В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На этой неделе в центре внимания опять оказался космос Назад
На этой неделе в центре внимания опять оказался космос
Благополучное возвращение на Землю 11-го экипажа МКС и заявление руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова о там, что Россия больше не будет бесплатно возить в космос американских астронавтов, запуск в космос второго китайского пилотируемого корабля и его возвращение домой... Все эта заставляет задуматься: какое космическое будущее ждет Россию?

В конце сентября новый руководитель NASA Майкл Гриффин во всеуслышание заявил, что последние 20 лет в истории американской космонавтики были ошибкой. По мнению Гриффина, NASA свернуло с правильного пути в 1970-х годах, когда агентство закрыло программу Apollo по исследованию Луны и начало разрабатывать программу полетов шаттлов, которая унесла жизни 14 американских астронавтов, и создания МКС, потратив 0на это благородное дело около 150 млрд долларов. Сюда же надо прибавить расходы на содержание МКС, - после завершения строительства станции они составят 100 млрд долларов. "Если бы решение принимал я, мы бы никогда не построили на орбите ту космическую станцию, которую строим сейчас", - считает руководитель NASA Стремясь возвратить Американское космическое агентство на путь истинный, Майкл Гриффин делает упор на колонизацию Солнечной системы. "Если человечество хочет существовать на протяжении сотен тысяч или миллионов лет, мы, в конце концов, будем обязаны заселить другие планеты. Виды, которые обитают на одной планете, не могут выжить в течение длительного периода времени", - считает он. В качестве возможных мест обитания человечества глава NASA указывает Луну, Марс, спутники Юпитера, а также астероиды. Осваивать Солнечную систему надо начинать уже сейчас, чем и собирается в ближайшие 50 лет заниматься NASA. Для начала американцы планируют вернуться на Луну, которая станет плацдармом для дальнейшей колонизации Марса. Первый полет к нашему спутнику запланирован на 2018 год. Учитывая, что все ресурсы NASA будут брошены на эту цель, все остальные космические программы, в том числе МКС, будут, скорее всего, свернуты. Заявление Майкла Гриффина стало полной неожиданностью как для европейцев, так и для россиян - основных партнеров NASA по МКС. Как следствие, центральной темой Дней космической науки, проходивших в начале октября в Институте космических исследований (ИКИ) РАН, стал вопрос о дальнейших путях развития космонавтики. Своими соображениями с читателями "МН" поделились ведущие отечественные и зарубежные ученые.

- Уважаемые господа, означает ли заявление Майкла Гриффина, что Россия также должна бросить все силы на колонизацию Луны и Марса?

Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН:

- Сейчас достаточно много говорят о программе освоения человеком Луны, марсианских пилотируемых полетах, но вряд ли все эти проекты могут стать действенным инструментом развития космической науки. Более того, включение их в Федеральную космическую программу может поставить под угрозу срыва и без того немногие проекты фундаментальных исследований в космосе. Тем не менее Марсом мы занимаемся. Ученые из нашего института принимают участие в экспериментах на американских марсоходах Spirit и Opportunity, а также в первой европейской планетной миссии Mars-Express. На 2009 год запланирован запуск космического аппарата "Фобос-Грунт", который должен доставить на Землю образцы почвы со спутника Марса. Пока что это единственный национальный проект по исследованию тел Солнечной системы, включенный в Федеральную космическую программу.

Александр Алферов, исполнительный секретарь Совета по космосу РАН:

- Мы решили делать ставку на те области, где российские ученые имеют приоритет перед американскими и европейскими коллегами. В частности, на доставку реликтового вещества с Фобоса, исследование Венеры. Проблема в другом - наши ученые очень быстро создают приборы в кооперации с зарубежными коллегами, а аппаратов для доставки их на орбиту нет.

- Может быть, лучше не изобретать велосипед, а присоединиться к американской программе освоения Луны и Марса?

Лев Зеленый:

- После того как разработанный в нашем институте нейтронный детектор ХЕНД, размещенный на борту американского орбитера Mars-Odyssey, обнаружил огромные запасы воды непосредственно под поверхностью Марса, мы получили заказ на еще одну его разновидность. Новый детектор будет размещен на большом долгоживущем марсоходе МНЛ-2009. С его помощью планируется локально определять содержание водорода в марсианском грунте. К сожалению, наше сотрудничество с NASA развивается не так быстро, как нам хотелось бы. Во многом это связано с чехардой в самом Американском космическом агентстве, руководители которого меняются с поистине космической скоростью. Тем не менее нам удавалось найти общий язык со всеми лидерами NASA.

Евгений Шарков, заведующий отделом исследования Земли из космоса ИКИ:

- Да не пустят американцы нас в свою лунно-марсианскую программу! Они-то и работы наших ученых стараются не признавать. Точно так же NASA не идет на сотрудничество с европейцами. Зачем им это, когда у них самый большой космический бюджет в мире? Еще Клинтон влегкую дал NASA 4 млрд долларов, как только они попросили. Россия при всем желании столько денег на колонизацию Луны и Марса выделить не сможет.

Роальд Сагдеев, профессор Мерилендского университета (США), консультант NASA:

- Пилотируемая экспедиция на Марс - проект крайне дорогостоящий, даже такой супердержаве, как США, в одиночку его не потянуть, так что рано или поздно к нему присоединятся и Россия, и ЕС, и другие желающие.

- Почему бы России не пойти другим путем, сосредоточившись на орбитальных исследованиях?

Евгений Лупян, заместитель директора ИКИ:

- У нас имеется хороший задел в этой области. За последние 5 лет нами разработаны системы мониторинга рыболовецкого флота, лесных пожаров, сейчас делаем аналогичную систему для сельского хозяйства. В перспективе можно сделать систему для исследования глобального потепления, изучения различных экологических систем.

