В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью В.И. Куроедова в рубрике `актуальное интервью` Nо7-8 - 2002 Назад
Интервью В.И. Куроедова в рубрике `актуальное интервью` Nо7-8 - 2002
Реформа ВМФ: проблемы и решения

На вопросы главного редактора журнала "Воинское братство" отвечает Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота В.И. КУРОЕДОВ

Владимир Иванович Куроедов родился 5 сентября 1944 года на станции Бамбурово Хасанского района Приморского края.
На военной службе с 1962 года. Окончил ТОВВМУ (1967), Военно-морскую академию (1978), военную академию Генерального штаба (1989).
Военную службу проходил с 1967 по 1993 годы и с 1996 по 1997 годы на Тихоокеанском флоте в должностях от командира штурманской боевой части сторожевого корабля до командующего флотом. С 1993 по 1996 годы - на Балтийском флоте в должности начальника штаба - первого заместителя командующего флотом.С июля по ноябрь 1997 года служил
в должности начальника Главного штаба - первого заместителя Главнокомандующего ВМФ. С ноября 1997 года - Главнокомандующий Военно-Морским Флотом.
Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени, "За военные заслуги", "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени и медалями.
Доктор политических наук, член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук.
Женат, имеет сына.

- Владимир Иванович, со времен Петра I слава Российского флота гремела на всех морях и океанах. На лучших боевых традициях и примерах героизма русских моряков и офицеров воспитано не одно поколение защитников Отечества. Сегодня Военно-Морской Флот, как и все наши Вооруженные Силы, переживает сложный период реформирования. Какие проблемы в военной сфере приходится решать командованию ВМФ на данном этапе реформы?
- Происходящие преобразования в духовной, социальной и экономической сферах страны, реформирование Вооруженных Сил со всей остротой поставили проблему формирования новых концептуальных подходов к организации и постановке воспитательной работы с военнослужащими. При этом эффективность процесса воспитательной деятельности офицеров находится в прямой зависимости от их умения правильно оценивать и учитывать результаты своей работы с подчиненными.
Сегодня, как и сотни лет назад, основу Военно-Морского Флота составляет его офицерский корпус. Это бесценное достояние нашего государства, это люди, которые всегда стояли на защите интересов своего народа и Отечества. И сегодня, как бы ни было трудно, они поддерживают назначенную боевую готовность. Именно лучшие представители офицерского корпуса - и никто иной - определяют лицо флота, его состояние, а поэтому работа по их воспитанию, подбору и расстановке кадров является важнейшей для командиров всех уровней.
Вопрос кадрового обеспечения задач, поставленных Министром обороны, в целях сохранения количественной и качественной укомплектованности, остается непростым.
Желание учиться, повышать свои знания должно поощряться и учитываться при назначении на соответствующие должности.
Нынешние реалии таковы, что человек, выбирающий офицерскую карьеру, в обязательном порядке проходит ряд этапов: это учеба в военно-морском институте, служба по первому контракту и последующая служба по второму контракту. Каждый из трех вышеперечисленных этапов обладает рядом только ему присущих особенностей, а поэтому требует своего определенного подхода к личности.
Если в последние годы в своих расчетах по комплектованию офицерского корпуса мы закладывали в среднем 6% естественной убыли в год, то реально увольняется до 9% офицерского состава.
Естественно, на высокий процент увольняемых офицеров влияет общее сокращение Вооруженных Сил, недостаточная социальная защищенность и бытовая неустроенность. Однако, помимо этого, далеко не последнюю роль играют и не очень высокие моральные и профессиональные качества ряда офицеров, прежде всего, офицерской молодежи, офицеров-выпускников и тех, кому сегодня до 30 лет. Не все готовы к тем трудностям, которые сейчас сопутствуют офицеру в процессе его службы. Это не только трудности служебные, но и, в большей степени, семейно-бытовые, недостаточное денежное содержание, отсутствие работы для жен, детских учреждений и так далее.
