В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя Руководителя Ростуризма А.И.Ярочкина радио `МАЯК`. Назад
Интервью заместителя Руководителя Ростуризма А.И.Ярочкина радио `МАЯК`.
Сегодня мы будем говорить об отдыхе, о туризме. Каждый под отдыхом, под туризмом понимает что-то свое. Кто-то считает туризмом отдых на пляже в отеле, кто-то - поход с рюкзаком за плечами или спуск по реке на лодке. Поговорим обо всех видах туризма и отдыха и, главное, о перспективах этой индустрии, не побоюсь этого громкого слова, в России. В студии - заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин. Об этом сообщили ИА "INFOLine" (www.ADVIS.ru).
- Анатолий Иванович, начнем с туристско-рекреационных зон. Что это такое? Зоны отдыха, проще говоря. Так вот эти самые туристско-рекреационные зоны тоже будут особыми экономическими зонами, с особыми условиями. Подробности, пожалуйста. Об этом сообщили ИА "INFOLine" (www.ADVIS.ru).
22 июля 2005 года вышел Федеральный закон 116 об особых экономических зонах в части технико-внедренческих и промышленных зон. Сейчас мы подготовили и согласовали с целым рядом министерств изменения в вышеупомянутый закон с тем, чтобы появились и туристско-рекреационные зоны. Одной из причин слабости нашей туристической индустрии является неразвитость инфраструктуры. Туристско-рекреационные зоны призваны поднять на новый уровень развитие инфраструктуры туризма, и государство, мы свою роль как Федеральное агентство по туризму видим в следующем. Государство, определив перспективные места, зоны, создаст необходимую инженерную инфраструктуру, то есть дорогу и три трубы, как мы говорим: канализация, вода и газ, - под приход частного инвестора. Потому что государство строить сами гостиницы не будет.
- Это похоже на то, что государство будет делать в особых экономических зонах. Там тоже деньги пойдут на строительство дорог и коммуникаций.
Это то, чего сегодня не хватает.
- Так особенность туристско-рекреационных зон только в том будет заключаться, что еще будут и ландшафт оценивать? Или какие-то идеи все-таки? В особых экономических зонах люди приходят с конкретными проектами и говорят: у нас вот такая идея, мы инвестора нашли. Кто может претендовать на статус туристско-рекреационной зоны?
Давайте мы рассмотрим следующую позицию. У нас еще во многих регионах страны, которые вполне приспособлены для развития туризма, туризм понимается как песни у костра, не более того. Но туризм на самом деле - это серьезная экономическая составляющая, и просто надо немножко всколыхнуть появлением эти поправок территории, чтобы они задумались, где у них можно реально развивать туристическую составляющую экономики региона с точки зрения того, что, во-первых, это новые возможности для граждан России, для иностранных туристов увидеть новые места, отдохнуть, заняться культурно-познавательным туризмом. Но ведь это же еще и рабочие места, это прекратит в некоторых районах отток трудоспособного населения в большие города. Это, в конце концов, увеличение налоговых отчислений всех уровней.
- Это понятно. Тем не менее чем будут привлекать туда? Ведь наверняка будут конкурсы? Люди, которые придут на конкурс для получения статуса туристско-рекреационной зоны, они-то с чем туда должны придти?
Пока нет поправок в закон, правила игры и конкретные суммы, с чем надо приходить, мы не определяли. Потому что конкурс раньше, чем в январе-феврале, объявлен не будет. В любом случае 5 лет не платится налог на аренду земли, 5 лет - на имущество.
- Это вы сейчас говорите о преференциях, которые получат резиденты этих зон уже.
Да. Если он стал резидентом, то он в течение 5 лет не платит вышеупомянутые налоги. Отличие наших зон от технико-внедренческих и промышленных - это то, что они могут создаваться на территории одновременно нескольких субъектов, что невозможно сделать в других особых экономических зонах, и у нас допускается строительство жилого фонда, чтобы обслуживающий персонал жил неподалеку от места своей работы. А в принципе на многих территориях, которые в будущем видятся как особые экономические зоны туристско-рекреационного характера, в силу разных причин ни муниципальные образования, ни региональные власти не имеют достаточных средств для создания необходимой инфраструктуры именно инженерной. И сегодня мы в первую очередь рассчитываем на российский капитал. Много компаний, которые пытаются сегодня диверсифировать свою деятельность. И я уверен, что заявок на участие в туристско-рекреационных зонах будет много после объявления конкурса.
- Вы имеете в виду инвесторов? Вы рассчитываете на отечественных инвесторов?
Да.
- Мы поговорим чуть позже о привлекательности туристического бизнеса в России, потому что инвестору деньги нужно все-таки вложить не просто из чувства гордости за отечество, а для того, чтобы заработать. Но не секрет, что проект создания подобных зон лоббировали Краснодарский край и Сочи. Означает ли это, что они будут пионерами в деле создания туристско-рекреационных особых зон?
Они у нас и так первые. Все равно комиссия оценочная будет смотреть на реальные предложения: в каких местах будут эти земли, что краевые власти предлагают в качестве долевого финансирования. Тут очень много позиций.
