заместитель председателя думского комитета по безопасности. Михаил Игнатьевич, добрый день.

М. ГРИШАНКОВ: Добрый день.

Л. ГУЛЬКО: Здравствуйте.

И. МЕРКУЛОВА: Во-первых, расскажите нам, о чем идет речь, что за пояс наркобезопасности, как это реально обеспечить?

М. ГРИШАНКОВ: Не буду вас обманывать, я в тонкостях не знаю, скажем так, все детали того проекта, который озвучил Лавров, но идея, с которой выступил министр иностранных дел России, она, на самом деле, давно витает в воздухе, Россия всегда стремилась и стремится к тому, чтобы обеспечить безопасность, прежде всего, собственной территории от наркоугрозы, вовлекая в это другие страны. Следует признать, что после войны в Афганистане, когда зашли туда войска США и НАТО, количество производимых наркотиков увеличилось в десятки раз, подчеркиваю, в десятки раз. Это не цифры России, это цифры ООН. Естественно, возникает вопрос, а кто и что делает для того, чтобы остановить наркоугрозу? Россия в определенной части является транзитной страной, эти наркотики идут и в Европу, и во многие другие страны. Поэтому, скажем так, и депутаты, и представители исполнительной власти неоднократно заявляли о том, что необходимо вовлекать все силы, по крайней мере, я могу сказать про себя, я неоднократно в переговорах и с конгрессменами США говорил - посмотрите, что вы делаете, вы ввели туда войска, но вы территорию не контролируете, не слышно ни об одной разгромленной нарколаборатории, которая производит героин, посмотрите и задумайтесь о будущем своих детей. Поэтому сегодня Лавров официально заявил, ждать, образно говоря, ждать позиции США или позиции ЕС достаточно долго, но наши партнеры из Индии и Китая готовы сделать все, чтобы этот пояс сделать.

И. МЕРКУЛОВА: А как реально остановить этот наркопоток, вообще что, как можно изолировать это?

М. ГРИШАНКОВ: Вы знаете, проектов может быть, на самом деле, достаточно много, скажем так, начиная с того, что укрепление границ с Афганистаном, Россия не имеет прямой границы, но граница с Таджикистаном, с которой также нас выдавливали США, я почему так заявляю, потому что я был в московском погранотряде, у меня вызывало удивление, когда шло сокращение наших подразделений, пограничников, которые охраняли границу. Т.е. первое - это укрепление границы с Афганистаном, раз. Второе, и это прежде всего, потому что мы не можем работать на территории Афганистана, там работают США и войска НАТО.

И. МЕРКУЛОВА: Вам не кажется, что все-таки без участия этих стран, американцев и европейцев, Европы, нам, в общем, сложно будет с этой задачей справиться?

М. ГРИШАНКОВ: Вы совершенно правы, очень сложно справиться, я сейчас в настоящий момент нахожусь на форуме "Россия-ЕС", в своем выступлении я буду говорить именно об этом, потому что мы несем коллективную ответственность за будущее наших стран, за будущее наших детей. Войска НАТО, они включают в себя подразделения разных стран, т.е. они не должны отсиживаться, они должны выполнять ту работу, которую обязаны делать.

Л. ГУЛЬКО: Спасибо вам большое, это Михаил Гришанков, первый заместитель председателя комитета ГД по безопасности.



Л. ГУЛЬКО: Владимир Семенович?

В. ОВЧИНСКИЙ: Да.

И. МЕРКУЛОВА: Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО: Здравствуйте.

В. ОВЧИНСКИЙ: Добрый день.

Л. ГУЛЬКО: Вы, наверное, в курсе, что Россия вместе с Китаем и Индией предлагают создать вокруг Афганистана пояса наркобезопасности?

В. ОВЧИНСКИЙ: Да.

Л. ГУЛЬКО: Об этом сегодня сообщил глава МИД России Сергей Лавров. Как вы считаете, насколько это возможно, создание такого пояса, насколько это эффективно будет?

В. ОВЧИНСКИЙ: Идея эта не новая. Сергей Лавров это предлагает уже четыре года, отдельные сегменты этих поясов уже созданы, по взаимному обмену информацией между странами, которые вы назвали, Россия, Индия, Китай. Кроме того, страны СНГ, которые входят в ОДКБ.

Л. ГУЛЬКО: А мы представляем их, да, в этой тройке?

В. ОВЧИНСКИЙ: Мы представляем и себя, и одновременно ОДКБ, организацию договора коллективной безопасности, куда входят Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, они тоже активно участвуют в создании этих сегментов поясов безопасности. Что это значит, я должен объяснить самое главное, дело в том, что катастрофически растут объемы производства опия-сырца в Афганистане, в этом году будет сумасшедший урожай, превышающий в прошлом году. А в прошлом году был самый большой урожай за последние 20 лет. Объемы уже подходят к 9 тыс. тонн опия-сырца. Это объемы. Основные направления идут все в Европу, основной маршрут - балканский маршрут, который обеспечивает мафия косовских албанцев, как известно, которая тесно связана с "Аль Каидой", "Талибаном", все это очень старые связи. Задача - все это перекрыть. Так вот, парадокс заключается в том, что информация о производителях, о каналах, в основном, находится в штабе коалиции войск, которые находятся в Афганистане. Они ведут борьбу с талибами, борьбу с "Аль Каидой". Но эта коалиция, этот штаб, они не хотят входить в контакт по борьбе с наркомафией ни с ОДКБ, ни с нами, ни с Китаем.

Л. ГУЛЬКО: Почему?

