В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тимофей Бордачев: `Невидимой руки` недостаточно Россияне любят бизнес... Но хотят, чтобы государство наладило более плотный контроль за предпринимателями Назад
Тимофей Бордачев: `Невидимой руки` недостаточно Россияне любят бизнес... Но хотят, чтобы государство наладило более плотный контроль за предпринимателями
Активизация роли государства - ответ на глобализацию бизнеса, его укрупнение и усиление, отмечает Лисово лик. Во всем мире правительства пытаются усилить влияние на бизнес и формируют соответствующее общественное мнение, констатирует директор Центра европейских исследований ВШЭ Тимофей Бордачев.
Государство должно контролировать деятельность крупного бизнеса

Даже продвинутые граждане 22 стран считают, что государство должно контролировать важные секторы экономики. Среди россиян это мнение особенно распространено

Большинство опрошенных ( 69%) социологической компанией Ipsos-Reid респондентов верят (см. рисунок), что именно бизнес, а не правительства управляют миром. С утверждением, что крупные корпорации могущественнее национальных правительств, согласен и 61% опрошенных россиян. Население Западной Европы и Северной Америки оценивает влиятельность бизнеса еще выше. И лишь жители Сингапура (39%) и Японии (43%) не согласны, что бизнес сильнее правительств.

Но при этом 75% россиян верят, что крупный бизнес слишком сильно влияет на решения правительства. А по числу считающих, что крупные производства должны контролироваться правительством, Россия вообще на первом месте - 85%.

Похожее мнение у большинства респондентов из Турции, Мексики, Аргентины, Германии, Франции и Испании. Наоборот, жители Бразилии, Японии, Бельгии, США, Канады, Италии, Южной Кореи, Индии, Австралии и Великобритании уверены, что контролировать важные секторы экономики - не задача государства.

Подавляющее большинство опрошенных россиян, французов и англичан согласны, что правительство должно более агрессивно регулировать деятельность национальных и международных корпораций. За более активную роль государства выступают жители Аргентины, Мексики, Бразилии, Австралии. И лишь в Южной Корее и Японии так думает менее половины людей.

В тройке лидеров россияне и по числу согласных (76%) с тем, что крупнейшие корпорации позитивно влияют на их жизнь. Лишь в Сингапуре ( 87%) и Индии ( 83%) так думает еще большая доля респондентов. Жители нескольких стран (в основном Западная Европа и Северная Америка) негативно оценивают влияние крупного бизнеса. Больше всего его не любят французы (72%).

В начале 1990-х население России противоречиво относилось к малому и среднему бизнесу, но выступало против приватизации крупных секторов экономики, отмечает замдиректора " Левада центра" Алексей Гражданкин. С тех пор картина не изменилась. Негативное отношение к влиянию бизнеса на власть сформировалось в 1990-е гг., когда произошло сращивание бизнеса и государства, согласен экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Большинство населения России привыкло, что крупные секторы экономики должны принадлежать государству или контролироваться им, считает партнер "Башкирова и партнеры" Елена Башкирова.

Население стран с переходной экономикой больше доверяет госрегулированию и госсобственности, говорит ректор РЭШ Сергей Гуриев.

Склонность к увеличению роли государства - это поиск защитника в лице государства, считает ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, но защитник из него плохой.

Разное отношение к крупному бизнесу и роли государства в странах со схожими экономиками определяется особенностями их истории, отмечают эксперты. Так, противоречивые результаты опроса в Аргентине и Бразилии Эмиль Дабагян из Института Латинской Америки РАН объясняет дефолтом, который в 2001 г. произошел в Аргентине. Из-за дефолта население Аргентины стало меньше доверять частному бизнесу в отличие от Бразилии, избежавшей таких потрясений.

Активизация роли государства - ответ на глобализацию бизнеса, его укрупнение и усиление, отмечает Лисово лик. Во всем мире правительства пытаются усилить влияние на бизнес и формируют соответствующее общественное мнение, констатирует директор Центра европейских исследований ВШЭ Тимофей Бордачев. Но ни в одной стране мира общественное мнение не влияет на политику государства, уверен Мау.

Иногда деятельность государства ведет к уменьшению его влияния на бизнес, а приватизация - к его усилению. Электроэнергетика - это отрасль, которая на 90% контролируется государством, говорит представитель РАО ЕЭС Марита Нагога. Но в результате заканчивающейся реформы в частную собственность перейдут сбыт и генерация энергии. Тем не менее когда РАО перестанет существовать, роль государства в монопольных секторах должна быть усилена, допускает Нагога: ужесточится внимание ФАС с целью предотвращения локальных монополий на рынке.


http://www.hse.ru/news/1163625/1147715.html

Ведомости. 09.01.2008

ФИЛИПП СТЕРКИН


Док. 494079
Перв. публик.: 09.01.08
Последн. ред.: 21.09.08
Число обращений: 119

  • Бордачев Тимофей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``