- Лоббистам приоритетов не будет? Под лоббистами я имею в виду Краснодарский край и Сочи.
Им богом дано и так очень много. Это единственный длительный период лета у нас в стране, это единственные влажные субтропики. Возможность заниматься не только чисто пляжным отдыхом, но и культурно-познавательным - край богат с исторической точки зрения. Это и экологический туризм, в конце концов, горнолыжный туризм и так далее.
- Теперь про доходы от туристического бизнеса. Вы рассчитываете на отечественных инвесторов. На данный момент, насколько я знаю, все, кто работает в этом бизнесе, говорят, что дело это не слишком доходное, доходы где-то 5-10 % в год.
5-10 - это вы хорошо сказали.
- Пять процентов в среднем. Прибыль очень небольшая. Интересно ли это нашим бизнесменам, которые могут гораздо больше денег заработать в совершенно других отраслях?
Если вы говорите про туроператорскую деятельность, то, оценивая доходную составляющую, к сожалению, надо констатировать, что 3-5 % реально чистый доход, в гостиничном бизнесе ставки, я не специалист, но предполагаю, что ставки, наверное, в районе 12-15 %, более прибыльное дело. Конечно, нельзя сравнивать по доходности и по скорости возврата средств строительство элитного жилья и гостиниц. Элитное жилье в крупных промышленных городах продается, что называется, с колес.
- А чем же приманивать будете?
Время проходит. И люди, которые видят перспективы в развитии туризма, они согласны вкладывать деньги, срок возвратности которых 7-9 лет. Уже время коротких денег проходит. Рынок цивилизуется, и страна все более рыночной становится.
- Эти зоны на кого будут ориентироваться в качестве потребителей, в качестве клиентов? На отечественных туристов и отдыхающих или на иностранцев?
Я бы не хотел делить на российских туристов и на иностранных. Внутренний туризм по объему у нас в стране многократно превышает въездной туризм. Поэтому, хотим мы того или не хотим, основным потребителем будет российский гражданин.
- Я ведь не зря спрашиваю, на кого будут ориентироваться в этих зонах. Известно, что отечественный потребитель этого продукта менее взыскателен.
Нет. Уже, я думаю, хватит лаптем щи хлебать. Пора уже прекратить делить: отечественный потребитель менее взыскателен, а...
- Тем не менее делят. Тем не менее позволяют себе держать гостиницы и дома отдыха в таком состоянии, что туда просто страшно заходить.
Со временем туда люди перестанут заходить, тогда придется его реконструировать, и чем больше времени он стоит в плачевном состоянии, тем больше денег нужно будет вложить в его реконструкцию. Но обратите внимание - сколько в Подмосковье за последние два-три года появилось европейского уровня новых домов отдыха? Не хочу никому делать рекламу, но речь идет о тысячах гостиничных мест.
- Которые не по карману отечественному потребителю, потому что цены в них тоже европейские.
Вы знаете, если бы они были уж так не по карману, то, наверное, мы с вами в любой день декабря могли в любое место попасть.
- Их так мало, что их как раз ровно хватает на тех людей, у которых есть эти деньги в кармане?
В Подмосковье примерно столько же, сколько и в Краснодарском крае, если по количеству мест посчитать. Тем не менее все достаточно хорошо продается. Вы правы в том, что нам не хватает для развития как выездного, так и внутреннего туризма, конечно же, гостиниц категории 2-3 звезды, но с европейским уровнем комфорта. Туристы в 5 звезд за исключением японцев практически не ездят. 4-5 звезд - это гостиницы для бизнеса, для корпоративных клиентов. А турист, особенно при развитии культурно-познавательного туризма, в малом городе он одну ночь проводит, в крупном городе две ночи проводит. Ему нужны нормальные, комфортные условия категории 3 звезды, европейские, современные.
- В Европе все очень сильно меняется. И то, что раньше было принято только в 5-звездочных отелях, сейчас это уже стандарт для 3-звездочных отелей.
15 июля вышло распоряжение правительства об утверждении системы классификации, которую разработало федеральное агентство, она ориентирована как раз на европейскую систему классификации. Уже более ста гостиниц российских за этот период времени прошли либо сейчас проходят классификацию. Это тоже работает на то, чтобы рынок стал более цивилизованным.
- Но при этом любовь к европейским стандартам и желание получить гостиницы именно такого уровня все-таки должны сочетаться с пониманием, что доходы нашего населения в массе своей очень отличаются от доходов европейцев. Можно ли совместить европейский уровень гостиниц с ценами ниже европейских?
Наверное, это задача непосильная. Если мы сегодня посмотрим город Москву, он в первой пятерке по дороговизне. Конечно, можно в Вышнем Волочке найти номер в гостинице "Березка" за 150 рублей до сих пор. Но это и будет номер некатегорийный, потому что его трудно даже охарактеризовать. Но почему бензин может быть у нас дешевле, чем в Европе, или в 10 раз метро дешевле, чем в Вене?..