В. ОВЧИНСКИЙ: Объясняю, почему, потому что у них вся концепция выстроена на том, что они борются с наиболее дерзкими группами талибов и "Аль Каидой", такие, знаете, с хорошими друзьями общаются, с лидерами племен, полевыми командирами, которые и выращивают этот опиумный мак, которые являются их союзниками в борьбе с талибами. Если они начнут бороться с наркобизнесом в полном объеме, то тогда войска коалиции будут сметены в Афганистане, потому что лопнет вся их политика. Их политика строится на том, что они дают заниматься открыто наркобизнесом основному объему своих союзников в лице полевых командиров и главарей афганских племен, благодаря которым они и вошли, и захватили Афганистан после событий 11 сентября 2001 года. Вот такой исторический социальный парадокс.

И. МЕРКУЛОВА: Но ведь согласитесь, это только усугубляет проблему, потому что, в общем, это такой порочный путь.

В. ОВЧИНСКИЙ: Проблема страшная, да, когда мы говорим, что пояс безопасности, то приходится своими силами, Россия, Китай, Шанхайская организация сотрудничества, созданы подразделения по борьбе с наркобизнесом, в ОДКБ вместе со спецподразделениями своих стран постоянно проводят такие операции, это, в основном, операция "Канал", ежегодные операции, сейчас Шанхайская группа с ОДКБ сотрудничает. А НАТО и войска коалиции не хотят с нами сотрудничать, ни с нами, ни с Шанхайской. Наркотики идут к ним же.

И. МЕРКУЛОВА: Да, они сами стонут от этого, от этого количества наркотиков.

В. ОВЧИНСКИЙ: ...к нам не идут, к нам если идут наркотики, то идут из Таджикистана, в основном, понимаете, из Киргизии, из Чуйской долины, из Казахстана.

Л. ГУЛЬКО: Владимир Семенович, тогда логично, я сейчас подумал, им, если такая проблема к ним же идет, объединиться с нами, вместе, я не знаю, чем угодно, напалмом, химикатами, чем угодно, под корень все это дело.

В. ОВЧИНСКИЙ: Им много раз предлагал наш МИД создать спецгруппы, нормативные документы подготовить, они от всего отказываются, потому что официально ничего не объясняют. На неофициальных встречах прямо говорят - как только мы начнем напалмом жечь маковые поля, то все полевые командиры, которые помогают нам сейчас в борьбе с талибами, повернутся с оружием в нашу сторону. Тогда режим Карзая и коалиция в Кабуле будут сметены, вот в чем проблема.

И. МЕРКУЛОВА: Военные - это понятно, у них есть задача обеспечить стабильность или какую-то видимость стабильности в Афганистане. Как вам кажется, насколько они самостоятельны в этом, в этих своих действиях, насколько политики?

В. ОВЧИНСКИЙ: Военные там ничего не решают.

И. МЕРКУЛОВА: Т.е. это политическое решение?

В. ОВЧИНСКИЙ: Да, из Госдепа идет четкая команда - не бороться с наркобизнесом в Афганистане, ни в коем случае, иначе нам придется наращивать контингент, т.е. им придется, коалиции, а кроме Америки и Великобритании никто не дает туда уже контингент, а те, кто дают, не принимают участия в боестолкновениях, а впереди выборы, которые республиканцы боятся проиграть.

И. МЕРКУЛОВА: Получается, что вы обвиняете США и НАТО в том, что они способствуют наркомафии, спрашивает наша слушательница.

В. ОВЧИНСКИЙ: Парадокс заключается в том, что США, НАТО, войска коалиции, которые стоят в Афганистане, для России, для южных границ СНГ осуществляют огромную, полезную работу, они сдерживают банды талибов, чтобы эти талибы, "Аль Каида" не шла в страны СНГ, к нам на юг, т.е. они с ними в боестолкновениях, это как бы наш защитный пояс. Но, с другой стороны, они не борются с наркотиками. И наркотики идут. Это парадокс, это социальный и исторический парадокс современной ситуации.

Л. ГУЛЬКО: Хорошо, тогда эти наши или несколько поясов безопасности, вообще там в чем концепция? Я так понимаю, информационный сначала, первый пояс?

В. ОВЧИНСКИЙ: Информационный, проведение...

Л. ГУЛЬКО: А дальше?

В. ОВЧИНСКИЙ: Обмен информацией, проведение операций по единому плану, контрольно-пропускные пункты, перехват больших поставок при передаче оперативной информации, это операция "Канал" так проводится. Уничтожение изъятого всего по единой всей, по единому плану. Но это сегменты, это с большим трудом все делается, потому что каждый пока тянет одеяло на свою сторону. ОДКБ со странами СНГ, с нами, в свою, Шанхайская группа, несмотря на то, что мы в нее входим, там все-таки Китай превалирует, в свою сторону, понимаете? Пока мы сейчас говорим, мы сейчас говорим, давайте хотя бы на уровне Шанхайской организации и ОДКБ, давайте на этом уровне совместно проводить день в день по единому плану эти операции, проверки, обмен информацией. Пока это даже делается очень тяжело.

Л. ГУЛЬКО: Спасибо вам большое. Наверное, последний вопрос от Владимира из Москвы, он тут спрашивает, есть ли какие-то данные, откуда известно про большой урожай, это что такое?

В. ОВЧИНСКИЙ: Это официальные данные ООН, это съемки из космоса. (НЕРАЗБОРЧИВО) тысяч тонн опия-сырца в этом году будет.

Л. ГУЛЬКО: Спасибо огромное. Владимир Семенович Овчинский, доктор юридических наук, генерал-майор милиции, советник КС, в 97-99 гг. начальник российского бюро Интерпола.




http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/514417-echo/

Док. 495038
Перв. публик.: 15.05.08
Последн. ред.: 22.09.08
Число обращений: 70

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``