Поэтому сегодня наряду с тщательным изучением всех проблем необходимо более человечное отношение к каждому из желающих вступить на нелегкую офицерскую стезю, необходима поэтапная индивидуальная работа по изучению внутреннего мира каждого из них.
Весь накопленный опыт кадровой работы говорит об одном: начинать работать с будущими офицерами необходимо еще на этапе их отбора при поступлении в ВМУЗы ВМФ. Больше 60% принимаемых - это учащиеся, которых мы изучаем по документам и в процессе их пребывания в военно-морских институтах, т.е. знаем около полутора месяцев. Можно ли за это время достаточно хорошо узнать человека? Чем раньше начнется данная работа, тем глубже можно будет изучить будущих кандидатов в морские офицеры, чтобы отобрать лучших из лучших.
В процессе отбора поступающих в военно-морские институты абитуриент традиционно проверяется на состояние здоровья, знания, психологию. До настоящего времени поступающие не проходили социального отбора, а это один из путей уменьшения отсева из ВМУЗов ВМФ в ходе обучения. Сегодняшние психологические тесты отвечают на этот вопрос не в полной мере. Поэтому сложно понять, действительно ли молодой человек желает посвятить свою жизнь флотской службе или же военно-морской институт для него удобная ступень получения бесплатного высшего образования, или это лишь место "отсидки" от срочной службы. Видимо, законодательная база дает возможность для подобных действий. Этому способствует и система контракта с курсантом ВМУЗа. Вероятно, следовало бы отменить подписание курсантами контракта на службу, иначе получается парадокс: курсант, учась, работает на самого себя, в то же время выполняет свой конституционный долг. Действительно, он имеет некоторые ограничения по сравнению со студентами гражданских вузов. Однако, за это их обучают, платят денежное содержание, кормят и одевают - это не так мало. От курсанта требуется лишь одно - повышать свои знания и профессиональный уровень.
Вот почему с курсантами военно-морские институты должны заключать контракты не на службу, а на учебу. Лишь после окончания военно-морского института выпускник должен подписывать свой первый служебный контракт. И лишь после нахождения его в течение 5-10 лет в офицерских званиях годы учебы в институте автоматически добавлять к общему сроку службы.
Сегодняшние курсанты, к сожалению, в связи с нововведениями (перевод на положение слушателей с проживанием вне стен ВМУЗа, ношение гражданской формы одежды и т.д.) не представляют себе повседневной военной организации вообще и своего места в ней как будущего офицера в частности.
Именно поэтому настала пора незамедлительно пересмотреть "демократические начала во ВМУЗах", где должен воцариться дух устава и настоящей, а не опереточной воинской службы. Необходимо повысить уровень внутреннего порядка, отработать организацию службы.
Вопрос практической подготовки выпускника к исполнению своих обязанностей по первичной должности сегодня актуален как никогда. Уменьшилась возможность отработки курсантов в процессе их учебы на кораблях в той мере, как это проводилось 5-10 лет назад, здесь нужно искать новые формы. Учитывая эти тенденции, мы полагаем сохранить укомплектованность за счет молодых офицеров, однако при нынешнем положении дел это сделать сложно. Мало того, что 30-летнего возраста в офицерских званиях достигают только 34% от числа поступивших в военно-морские институты кандидатов. Расчеты показывают, что до предельного возраста в соответствующих званиях из них "дотянет" всего 3%. И если нам не удастся выправить эту ситуацию, то мы не сохраним офицерские кадры для Военно-Морского Флота, и, самое главное, утратим в его становлении преемственность от тех, кто имеет неоценимый опыт боевых служб, эксплуатации и применения техники и оружия, полученный в 1980-е годы на кораблях ныне действующих проектов.