Евгений Шарков:

- Если бы американцы меньше думали о колонизации Луны и Марса, а обращали бы больше внимания на космический мониторинг тропических циклонов, трагедии Нового Орлеана можно было бы избежать. Не стоит повторять их ошибки.

Сергей Авдюшин, директор Института прикладной геофизики РАН:

- Чтобы давать населению исчерпывающую информацию о грядущих стихийных бедствиях, надо иметь большое число спутников, которые бы обозревали Землю из космоса. С их помощью можно не только своевременно заметить зарождение тропического циклона, но и ослабить его мощность, подобные эксперименты уже проводились. Второй шаг - изучение атмосферных явлений, связанных с землетрясениями, и, соответственно, их прогнозирование. Ну и, разумеется, всестороннее изучение влияния электромагнитных бурь на здоровье человека.

Владимир Кузнецов, директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИ) РАН:

- У нас накоплен уникальный опыт в изучении "космической погоды". Российско-украинский спутник "Коронас" вот уже 4 года отслеживает процессы, протекающие на Солнце.

- Пока что серьезные научные исследования на орбите могут проводиться только на борту МКС, а судьба ее, если из проекта выйдут американцы, под большим вопросом.

Лев Зеленый:

- Будем надеяться, что этого никогда не произойдет. Сейчас МКС сжирает две трети всего космического бюджета России, в одиночку нам этот дорогостоящий проект не потянуть. Впрочем, пока что ситуация складывается благоприятно. После прекращения полетов шаттлов наши "Союзы" остаются единственным средством транспорта на МКС. В настоящее время руководство NASA интенсивно добивается в Конгрессе отмены запрета на использование ракетоносителей других государств. Будем надеяться, что американцы, как порядочные люди, будут оплачивать проезд на наших "Союзах".

Станислав Климов, профессор:

- Шаттлы и МКС могли бы себя окупить, если бы на МКС было организовано производство особо чистых биопрепаратов и других веществ, которые бы доставлялись на Землю. Такие идеи витали в воздухе, однако Россия сейчас не в той экономической ситуации, чтобы позволить себе подобные эксперименты.

Владимир Кузнецов:

- Да ничего страшного после ухода американцев с МКС не произойдет. Был период, когда шаттлы не летали к МКС, и ничего - мы поддерживали станцию в рабочем состоянии своими силами.

Роальд Сагдеев:

- Не очень понятно, как партнеры по МКС собираются продолжать работу без американцев, ведь Международная космическая станция изначально проектировалась под шаттлы. Сейчас, к примеру, возник вопрос - как доставить на МКС альфа-спектрометр, прибор чрезвычайно дорогостоящий и крупный, который в "Союз" при всем желании не помещается.

Лев Зеленый:

- Проблема МКС встанет в полный рост лет через 10, когда американцы всерьез займутся Луной и Марсом, а нам надо будет решать, куда движется российская космонавтика - осваиваем околоземную орбиту, колонизируем Луну или Марс или сосредотачиваемся на непилотируемых миссиях. Однако в конечном итоге все будет зависеть от объема финансирования.

***

В КОСМОС ЗА СВОЙ СЧЕТ

14 июля 2005 года правительство РФ одобрило Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы, в которой ясно говорится, что Россия собирается вернуться в клуб ведущих космических держав.

Для реализации этой великой цели в 2005-2008 годах в космос отправятся 7 космических аппаратов связи, 3 спутника метеонаблюдения, 3 дистанционного зондирования Земли, 3 научных, 2 спасательных. К 2015 году российская орбитальная группировка увеличится до 70 спутников. Сегодня, напомним, вокруг Земли вращается всего 33 российских космических аппарата, большая часть которых устарела морально и физически. Да и Международную космическую станцию (МКС) Роскосмос не собирается бросать на произвол судьбы. В 2008 году на МКС планируется запустить еще один модуль. В перспективе обслуживать ее станет российский космический корабль многоразового использования "Клипер", который будет создаваться совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА). Будут выполнены и масштабные научно-производственные работы по созданию перспективных ракет-носителей "Ангара" и "Союз-2". Не останется забытым и Марс. На первом этапе в 2009 году мы отправим к Красной планете беспилотный летательный аппарат, который исследует спутник Марса Фобос и вернется на Землю с образцами его грунта. Разумеется, реализация столь масштабной космической программы потребует дальнейшей модернизации космодромов Байконур и Плесецк, но "Россия с этой задачей справится", - убежден Анатолий Перминов.

Программа, что ни говори, хорошая. Весь вопрос - на какие деньги она будет осуществлена? Пока что осваивать околоземное пространство и посылать экспедиции к другим мирам Российское Федеральное космическое агентство собирается за весьма скромную сумму в 305 млрд рублей, из которых 175 млрд составит государственное финансирование, еще 130 млрд планируется привлечь со стороны, в частности за счет дальнейшего развития космического туризма.

***

ПОЧЕМ КОЛОНИЗИРОВАТЬ БУДЕМ?

На сегодняшний день стоимость американской миссии на Луну, запланированной на 2018 год, оценивается в $104 млрд. Из этой суммы 10 млрд долларов пойдет на разработку нового пилотируемого исследовательского корабля CEV. Дальнейшая колонизация Луны обойдется США в $217 млрд, которые должны быть освоены к 2025 году. Для достижения этих целей бюджет NASA в 2006 году увеличивается на 16,4 млрд.





http://www.ras.ru/


Док. 493973
Перв. публик.: 18.10.05
Последн. ред.: 20.09.08
Число обращений: 184

  • Зеленый Лев Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``