В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ИНТЕРВЬЮ: руководитель департамента регулирования продовольственных рынков и качества продукции Минсельхоза России А. Злочевский Назад
ИНТЕРВЬЮ: руководитель департамента регулирования продовольственных рынков и качества продукции Минсельхоза России А. Злочевский
Если в нынешнем году мы не знаем, куда девать избыток зерна, то в будущем - страну ждет неурожай.

О причинах этого рассказывает руководитель департамента регулирования продовольственных рынков и качества продукции Минсельхоза России АРКАДИЙ ЗЛОЧЕВСКИЙ.

- Аркадий Леонидович, вот уже второй год страна собирает высокий урожай зерновых. И тем не менее многие хозяйства оказались на грани банкротства. Получается, что мало хлеба - плохо, много - еще хуже. В чем дело?

- К сожалению, налицо кризис перепроизводства. Прошлогодний урожай, как известно, был достаточно высоким - 85 млн т, в этом году соберем не меньше, ведь посевные площади озимых увеличились на 2 млн га. В итоге в закромах может оказаться не менее 100 млн т. 72 млн т. мы ежегодно потребляем, экспорт составляет около 10 млн т, значит, излишки зерна будут не меньше 18 млн т. Вот рынок и отреагировал понижением цен: в прошлом году тонна продовольственной пшеницы стоила около 2800-2900 рублей, в этом году 1800-1900 рублей.

- Но если крестьяне разорятся, кому сеять будущий урожай?

- Конечно, какая-то часть хозяйств закончит год с убытками. В нормальной рыночной экономике ситуация, когда 5-10% участников рынка ежегодно становятся банкротами, в порядке вещей. Хуже другое: если количество банкротств превысит нормальный уровень. Это уже будет свидетельствовать о системной болезни, которую придется лечить за счет государства.

- Значит, снова будем закупать зерно в Канаде?

- Существует миф о дефиците зерна. Вспомните 1992 год, крики о надвигающемся голоде. По данным статистики, мы собрали тогда 103,6 млн т, а потребляем 130 млн т. В результате образовалась разница в 26,5 млн т. Правительство закупило недостающее зерно. Так вот, израсходовали мы импортное зерно только в 1995 году, изрядно подорвав позиции наших зерновых хозяйств.

Между тем снижение урожая зерновых в следующем году гарантировано. Просто стимула сеять у хозяйств не будет, однако к дефициту зерна это не приведет - вырастут цены, ведь рынок работает как качели. Если 2003 год будет плохим, то 2004-й снова будет нормальным. Задача государства сгладить эти колебания.

- Кстати, а почему цена на хлеб не падает, хотя зерно и мука существенно подешевели?

- У каждого рынка свои особенности. Например, рынок зерна - федеральный. Зерно в больших объемах перевозят из региона в регион на дальние расстояния. Рынок муки - региональный, муку на дальние расстояния не возят. Хлебный же рынок вообще локальный. Человек не поедет за буханкой в другой район, несмотря на то, что она там, может быть, на рубль дешевле. Поэтому можно сказать, что конкуренции на этом рынке нет. Более того, поскольку хлеб - это политическая составляющая, то главы регионов пытаются регулировать цены на него административными методами.

- В правительстве сейчас обсуждается вопрос о выделении дополнительных средств для спасения урожая-2002. Пессимисты утверждают, что для выхода из положения необходимо выделить 15-20 млрд рублей, оптимисты называют цифру в 5-6 млрд рублей. Какая сумма достаточна, на ваш взгляд?

- Наше министерство давно бьет тревогу по поводу урожая, ведь цены на зерно начали снижаться с конца февраля. Сегодня наше министерство может потратить на закупку зерна чуть больше 1 млрд рублей. Эта сумма осталась еще с прошлого года. Но у нас слишком мало денег, чтобы изменить ситуацию. Необходимо не менее 5-6 млрд рублей. Правительство уже согласилось выдать гарантию под требуемую сумму.

- Когда могут начаться госзакупки? И не получится ли так, что помощь придет слишком поздно?

- По закону мы обязаны объявить о проведении интервенций за 30 дней до их начала. И если правительство примет решение о выделении средств в середине сентября, то интервенции начнутся не раньше конца октября - начала ноября. Если же сроки финансирования будут сдвинуты, закупки начнутся позже.

Но проблема не только в финансировании. При советской плановой системе элеваторы и складские помещения строились не в местах производства, а в местах потребления. И сегодня элеваторы в зернопроизводящих регионах забиты до отказа, а в других районах стоят пустые. Вот в Тульской области есть незагруженный элеватор на 240 тысяч т, его директор пишет нам письма, мол, помогите загрузить элеватор. Но министерство - не коммерческая организация, мы не вправе диктовать участникам рынка свою волю.

- Еще в прошлом году зерновые хозяйства жаловались на дефицит портовых мощностей по хранению и отгрузке зерна. Что-нибудь изменилось?

- К сожалению, нет. И это опять наследство плановой системы - порты строились с расчетом ввоза, а не вывоза зерна. В России сейчас всего два портовых окна - Балтийское и Черноморское, через которые можно экспортировать не более 5-6 млн т. Еще 3-4 млн т можно вывезти через Украину, Эстонию и Латвию. Вот, пожалуй, и все. А надо как минимум в два раза больше.

Кроме того, зерна производят много в Сибири, а порты находятся на юге. Транспортировка обходится очень дорого, поэтому надо вводить скидки на дальние перевозки.

- Существует ли какая-либо программа господдержки крестьянских хозяйств?

- Пока, к сожалению, мы только приступаем к выработке целевой аграрной политики, в том числе и по зерновому рынку. Во-первых, надо стимулировать экспорт. И государство должно принимать активное участие в выработке такой политики.

Во-вторых, необходима внутренняя поддержка аграрного производства так, как это делают в развитых странах. В Америке, например, существует понятие минимально гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если цена на рынке падает, то государство обязуется купить продукцию по объявленной стоимости. В некоторых европейских странах, кроме того, что дотируется конкретная продукция, существует еще и такое понятие, как "доход фермера". Если он опускается ниже определенного уровня, то государство доплачивает крестьянину. Существуют и прямые экспортные субсидии. Более того, когда цена на продукцию падает, государство ее скупает, а потом продает за границу, спасая, таким образом, своих фермеров от разорения. По нашим подсчетам, на 1 тонну мяса в Европе приходится дотаций на сумму в 1760 евро, в то время как продают нам его по 1500 евро за тонну. В Америке дотации на кукурузу составляют 30%. Думаю, что без финансовой подпитки государства создать крепкие аграрные хозяйства нам нереально.

- И опять превратим сельское хозяйство в "черную дыру"?

- Почему же? Поддерживать надо только тогда, когда в этом есть острая необходимость - как в этом году с урожаем. В позапрошлом году, например, ситуация с ценами на зерно была стабильной, помощи не требовалось. К тому же надо поощрять не всех подряд, а только работоспособные хозяйства. Должна быть сформирована конкурентная среда, закупки должны производиться строго на конкурсных условиях. Тогда и рынок сформируется нормальный.



http://www.yarmarka.net/news/news.asp?id=10138

Док. 494267
Перв. публик.: 11.09.02
Последн. ред.: 21.09.08
Число обращений: 261

  • Злочевский Аркадий Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``