- Есть ли какие-нибудь особенности в проведении реформы, присущие конкретным флотам (например, Балтийскому или Тихоокеанскому)?
- Соответственно своему статусу Россия не может оставаться в стороне от мировых политических процессов. Она должна, во-первых, оказывать на них такое влияние, которое способствовало бы поддержанию прочного мира и стратегической стабильности на океанских и морских акваториях и, во-вторых, создавать благоприятные условия для экономического развития государства.
При предотвращении угроз Российской Федерации и ее союзникам в Мировом океане она исходит из приоритета политико-дипломатических, международно-правовых и других не военных мер, в том числе коллективных действий мирового сообщества, направленных на поддержание мира и пресечения актов агрессии в соответствии с принятыми международными процедурами.
В то же время решение задач парирования угроз и гарантированного обеспечения государственных интересов и безопасности Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане должно базироваться на поддержании достаточного военно-морского потенциала страны.
Проводимая в стране военная реформа предусматривает приведение Вооруженных Сил в соответствие с реальными потребностями и возможностями государства и включает в себя комплекс политических, экономических, социальных и правовых мероприятий, направленных на создание новой надежной обороны государства.
Подходы к реформированию Военно-Морского Флота основываются на необходимости эффективного решения задач мирного и военного времени по обеспечению национальных интересов России в Мировом океане и, конечно, учитывают состав, состояние и инфраструктуру сегодняшнего флота и перспективу его развития.
Главная задача состоит в поддержании требуемого уровня боевой готовности при одновременном приведении боевого состава и организационно-штатной структуры ВМФ к установленной Советом Безопасности Российской Федерации численности личного состава и выделяемым бюджетным ассигнованиям. Все вопросы реформирования ВМФ прорабатываются с учетом реальной и прогнозируемой военно-политической обстановки в мире. Нашей целью является не достижение превосходства на море и, тем более, не создание угрозы каким-либо государствам, а реализация способности осуществлять, прежде всего, сдерживающую функцию в интересах безопасности России и обеспечение военными методами военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений. В этом плане каких-нибудь особенностей в проведении реформы, присущих конкретным флотам, мы не выделяем.
Функции стратегического сдерживания глобальной военной угрозы останутся как за стратегическими ядерными силами, включая их морскую составляющую - ракетные подводные лодки стратегического назначения, так и силами общего назначения, способными противодействовать носителям обычного ракетного и авиационного оружия.
Такой подход позволит нам содержать в соответствующих регионах флоты, не ориентированные на конкретного противника, как это делалось раньше, а способные обеспечить оборону страны с морских направлений в случае возникновения любой ситуации, защитить национальные интересы России в Мировом океане, внести достойный вклад в миротворческие процессы, осуществляемые под эгидой ООН.