- И гостиницы тоже могут быть?
Немножко другой бизнес просто.
- Понятно. Светлое будущее нашего внутреннего туризма связано с тем, что гостиницы будут все-таки более приличными, во всяком случае по содержанию, но и по ценам немножко другими. Кому-то, может быть, будет не хватать гостиницы за 150 рублей в Вышнем Волочке.
А когда их станет много, рынок все сам выстроит.
- Мы сказали, что туризм дело не очень прибыльное, весьма хлопотное. Более того, потребители говорят: как-то не очень хорошо работают наши российские компании - и цены у них высокие, и туристов они обманывают. Претензий к туроператорам огромное количество. Со своей стороны туроператоры говорят: "Да вы что, мы в таких условиях работаем! Все, что можем, делаем. Но вот государство нам не помогает". Расскажите, как государство поддерживает эту отрасль индустрии, помогает или нет все-таки?
Государство может помогать с точки зрения развития инфраструктуры внутри страны. Помогать туроператорам, которые занимаются выездным туризмом, было бы, наверное, странным. Я думаю, что надо говорить не о помощи туроператорам, о помощи турпотребителям. В этой связи в настоящее время заканчивается согласование поправок в действующий закон от 1996 года "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в том числе с уточнением понятийного аппарата, что важно, потому что у нас в законе действующем очень размыты понятия "агент", "турагент" и "туроператор". Я надеюсь, что появится понятие "финансовая гарантия".
- А сейчас они не существуют, когда мы подписываем договор при покупке путевки, что, фирма, которая нам продает этот турпродукт, ни за что не отвечает и никаких финансовых гарантий нам не дает?
Когда вы покупаете телевизор или холодильник, вам дают талон на гарантийное обслуживание. Если что-то вам не понравилось, вы его можете вернуть. А здесь вы пока покупаете еще некую иллюзию. Иллюзию по цене, сравнимой со стоимостью хорошего холодильника или хорошего телевизора, который, кстати, вам будет служить 15 лет. В этой связи для обеспечения ответственности туроператора, надеюсь, что будут введены финансовые гарантии в виде банковской гарантии либо полиса гражданского страхования. Сейчас идут переговоры со страховыми компаниями и с банками. Это будет достаточно приличная, надеюсь, финансовая гарантия, не менее 10 миллионов рублей. Цифра не случайна, цифра означает, что если в Таиланде остались российские граждане, за которыми по каким-то причинам не прилетел самолет, то как раз будут средства вывезти наших сограждан с заморской, что называется, территории. Тут механизмов на самом деле может быть и больше. Но мы пока видим два механизма: банковская гарантия и страховой полис.
- Но сравнение с телевизором и холодильником, как мне кажется, не совсем правомерно, потому что тут может быть совершенно объективная экспертиза: работает прибор или не работает. А понравился тебе туристический продукт или не понравился - объективной оценки быть не может, есть чисто субъективное восприятие. Кто-то считает, что отель 5 звезд - это золотые рыбки в бассейне, а на самом деле никаких золотых рыбок нет. Человек приезжает и говорит: "Вы меня обманули, это не 5 звезд". И что?
В отличие от нашего государства, за рубежом гостиницы практически все классифицированы в соответствии с действующей системой. Они примерно в мире одинаковы. Туроператор российский когда составляет свои каталоги, то он указывает звездность гостиницы, и она соответствует тому, что принято в той или иной стране. Здесь претензии сложно предъявить. Просто как в любой стране, так и у нас есть понятие "профессиональные путешественники", которые заранее знают, что по возвращении они будут предъявлять претензии. Таких, слава богу, немного, есть даже список этих граждан, которые пытаются отдохнуть бесплатно.
Но, во-первых, при покупке дорогостоящего отдыха надо внимательно читать договор, внимательно смотреть каталог, который фирма вам предлагает, с тем чтобы потом претензии уже не предъявлять. Ведь не по злобе нормальный туроператор что-то делает. Бывают иногда накладки, перепродажа гостиницы. Нормальный туроператор, как правило, переселяет в гостиницу повышенного класса.
- Хорошая фраза: "нормальный туроператор". Кто следит за тем, чтобы на рынке работали только нормальные туроператоры?
У нас рынок молодой.
- Понятно. Издержки роста у нас пока?
Пока не рынок, а базар. Пока в законе нет четкого разделения, что есть турагент, что есть туроператор, в том числе и для этого вводятся финансовые гарантии, потому что, если ты работаешь вчерную и у тебя по банку мало проходит, банк тебе гарантии никакой не даст. Введение финансовой гарантии - это один из инструментов цивилизации самого рынка, чтобы работали вбелую.
- Когда это может появиться? В будущем году появится?
Я надеюсь, что да.



INFOLine, ИА (по материалам Федерального агенства по туризму РФ) " Advis.ru "
http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?81302B42-F860-B249-9E1A-634205BFA2AC

Док. 494945
Перв. публик.: 12.12.05
Последн. ред.: 22.09.08
Число обращений: 165

  • Ярочкин Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``