В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чего ждать от присоединения к ВТО российскому потребителю? Назад
Чего ждать от присоединения к ВТО российскому потребителю?
ДИАЛОГ НА ВЫСОКОЙ НОТЕ

Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации
вновь в центре внимания общественности. Недавно закончился
очередной раунд переговоров в Женеве, результаты которых затем
рассматривались на заседании правительства. После чего Герман
Греф заявил, что вступление нашей страны в ВТО возможно в 2005
году. На вопросы "МН" отвечает глава российской делегации на
переговорах с ВТО, заместитель министра экономического развития
и торговли Максим МЕДВЕДКОВ.

ФИНИШНАЯ ПРЯМАЯ

- Еще недавно говорили, что России надо присоединиться к ВТО в
2003 году, потом дату перенесли на 2007 год, сейчас появилась
новая - 2005 год. Какое вообще значение имеют сроки?
- Я бы сказал - мобилизационно-психологическое. Совершенно
очевидно, что прогнозировать завершение таких переговоров
практически невозможно. Характер вопросов - объемный, число
партнеров по рабочей группе - рекордное в истории ВТО: 67
стран. Вы можете договориться с 66 партнерами, а с одним в это
время поссоритесь. Поэтому мы никогда не говорим о сроках
присоединения как о цели, а говорим лишь о возможности. А под
возможностью мы понимаем следующее: есть некий период времени,
который технически позволяет нам при максимально благоприятных
условиях этот процесс завершить.
- Значит, наше вступление в 2005 году возможно?
- Сейчас у нас скорее оптимистическое настроение: мы очень
интенсивно работали в течение весны и лета и с партнерами по
переговорам смогли решить очень много вопросов. Если дело
пойдет так же и дальше, то финишная прямая уже видна.
- Можно ли говорить о том, что из этих 67 стран какие-то
относятся к нам предельно дружественно, а какие-то - наоборот?
- Стран, которые не хотят нас видеть в ВТО, нет. Зато есть
дружественно к нам настроенные страны. Например, это страны
СНГ, которые могут решать свои проблемы в торговле с Россией на
двустороннем уровне. Хотя, скажем, наши грузинские коллеги
считают, что некоторые вопросы, не входящие в компетенцию ВТО,
мы должны решить до присоединения. Мы так не считаем. Поэтому у
нас диалог порой идет на высокой ноте.
- А какие страны относятся к нам с наибольшей подозрительностью?
- Вопрос не в подозрительности. ВТО - это организация по
управлению торговыми потоками. Она создает торговые правила
игры и одновременно определяет условия доступа на рынки. А что
такое доступ на рынки? Это - деньги. Поэтому те страны, которые
полностью выполняют обязательства ВТО, рассматривают наш
торговый режим через большой бинокль. А другим странам такой
подход менее важен: их коммерческие интересы сосредоточены лишь
в отдельных секторах. Например, страны Латинской Америки
интересует в основном наше сельское хозяйство, Швейцарию -
сектор финансовых услуг, Норвегию - телекоммуникации и рыба.
- Зачем уламывать все 67 стран одновременно, если можно строить
с каждой из них отношения на двусторонней основе?
- Дело в том, что система двусторонних соглашений, которая есть
у России, в основном унаследована от СССР. Она крайне тяжела в
применении, не очень прозрачна, не дает нам необходимого
эффекта. Например, с одной из стран Азии у нас есть торговое
соглашение. И вот эта страна решила, что конкуренция из России
по очень большому спектру товаров - от металлургии до
химических изделий - ей не желательна. И ввела против товаров
из России заградительные меры. Мы теряем на этом порядка 300 -
400 млн. долларов в год, но никаких средств принуждения у нас
нет. А если бы мы были членами ВТО, то в рамках этой
организации есть процедура разрешения споров.

МЕЖДУНАРОДНАЯ "СТРАШИЛКА"