- Помимо задач военного переустройства ВМФ перед Вашим командованием стоят проблемы социальной адаптации увольняемых военных моряков и членов их семей: жилье, переподготовка, трудоустройство. Как решаются эти задачи?
- Как известно, Правительство Российской Федерации Постановлением от 15 октября 2001 года No729 приняло Государственную программу "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, членов их семей" на 2002 - 2005 годы.
В соответствии с этой программой на каждом флоте, флотилии созданы нештатные советы по социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению, и членов их семей. На кораблях и в частях действуют нештатные пункты (справочно-консультационные) по этим вопросам.
В 2002 году через эти структуры оказана помощь и проведено консультирование 2765 военнослужащих и членов их семей. В 12 ВУЗах, в соответствии с заключенными договорами, ведется переподготовка офицеров и мичманов, увольняемых в запас. Ежегодно более 200 человек получают гражданскую специальность. Флот плодотворно сотрудничает с Московской академией государственного и муниципального управления, Центральным институтом конверсии военных кадров, Дальневосточным государственным техническим университетом. Наиболее широко работа по переобучению увольняемых в запас развернута на Северном и Балтийском флотах.
У нас сложились добрые отношения с Московским Государственным университетом. Ежегодно на всех флотах работают выездные приемные комиссии МГУ и по результатам их работы более 30 матросов, отслуживших на флоте, с кораблей попадают прямо в студенческую семью.
Должен отметить, что в решении социальных вопросов неоценимую помощь оказывают флоту шефствующие над кораблями и частями субъекты Российской Федерации, города и организации. Таких шефов у флота более 300. Конечно, первенство в этом вопросе принадлежит Москве. Уважаемый Юрий Михайлович Лужков лично курирует эту работу. Уже заселены дома, построенные Москвой в Севастополе для военнослужащих Черноморского флота, заложен дом для Каспийской флотилии в Астрахани.
Более двух лет работает филиал Московского Государственного университета в Севастополе, где обучаются дети российских моряков. За год шефствующие регионы предоставили места для трудоустройства 700 уволенных в запас военнослужащих ВМФ.
Конечно, не все вопросы социального плана решаются так, как этого нам хочется. Есть серьезные проблемы с обеспечением жильем на флоте более 28 тыс. бесквартирных, с отселением уволенных военнослужащих из северных регионов и закрытых военных городков, трудоустройства жен офицеров, особенно, на Черноморским флоте и в отдаленных гарнизонах.
Тем не менее, мы настойчиво реализуем Государственную программу "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации". Так, только за два последних года 3374 семьи военнослужащих ВМФ получили жилье по программе "Государственные жилищные сертификаты".

- Рассматривается ли на флоте вопрос о переходе к несению службы на контрактной основе?
- Вопрос комплектования военнослужащими по контракту является приоритетным для Военно-Морского Флота. В связи с ухудшением качества и уменьшением количества призывных ресурсов, непрерывным возрастанием доли технически сложных вооружений и техники в ВМФ единственной возможностью для поддержания боевой готовности кораблей и воинских частей ВМФ является комплектование ВМФ профессионалами. В настоящее время перевести весь Военно-Морской Флот на комплектование должностей матросов и старшин военнослужащими по контракту не представляется возможным по объективным причинам. Поэтому мною принято решение о поэтапном переходе на комплектование военнослужащими по контракту наиболее важной составляющей Военно-Морского Флота - боевого состава подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов. Для осуществления задуманного была проведена большая подготовительная работа, которая включала анализ возможностей ВМФ по приему, размещению, обустройству и обеспечению всеми видами довольствия военнослужащих по контракту, проведение агитационно-массовой работы среди военнослужащих по призыву, подлежащих увольнению в запас, организацию дополнительного планирования комплектования и другие важные мероприятия.
В настоящее время прием на военную службу по контракту осуществляется в соответствии с запланированными нормами. Насколько будет успешен этот эксперимент - покажет время.

