В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя Министра экономического развития и торговли России М.Ю.Медведкова журналу `Европа`, опубликованное в январском номере 2004 года под заголовком `Для России в расширении ЕС есть и достоинства, и недостатки` Назад
Интервью заместителя Министра экономического развития и торговли России М.Ю.Медведкова журналу `Европа`, опубликованное в январском номере 2004 года под заголовком `Для России в расширении ЕС есть и достоинства, и недостатки`
На вопросы журнала "Европа" отвечает М.Ю.Медведков, глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО, заместитель Министра экономического развития и торговли России.


Вопрос: Максим Юрьевич, в последнее время часто приходится слышать две полярные точки зрения по вопросу расширения ЕС и влияния этого на торгово-экономические отношения Европы и России. Одни говорят, что российские промышленники понесут значительные убытки, другие - что Россия получит выгоду. Кто на ваш взгляд прав?

Ответ: Думаю, что здесь в своих оценках правы обе стороны. Наши коллеги из Европейской Комиссии правы тогда, когда говорят о положительном влиянии расширения ЕС на торговые отношения с Россией в долгосрочной перспективе. Позитивные моменты связаны с тем, что законодательство присоединяющихся стран будет адаптировано к законодательству ЕС, и это означает, что российские компании получат возможность работать в едином правовом поле. В некоторых случаях мы будем свидетелями упрощения таможенных и торговых процедур.

Но когда думаешь о хорошем, нельзя забывать, к сожалению, и о плохом. А оно заключается в том, что по целому ряду направлений мы действительно можем столкнуться с существенным усложнением условий деятельности российских компаний. Другой проблемой, с которой мы уже столкнулись, стал визовый режим, который ввели все присоединяющиеся к ЕС страны, что негативно отразилось на туристических потоках и развитии деловых контактов.

Вопрос: С большой степенью настороженности Россия ожидает 1 мая, когда собственно случится расширение, потому что именно тогда может испытать ряд конкретных негативных последствий. В чём эти изменения будут состоять?

Ответ: Поскольку присоединяющиеся страны с 1 мая возьмут на вооружение торговый режим ЕС, то по ряду товаров традиционного российского экспорта увеличатся импортные пошлины. Это касается, например, поставок алюминия, некоторых видов продовольствия. Кроме того, наши производители-экспортёры должны будут платить антидемпинговые пошлины, которые применялись до этого в отношении экспорта на территории 15 стран, но не платились на территории присоединяющихся стран.

Ещё одна из проблем связана с тем, что присоединяющиеся к ЕС страны получат сельскохозяйственные субсидии. Это повысит их конкурентоспособность, соответственно приведет к увеличению их импорта в Россию и нанесет ущерб российским производителям.

Другая возможная проблема связана с сохранением объёма поставок обогащённого урана на европейский рынок при расширении ЕС. Таким образом, говорить о том, что от расширения ЕС будет только благо, было бы неправильно, как было бы неправильно говорить, что расширение ЕС даст только негативный эффект. Я думаю, что правда где-то посередине. Мы работаем с коллегами из Европейской Комиссии с тем, чтобы эти проблемы полностью или хотя бы частично решить.

Вопрос: Какой, на ваш взгляд, может быть общая сумма ущерба для российских компаний-экспортёров?

Ответ: Общий ущерб, по некоторым оценкам, составит порядка 150 миллионов долларов в год, но это то, что можно подсчитать. Может, он будет и больше. При этом я не могу сказать, что расширение ЕС нанесёт только ущерб - есть и кумулятивный позитивный эффект, который также сложно подсчитать. Но в любом случае озабоченность наша довольно велика.

Кроме того, отдельная проблема возникает с Калининградом. Ущерб от расширения ЕС, который будет нанесён российским компаниям, торгующим между Калининградом и остальной частью России, может достичь 4,5-6 миллиардов рублей ежегодно за счёт того, что таможенные процедуры могут стать такими же, как и для международного транзита, в результате надо будет платить определённые сборы.