- ВТО часто используется как "страшилка" для населения. Если
станем членами ВТО, то у нас вроде бы появится огромное
количество безработных. А цены на наши товары и услуги в два
счета догонят мировые в отличие от зарплат. Нам действительно
есть чего опасаться?
- Ни одно из исследований, которые проводили и мы в
правительстве, и независимые эксперты, и наши оппоненты, не
показало какого-либо серьезного ущерба при любом сценарии
развития переговорного процесса с ВТО. Даже если мы пойдем на
крайне либеральные условия присоединения, негативный
макроэкономический эффект будет близок к нулю. Более того, одно
из последних исследований говорит о том, что присоединение к
ВТО на условиях наших партнеров поспособствует росту занятости
населения. А ситуация в некоторых секторах экономики
существенно улучшится.
- Звучит замечательно. Но если от нас требуют существенно
поднять внутренние цены на электричество и газ до уровня
мировых, это очевидный удар по российским потребителям. Разве
нет?
- Нет. От нас много чего требуют, но это не значит, что мы на
все соглашаемся. Вопрос с ценами на энергоносители как раз тот,
где мы принципиально не согласны с партнерами и где каких-либо
серьезных обязательств брать на себя не будем. Другое дело, что
цены на энергоносители могут быть повышены в рамках наших
внутренних реформ с учетом положения дел на рынке. К ВТО это не
имеет совершенно никакого отношения.
- Известно, что очень опасаются за свое будущее российские
банки и страховые фирмы. Они полагают, что при присоединении к
ВТО сильные зарубежные конкуренты их "съедят"...
- Наши переговорные предложения не предусматривают полного
открытия рынков. Мы исходим из того, что определенная часть
этих рынков должна быть зарезервирована за российскими
поставщиками услуг. Вместе с тем мы должны поэтапно открывать
эти рынки до разумного предела. Поскольку конкуренция пойдет на
пользу потребителям этих услуг. Может быть, для наших банков и
неплохо отсутствие иностранных конкурентов, но вся экономика
страдает, хотя бы потому, что она получает страшно дорогие
деньги: в полтора раза дороже, чем в Европе.
- Еще одна сложная точка в переговорах - дотирование сельского
хозяйства государством, от чего наши партнеры, мягко говоря, не
в восторге. Здесь просматриваются какие-то шаги к
взаимопониманию?
- Мы находим потихоньку общее понимание, но крайне трудно. Мы
не можем согласиться на существенное ограничение
субсидирования - это отнимет важный инструмент поддержки
отечественного сельского хозяйства и поставит наших
производителей в неравные условия по сравнению с
производителями в тех странах, которые субсидиями пользуются.
Здесь наша позиция очень проста и понятна: мы не хотим кормить
собственное население за счет труда аграриев других стран. Наши
крестьяне должны иметь возможность работать и получать от этого
доход в свой карман.
- По каким позициям переговоры идут особенно сложно?
- Например, по телекоммуникационным услугам. Мы готовы к
открытию этого рынка, но просим сохранить на 6 лет переходный
период для "Ростелекома", который оказывает услуги
междугородной и международной связи. Нам этот период необходим
для того, чтобы завершить процесс формирования общедоступной
связи в отдаленных и сельских районах, куда частный инвестор
никогда не пойдет, поскольку там денег не заработаешь. Я
надеюсь, что наши партнеры поймут, что государство должно
выполнять свои обязательства перед жителями небольших поселков
и отдаленных территорий.

ЗА ЧАШКОЙ КОФЕ

- Как проходит сам переговорный процесс?
- Переговоры ведутся в рамках переговорных групп - например,
отдельно по товарам, отдельно - по услугам. Руководители
переговорных групп - сотрудники Минэкономразвития, только
группу по сельскому хозяйству возглавляет человек из аграрного
министерства. Все переговоры ведутся на английском языке.
Свободное владение им - обязательное условие для всех наших
переговорщиков. Правда, с некоторыми странами мы говорим по-
русски - причем это касается не только представителей СНГ.
Что касается режима переговоров, то есть формальные раунды, а
есть неформальные встречи - за чашкой кофе. Иногда проще найти
компромисс сидя в кафе, чем за официальным столом переговоров.
Но при этом я должен подчеркнуть: директивы для переговорщиков
у нас утверждает правительство. Наша задача - реализовать эти
директивы: мы не можем выходить за их рамки.
- Сколько народу принимает участие в переговорах?
- Основной костяк переговорной группы - человек 10. Плюс еще
два десятка - группа поддержки, которая иногда непосредственно
участвует в переговорах, иногда работает в Москве и готовит
переговорный процесс. К тому же в каждом из 45 федеральных
ведомств есть как минимум один человек, который отвечает за
проблематику ВТО и по мере необходимости тоже привлекается к
переговорам. Как-то с нашей стороны в переговорах принимали
участие 46 человек. А с той стороны было человек 300. Считайте:
67 делегаций, до 5 человек в каждой...
- Какие следующие шаги предполагаются в процессе переговоров?
- В середине августа мы определим повестку дня большого
заседания рабочей группы, которое, в свою очередь, намечено на
конец октября. Одновременно у нас будет много двусторонних
переговоров: с ЕС, с Японией, с США. Наш еженедельный
переговорный график фактически заполнен до конца этого года.
- Если предположить, что сегодня Россия присоединилась к ВТО,
что завтра изменится в нашей жизни?
- Завтра ничего не произойдет вообще. А изменения будут
происходить в течение длительного времени. Их можно условно
разбить на три части. Первая часть будет достаточно быстрой:
речь идет о прозрачности и предсказуемости процесса
экономического регулирования. Потому что ВТО задает четкие и
ясные правила: как выдавать лицензии, как определять
максимальный уровень тарифов... И приняв эти обязательства, мы
должны будем их выполнять. Поэтому здесь и экономика, и
предприятия, и граждане достаточно быстро почувствуют, что в
нашем государстве стало проще, яснее, понятнее жить и работать.
Более отдаленные изменения будут происходить через год-полтора.
Они будут связаны с тем, что в результате присоединения к ВТО
вырастут иностранные капиталовложения в российскую экономику и
соответственно произойдет рост занятости, строительство новых
предприятий. С другой стороны, наши предприятия смогут лучше,
эффективнее решать проблемы сбыта своей продукции на внешнем
рынке. Что также отразится на росте производства и занятости.
Третий положительный эффект, который, впрочем, некоторые
называют негативным, будет заключаться в том, что мы медленно и
постепенно начнем снижать барьеры для доступа некоторых
иностранных товаров на наш рынок. Это означает, что для
потребителя создастся более благоприятная среда для
приобретения товаров лучшего качества и по более низким ценам.
От чего население только выиграет.



Газета "Московские новости"
http://agromedia.ru/New/article.asp?Art_Id=1593

Док. 494298
Перв. публик.: 05.08.03
Последн. ред.: 21.09.08
Число обращений: 238

  • Медведков Максим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``