- После гибели атомной подводной лодки "Курск" Россия и НАТО приступили к консультациям по оказанию помощи экипажам аварийных подводных лодок и выработке практических механизмов взаимодействия при наступлении таких случаев. Нельзя ли подробнее осветить этот вопрос?
- Первые шаги по сотрудничеству России и НАТО были предприняты в 1996 - 1998 годах, когда страны НАТО приступили к созданию новой системы спасения экипажей аварийных подводных лодок. С целью повышения уровня стандартизации при создании системы была образована проектная группа PG 38 военного агентства НАТО по стандартизации, на заседания которой приглашались представители Минобороны России (ВМФ).
По результатам работы в 1996 - 1998 годах достигнуты следующие основные результаты:
- подтверждена заинтересованность НАТО в сотрудничестве с Россией в сфере поиска и спасения на море;
- определена головная организация по дальнейшему сотрудничеству - Минобороны России.
Начиная с 2000 года работы в сфере поиска и спасения на море продолжились под эгидой Совместного Постоянного Совета Россия-НАТО (СПС). 3-4 ноября 2000 года была проведена первая рабочая встреча представителей России и НАТО в формате СПС.
В ходе этой встречи были обсуждены вопросы дальнейших работ по поиску и спасению на море:
- передано заключение о технической возможности выполнения ВМФ России стандартов НАТО;
- перечень инцидентов с подводными лодками, о которых стороны извещают друг друга;
- предложения по сотрудничеству в области медицинских аспектов спасения;
- предложения по проведению совместных учений.
На встрече была выработана программа работы России и НАТО по сотрудничеству на первое полугодие 2001 года. Данная Программа была утверждена министрами обороны России и стран НАТО 5 декабря 2000 года. Результатом выполнения мероприятий этой программы должно стать подписание Рамочного документа между Минобороны России и НАТО по спасению экипажей подводных лодок (далее - Рамочный документ).
В настоящее время Рамочный документ находится на согласовании в странах НАТО. В России текст Рамочного документа прошел согласование в заинтересованных органах исполнительной власти, за исключением Минюста России.
В декабре 2002 года планируется подписание Рамочного документа, который станет юридической базой для участия сил и средств ВМФ России в учениях ВМС стран НАТО по поиску и спасению экипажей ПЛ. Этот документ позволит активизировать сотрудничество в данной области.
28 мая 2002 года в Риме (Италия) была подписана Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств - членов НАТО, в которой сотрудничество в области поиска и спасения на море признано одним из приоритетных.
Результатом двухлетней работы стали:
- регулярные встречи (порядка 14 встреч) в рабочих группах НАТО по вопросам поиска и спасения экипажей аварийных ПЛ, навигационному и гидрометеорологическому обеспечению спасательных операций на море, кораблестроению и промышленным программам вооружения;
- руководство НАТО предложило России расширить сотрудничество по следующим направлениям: создание малых боевых кораблей, электромагнитная совместимость кораблей, минное оружие и противоминная оборона, защита окружающей среды.
- участие российских офицеров на уровне наблюдателей в учениях ВМС стран НАТО по поиску и спасению экипажей ПЛ (командно-штабное учение "Феникс" на картах - март 2001 г., Нортвуд, Великобритания и полномасштабное учение по поиску и спасению экипажей аварийных ПЛ "Сорбет Роял-2002" - май 2002 г., Северное море, Дания).

- В 2017 году истекает срок действия соглашения между Россией и Украиной о присутствии на территории Крыма Черноморского флота. Конечно, этот вопрос будет решаться на государственном уровне. Но и наши военные моряки, как прямо заинтересованная сторона, очевидно, имеют на этот счет свое мнение?
- По нашему мнению, сил и средств Черноморского флота, системы базирования достаточно для того, чтобы решать все задачи, стоящие перед Черноморским флотом в регионе его базирования по обеспечению безопасно-сти России, а соглашения открыли хорошие перспективы для взаимодействия двух флотов в духе братской дружбы, что должно быть между умными братьями. Это соглашение базируется на договоре об основах государственно-политических отношений между Россией и Украиной.
Если вспомнить всю нашу великую общую историю, то подписи президентов под этими документами поистине бесценны.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, посетив с рабочим визитом Севастополь 18 апреля 2002 года, заявил: "Мы придаем развитию Черноморского флота большое значение и исходим из того, что в сохранении Черноморского флота здесь в Севастополе заинтересованы как Украина, так и Россия. Что касается статуса Черноморского флота, то он уже определен, и никакие изменения в этом смысле не намечаются"... "Черноморский флот стоит на рейдах России и Украины. И в интересах наших стран, чтобы Севастополь и впредь был символом боевого содружества и сотрудничества двух великих славянских народов, центром взаимодействия Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины".
Военные моряки полностью поддерживают политику нашего государства по сохранению Черноморского флота в Севастополе.


http://voin-brat.ru/content/view/150/20/

Док. 494258
Перв. публик.: 13.06.08
Последн. ред.: 21.09.08
Число обращений: 75

  • Куроедов Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``