Мы ведём переговоры с Европейской Комиссией и надеемся, что эту ситуацию можно будет изменить.

Вопрос: Как относится Европейская Комиссия к тем проблемам, которые могут возникнуть у России при расширении ЕС?

Ответ: Все проблемы нашим партнёрам хорошо известны. По некоторым из них мы практически уже нашли общий язык, в частности это касается применения квот на экспорт российской стали. Наверное, мы стали лучше понимать друг друга и в вопросе применения антидемпинговых процедур. Проблема остаётся с увеличением тарифов для ряда российских экспортёров. В этом наши партнёры ссылаются на неучастие России в ВТО и на то, что у России нет юридических прав на получение компенсации за высокие тарифы. В итоге Европейская Комиссия практически не готова обсуждать этот вопрос.

Вопрос: Бытует мнение, что с присоединением 10 стран к ЕС в торговых отношениях России с этими странами возникнет правовой вакуум.

Ответ: Совершенно очевидно, что ни в чьих интересах допустить подобный вакуум. Тем не менее большинство будущих государств ЕС уже заявило о денонсации двусторонних торговых соглашений, в некоторых случаях в той части, которая действительно входит в компетенцию ЕС, а в других - вообще всех соглашений.

Например, денонсированы соглашения, связанные с деятельностью двусторонних органов экономического сотрудничества, или статусе торговых представительств друг друга. Эти вопросы не входят в компетенцию ЕС. Думаю, что это было сделано по ошибке, и нам сейчас нужно понять, как можно исправить сложившуюся ситуацию. При этом необходимо принять совместные меры, которые упорядочили бы процедуру применения Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС от 1994 года. Сейчас мы над такой формулой работаем. В принципе это будет правовой акт или несколько актов, которые распространят это соглашение на присоединяющиеся страны.

Вопрос: Как повлияет расширение ЕС на переговорный процесс по присоединению России к ВТО?

Ответ: Мы предложили всем 10 странам - кандидатам в ЕС завершить двусторонние переговоры и заключить соответствующие соглашения об их окончании. Примерно половина стран с нашими предложениями согласилась, и с одними из них мы завершили переговоры, а с другими закончим в ближайшие месяцы и подпишем двусторонние соглашения. Некоторые страны заявили, что хотели бы, чтобы эти переговоры продолжала Европейская Комиссия.

Вопрос: Как в целом идёт переговорный процесс с ЕС по присоединению России к ВТО?

Ответ: Проблемы остаются, но их число постоянно уменьшается. Мы нашли некоторый алгоритм, который позволяет нам последовательно сокращать число спорных вопросов. Это касается и переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, и нетарифных мер. Поэтому я надеюсь, что договорённость, которая была достигнута в ноябре на саммите Россия - ЕС между Президентом России В.В.Путиным и председателем Европейской Комиссии Романо Проди о возможности завершения этих переговоров, в ближайшие месяцы будет реализована.

Что касается переговоров по вопросам реформирования газовой отрасли, то сейчас проводится достаточный объём экспертной работы для окончательного прояснения: какие требования касаются ВТО полностью, какие - частично, какие - вообще не касаются. Мы чувствуем, что наши партнёры в ЕС понимают важность и значимость этих вопросов для России.

В заключение в очередной раз хочу повторить, что позиция России такова: мы не согласны ни в энергетической сфере, ни в какой-либо другой увеличивать объём обязательств или сокращать объём прав, которые установлены правилами ВТО. В этих рамках мы можем искать компромисс.



http://www.mid.ru/bl.nsf/483b39647d9cb20cc3256def0051fa1f/353232dfaf4e896bc3256e280029823b?OpenDocument

Док. 494299
Перв. публик.: 27.01.04
Последн. ред.: 21.09.08
Число обращений: 187

  • Медведков Максим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``